Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

5)Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без   исключения   составляющим.   Соответственно   инвестирование   сюда сопряжено        со        значительными        объективными        трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных   факторов    (например,    специализацией    на   добывающих отраслях промышленности).

6)Группа еще с более низким потенциалом представлена преимущественно автономиями и наиболее слабо развитыми республиками, а также отдельными территориально и экономически изолированными регионами Дальнего Востока (Сахалинская и Камчатская области).

7)Очень высокий риск при низком потенциале. Неблагоприятная этнополитическая ситуация, сложившаяся в Чечне, Дагестане и Ингушетии, делает эти районы пока мало привлекательными для инвесторов.

При анализе инвестиционного  потенциала региона следует отметить, что он отличается значительной «консервативностью». В последние годы его относительно быстрое наращивание происходило  лишь в узкоспециализированных регионах нефтегазодобычи.

Вообще роль российских крупных компаний в отраслях экономики  регионов России в целом довольно значительна, и она определяется теми активами, которыми бизнес-группы владеют сейчас в различных регионах. Приход крупного бизнеса в те или иные отрасли региона привел, как правило, к увеличению роли этих отраслей в экономике регионов (иначе говоря, к росту зависимости экономики субъектов РФ от отраслей их специализации). Это можно проследить на ряде ключевых отраслей – нефтяной, угольной и других.

Инвесторы продолжают игнорировать потенциально благоприятный инвестиционный климат, созданный в ряде регионов страны. Их активность не соответствует  ни достаточно весомому местному инвестиционному  потенциалу, ни относительно низкому  риску.

Так, отечественные инвесторы недостаточно учитывают довольно благоприятное сочетание инвестиционного климата и потенциала в Центральной России (в Ивановской, Владимирской, Ярославской, Тамбовской, Смоленской и Орловской областях, а также в Псковской, Мурманской областях и в Республике Мордовия). Иностранные инвесторы уделяют недостаточно внимания Оренбургской, Астраханской, Курской, Пензенской, Костромской областям, Чувашии, Адыгее, Мордовии, Ненецкому АО

Выявленные межрегиональные  инвестиционные диспропорции во многом обусловлены общим дефицитом как отечественных, так и иностранных инвестиционных ресурсов, привлекаемых в Россию вследствие ее общей высокой (а с 2007 года и сверхвысокой) инвестиционной рисковостью на фоне других стран мира. Существенным фактором недоинвестирования является также и слабая информированность об инвестиционном климате того или иного региона. 

Постепенное создание более  благоприятных условий для инвестирования существенно повышает роль регионов в развитии инвестиционной деятельности. Слабость государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне тем более усиливает потребность перенесения центра тяжести формирования многих аспектов благоприятного инвестиционного климата в регионы.Одним из методов поддержки регионов России, является реализация Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), которая  включает финансирование Федеральных целевых программ (ФЦП), часть из которых напрямую относится к регионам. Как правило, ФЦП направлены на социально-экономическое развитие каких-то конкретных округов.

 

Вопрос  №26 Региональная инвестиционная стратегия

Правительство республики ведет последовательную работу по повышению инвестиционной привлекательности Калмыкии. В республике действует льготный налоговый режим. Инвестиционная политика Республики Калмыкия строится в нескольких направлениях развитие регионального инвестиционного законодательства и другой нормативной базы в сфере поддержки бизнеса; формирование информационной открытости региона; создание специализированной рыночной инфраструктуры, обеспечивающей инвестиционный процесс. 

 Особое внимание  Правительство и Народный Хурал  (Парламент) Республики Калмыкия  уделяют повышению инвестиционной  привлекательности. Разработан и  принят Закон Об инвестиционной  деятельности в Республике Калмыкия, осуществляемой в форме капитальных вложений, который предусматривает налоговые льготы инвесторам. Подготовлен проект Закона Об инвестиционной деятельности в Республики Калмыкия, в котором большое внимание уделено гарантиям инвестиций, административным условиям деятельности капитала, развитию инфраструктуры инвестиций и предусматривается формирование ежегодной инвестиционной программы. В республике создана система постоянного сопровождения перспективных инвестиционных проектов. Кроме этого в республике созданы все условия для развития малого бизнеса (защита интересов, материальное стимулирование, методическое и консалтинговое сопровождение).   

Структуры поддержки и  обслуживания бизнеса  
  В республике активно функционируют различные структуры, ориентированные на поддержку развития предпринимательства всех видов.  
  Министерство инвестиционной политики Республики Калмыкия - привлечение инвестиций в экономику республики из внебюджетных источников.  
  Министерство внешнеэкономических связей Республики Калмыкия осуществляет государственный контроль за внешнеэкономической деятельностью в Республике Калмыкия, повышает эффективность экспортных операций субъектами хозяйственной деятельности 

 Торгово-промышленная  палата Республики Калмыкия (ТПП  РК), учрежденная в 1992 году и вошедшая в систему территориальных палат Российской Федерации, имеет доступ к Единой информационной системе ТПП России и оказывает клиентам информационные, рекламные, экспертные, консультационные и другие услуги. Деятельность Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Калмыкия направлена на создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства.  

 Республиканский  центр реформирования АПК и  развития промышленности Республики  Калмыкия, организованный в 1998 году, имеет целью проведение реорганизации сельскохозяйственных предприятий, прежде всего неплатежеспособных, реализацию пилотных проектов и выполнение государственной программы по приватизации земель сельскохозяйственного назначения.  
  Реализуется республиканская программа информатизации, для этого при Администрации Президента Республики Калмыкия создан информационно-аналитический центр и ГУП Универсальная Сеть Калмыкии - цель которого создание программного обеспечения и внедрение информационных технологий, разработка и содействие в реализации перспективных бизнес-проектов.  

Стратегия развития  
  Стратегическими целями социально-экономической политики в республике на долгосрочную перспективу являются модернизация экономики, повышение устойчивых темпов экономического роста, последовательное повышение уровня и качества жизни населения на основе повышение конкурентных преимуществ экономики, её рационализации и переориентации региональных особенностей, с учетом возрождения и сохранения национальных традиций 

 Улучшение  экономической ситуации в республике обеспечивается за счет модернизации хозяйственной специализации, реализации высокоэффективных и быстро окупаемых проектов, рационального использования имеющихся финансовых и природных ресурсов, а также выгодного географического расположения, что позволяет создавать новые рабочие места, сохранить и развивать образовательное и культурное пространства.  
  Достижение намеченных целей требует решения определенных задач в области развития топливно-энергетического и транспортного комплексов республики, комплекса сельского хозяйства и переработки, туризма.  

Агропромышленный комплекс  
  Важное значение в развитии экономики республики имеет переработка местного сырья и продукции сельского хозяйства - мяса, рыбы, овощей, шерсти, меховой овчины, кожевенного сырья и пушнины.  
  В связи с этим, в основу мер по развитию агропромышленного комплекса республики положены последовательная структурная перестройка данного сектора экономики на основе комплексного его функционирования; максимальное использование имеющегося потенциала с целью насыщения рынка продовольствием и сельскохозяйственным сырьем; возрождение традиционного пастбищного животноводства, повышение плодородия почв, развитие земельной реформы, сохранение земельных ресурсов степной зоны Юга России, как основы жизни и деятельности населения, создание условий для устойчивого развития сельских территорий и социального обновления села; 

 Развитие  материально-технической базы и  наращивание производства сельскохозяйственной  продукции позволит укрепить сырьевую базу перерабатывающей промышленности, улучшить удовлетворение потребности регионального рынка и выход готовой продукции на межрегиональный рынок.  
  В целях оживления промышленного производства перерабатывающих предприятий в республике намечается постепенный переход к модели экономики, рост которой будет обеспечиваться за счет более быстрого и ускоряющегося развития перерабатывающей промышленности, выпуска конкурентоспособной готовой продукции, развития сети перерабатывающих межрайонных предприятий.  

Развитие сферы информационных технологий  
  Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий. Применение современных технологий обработки и передачи информации имеет решающее значение как для повышения конкурентоспособности экономики и расширения возможностей для интеграции ее в мировую систему хозяйства, так и для повышения эффективности процессов государственного управления на всех уровнях власти, в государственном и негосударственном секторах экономики. Понимание руководством республики значимости внедрения информационных технологий в народное хозяйство подтверждается определением на республиканском уровне как приоритетных таких проектов как Создание центра космического мониторинга на базе НИЦ Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований, Парк программных технологий - Калмыцкая интернет-республика.

 

Вопрос  №27 Корпоративное управление: теоретический обзор

    1. Постулаты теории корпоративного управления

Базируясь на учете  многообразия типов корпоративных  структур, сложившихся методологических подходов к их анализу, отечественном  и зарубежном опыте управления, можно  сформулировать следующие наиболее общие постулаты эффективного корпоративного управления: Голубков Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России: инвестиционный кризис и практика оффшорных операций. - М.: Альпина, 2002.

1.Согласованность  и гармония взаимодействия корпоративного («среднего») и макроуровневого звена  управления экономикой, разумное «вписывание» деятельности крупных корпораций в систему основных макроэкономических стратегий и регуляторов.

2.Ответственность  и компетентность действий корпоративных  управляющих (исполнительных органов  корпораций) по отношению к реализации целей, интересов и стратегий корпоративных собственников (акционеров).

3.Достижение  синергии интеграционного взаимодействия  отдельных юридических лиц в  рамках хозяйственной деятельности  корпоративного объединения в  целом.

Особо хотелось бы подчеркнуть значимость для российской экономики первого из упомянутых постулатов, который естественен для цивилизованной практики индустриального развития. Не решив общесистемных задач поведения мезоуровневого звена в экономике (что, безусловно, предполагает партнерство и взаимный уважительный диалог между властью и бизнесом), вряд ли можно рассчитывать на устойчивость и перспективу высоких социально-экономических результатов в деятельности крупнейших компаний. Следует указать, что в известном рекомендательном документе, принятом в 1999 г. Организацией экономического сотрудничества и развития («Принципы корпоративного управления ОЭСР»), четко определена общественная роль корпораций, подчеркнуто, что необходимо добиваться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества. При этом национальные правительства играют главную роль в создании правового, институционального и регуляторного климата, в котором функционируют корпорации. В то же время именно на частном (корпоративном) секторе лежит основная ответственность за общую эффективность национальной экономики.

Безусловно, что  каждый из вышеперечисленных общесистемных  постулатов управления корпоративными структурами может и должен быть трансформирован в перечень более  конкретных положений (принципов), имеющих ясное операциональное значение.

1.2Основные принципы  теории корпоративного управления

Последовательная  и эффективная реализация первого  из вышеупомянутых постулатов предполагает, в свою очередь, опору на ряд принципиальных положений, обусловливающих эффективное взаимодействие крупного бизнеса, власти и общества. Например, к таким положениям можно отнести следующие: принцип методологического и информационного взаимодействия ведущих национальных корпораций и власти в процессе разработки региональных, отраслевых и общегосударственных социально-экономических прогнозных и программных документов; принцип определенности, регламентации и стабильности состава функций и методов государственного регулирования крупного бизнеса; принцип разумной открытости крупного бизнеса перед властью и обществом, объективности и полноты информирования широкой общественности об основных результатах, приоритетах и ценностях ведущих корпоративных объединений; принцип признания наличия зон «взаимного невмешательства» крупного бизнеса в вопросы, относящиеся к прямой прерогативе власти и наоборот; принцип ответственности руководителей крупного бизнеса перед обществом и государством за состояние контролируемых сфер экономики и др. Макаревич Л. Корпоративному управлению, стратегическому планированию, маркетингу - системный подход // Общество и экономика. - 2004. - №7-8.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление