Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций
Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.
При классификации видов ВЭД предприятий большинство учёных включают в их состав: экспорт услуг, работ; экспорт товаров, приобретённых для перепродажи; экспорт продукции собственного производства; импорт услуг, товаров; импорт сырья; бартерные операции; получение и предоставление валютных займов и кредитов; формирование уставного капитала иностранным капиталом; посреднические услуги внешнеэкономических сделок; лизинговые операции; операции с ценными бумагами; реэкспорт; реимпорт. Перечисленные виды ВЭД могут быть сгруппированы по каким-либо признакам в более агрегированные группы или, наоборот, детализированы. Например, каждый из указанных видов внешней торговли может быть составной частью других форм ВЭД, в частности, получение иностранных кредитов можно рассматривать как экспорт услуг.
Дальнейший процесс интеграции российской экономики и мировой экономической системы, прежде всего, требует более совершенной системы бухгалтерского учёта и контроля во внешнеэкономической деятельности. Реализация таких подходов лежит через дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы регулирования ВЭД, сокращение административных и расширение экономических методов таможенно-тарифного регулирования ВЭД, усиление экспортного и валютного контроля.
Приоритетной представляется
экономическая политика, идущая по
пути всё большего сосредоточения вывоза
сырья в рамках государственных
структур и одновременного создания
благоприятных условий для
В современных условиях
предприятия имеют право
Наибольший опыт управления ВЭД накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).
Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм, осуществляющих внешнеторговые операции, можно условно разделить на три группы:
группа отделов и служб, осуществляющих планирование;
группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом;
группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений.
Создание такой разветвлённой структуры управления ВЭД характерно для предприятий независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках. Однако, количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы
Вопрос №30 Участники ВЭД как субъект госрегулирования
Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в нашей стране появилось в 1987 г. В связи с необходимостью изменения системы управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей (ВЭС) и ВЭД на уровне предприятий. В результате в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: ВЭС и ВЭД, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер ВЭС.
Внешнеэкономические связи представляют собой формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.
Содержание ВЭС состоит в безусловном обеспечении экспортных экономических государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе финансово-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений России, достигнутых, как правило, в рамках международной специализации и кооперации.
Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляются федеральными структурами, т.е на правительственном уровне, по стратегически важным позициям через систему государственного заказа и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организации, определяются в качестве государственных заказчиков по экспорту, с функцией периода исполнения государственного заказа.
Государственный заказ является директивным планом, включающие контрольные цифры на производство экспортной продукции за счёт государственных средств.
Главная привлекательность государственного заказа состоит в стопроцентной гарантии оплаты исполненного предприятием обязательства. Такая гарантия сбыта продукции позволяет размещать госзаказ на конкурентной основе, представлять жесткие требования к заданным параметрам по качеству, техническим характеристикам и срокам исполнения.
К государственным заказам приближают и заказы региональных органов власти, финансируемых за счёт государственного бюджета.
ВЭД представляет совокупность
производственно-хозяйственных, организационно-экономических
и оперативно-коммерческих функций
экспортоориентированных
ВЭД, в отличие от ВЭС осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспорта импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельностью, как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.
ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а так же юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.
Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчёт на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учётом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.
Различают следующие виды ВЭД:
· Внешнеторговая деятельность
· Производственная кооперация
· Международное инвестиционное сотрудничество
· Валютные и финансово-кредитные операции
В российской практике ВЭД
реализуется преимущественно
- ВТД - это предпринимательство в обл. международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.
- Международное инвестиционное
сотрудничество - предполагает одну
из форм взаимодействия с
- Производственная кооперация - в составе ВЭД предприятий и фирм так же представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутреннем и внешнем рынках, до доведения её до конечных потребителей.
- Валютные и финансово-
Однообразие и неизменность импортных позиций в течение длительного периода привели к прекращению развития в стране многих отраслей и направлений пр-ва. Импортные поставки промышленного оборудования через посредников в лице внешнеторговых объединений не были адресными, к тому же не предусматривалась ответственность за своевременный ввод оборудования в эксплуатацию.
Значительный урон развитию
ВЭД нанесла так же устойчивая
модель товарообмена с восточно-европейскими
странами, основная преимущественно
на сложившихся в прошлом
Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.
Международный обмен товарами экономически целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортных товаров меньше общественного труда, чем должна затратить на производство товаров взамен импортируемых (на средства, вырученные от экспорта).
Следовательно, товарообмен
может быть выгоден всем странам
при условии правильного
При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив за экспортный товар валюту, обеспечить себе возможность импорта товаров.
Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать производство экспортной продукции, которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств.
Вопрос №31 Стратегия развития ВЭД в России
На современном этапе развития России внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) выступает важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета.
Растут иностранные инвестиции в экономику России: в 2003 году было привлечено 30 млрд. долларов, в том числе прямые инвестиции - 7 млрд., это наполовину больше, чем в 2002.
Важным итогом в развитии ВЭД страны явилось также устойчивое положительное сальдо торгового баланса. Это было достигнуто за счет резкого сокращения государственного импорта и увеличения экспорта сырьевых товаров. Доходы от внешней торговли значительно ослабляют нагрузку на расходную часть бюджета.
Тем самым уже в среднесрочной перспективе удаётся выйти из тяжелейшего валютно-финансового кризиса.
Вместе с этим на фоне положительных тенденций в развитии ВЭД есть и негативные стороны:
привлекаемый
иностранный капитал
экспорт России продолжает носить ярко выраженный сырьевой характер. На долю пяти товарных групп приходится около 80% экспорта (топливо, металлы, химические товары, лесоматериалы, сельскохозяйственное сырьё). Происходит активное исключение из структуры экспорта продукции машиностроения;
несмотря на рост экспорта, это не сопровождается адекватным увеличением валютных поступлений в доход государства;
мы продолжаем увеличивать импорт, т.е. ввоз в Россию с/х продукции в ущерб развитию сельского хозяйства на внутреннем рынке;
выявилась незащищенность отечественных производителей от конкурирующей импортной продукции по широкому кругу товаров;
растёт дискриминация со стороны иностранных государств в отношении широкого перечня экспортируемой из России продукции, в результате чего страна не только ограничена в реальных возможностях поставок своих вполне конкурентоспособных товаров на западные рынки, но и потеряла прежние;
в России исчерпались экстенсивные факторы роста экспорта основных сырьевых товаров, т.е. за счёт физического объёма вывоза.
Развитие ВЭД регионов России
По данным Минэкономразвития и торговли среди регионов России можно выделить около 30 субъектов, которые можно охарактеризовать сравнительно широкой открытостью экономики для внешнего рынка. На них приходится значительная, до 80%, часть экспорта и импорта.
В зависимости от различной степени открытости, степени рисков (от политических до инвестиционных), финансовой устойчивости, а также инвестиционной привлекательности, регионы России будут по-разному использовать внешние факторы для целей развития.
Максимальный потенциал и минимальный риск имеют гг. Москва и Санкт-Петербург, средний потенциал характерен для Белгородской области и Республики Татарстан. Приемлемые условия инвестирования характерны для 18 субъектов: Московской, Свердловской, Нижегородской, Пермской, Самарской, Иркутской, Волгоградской, Саратовской, Ростовской, Оренбургской, Челябинской, Новосибирской, Кемеровской областей, Краснодарского, Алтайского, Приморского краев, Башкортостана, Ханты-Мансийского автономного округа.
Информация о работе Государственное и муниципальное управление