Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций
Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.
В подтверждение вышесказанного следует еще раз вспомнить одну из ключевых рекомендаций ОЭСР о том, что структура корпоративного управления должна поощрять активное сотрудничество между корпорациями и заинтересованными лицами в целях как достижения общественной эффективности, так и обеспечения стабильности финансово благополучных предприятий. Крайне важна настойчивая (на уровне законодательства, а также внутрикорпоративных стандартов и ценностей) реализация второго постулата. Особенностью крупного бизнеса является то, что в рамках корпорации взаимодействуют весьма многочисленные группы высших менеджеров, а также весьма разнообразные по интересам и влиянию совокупности акционеров. Менеджмент головного (материнского, основного) предприятия или центральной компании финансово-промышленной группы должен способствовать гармонизации и консолидации позиций многочисленных акционеров, принятию четких планов и программ совместной деятельности (реализующих интересы акционеров), доведению соответствующих целевых задач до нижестоящих управляющих и контролю их выполнения. Ответственный высший менеджмент в необходимых случаях должен активно влиять на уяснение акционерами действительных путей повышения эффективности функционирования корпорации.
Безусловно, что структура, функции, методы корпоративного управления должны обеспечивать: защиту прав акционеров, равное к ним отношение, включая мелких и иностранных акционеров; своевременное и точное раскрытие информации по всем существующим вопросам деятельности корпорации, включая систему управления, собственность, финансовое положение и результаты деятельности; стратегическое управление компанией, эффективный контроль за администрацией со стороны правления, а также подотчетность правления перед компанией и акционерами.
Эффективная реализация третьего из вышеупомянутых постулатов основывается на глубоком уяснении высшим менеджментом корпорации возможностей взаимодополнения деятельности каждого участника объединения, необходимости формирования общих фондов, программ и проектов, проведение систематической работы по внедрению общекорпоративных норм и ценностей, технологий принятия совместных решений. Следующие положения могут быть важными для практической реализации рассматриваемого постулата: принцип выявления, анализа и систематического обновления слагаемых (показателей) синергии совместной деятельности; принцип учета факторов синергии на всех стадиях формирования (проектирования), реструктуризации, реорганизации корпорации; принцип планирования показателей синергии, постановки соответствующих целевых задач, организации и контроля их выполнения в системе менеджмента; принцип наращивания потенциала управляемости корпоративной системы.
Функция проектирования и поддержания стабильно высокого уровня показателей синергии интеграционного взаимодействия - одна из важнейших в крупной корпорации, хотя, как правило, пока реализуется слабо. Следует учитывать возможность исчерпания резервов синергии по одним направлениям (показателям) и, наоборот, усиления потенциала синергии по другим направлениям. Такая динамика может быть вполне естественной не только в силу, например, факторов исчерпания минерально-сырьевой базы или изменения состава участников корпорации, но и вследствие изменения хозяйственного законодательства, формирования общих управленческих позиций по спорным вопросам и т. д. Макаревич Л. Корпоративному управлению, стратегическому планированию, маркетингу - системный подход // Общество и экономика. - 2004. - №7-8.Следовательно, отслеживание актуальности конкретных видов (форм, аспектов) синергии, их включенность в целевые задачи стимулирования высших менеджеров, своевременный пересмотр этих целевых показателей по мере исчерпания резервов - существенный фактор повышения качества корпоративного управления.
Вопрос №28 Права акционеров и корпоративное управление
Как известно, реализация
прав акционеров наряду с надлежащей деятельностью
совета директоров и раскрытием информации
— один из краеугольных камней эффективного
корпоративного управления. Почему это
так важно?
Приобретая акции и предоставляя
тем самым свой капитал акционерному обществу,
инвесторы надеются, что руководители
общества будут использовать эти средства
в соответствии с заявленными целями и
действовать в интересах владельцев акций.
Чтобы эти ожидания превратились в уверенность,
необходимы гарантии, т. е. механизмы, обеспечивающие
реализацию интересов и прав акционеров.
Чем эффективнее такие механизмы, тем
лучше инвесторы понимают, каких шагов
можно ожидать от должностных лиц компании.
Владельцы акций полагают,
что права, полученные ими в обмен
на инвестиции, будут реализованы. В
основном их интересует право на участие
в прибыли компании. Но важны и
другие права: например, на голосование
по вопросам избрания совета директоров, внесения изменений
и дополнений в устав, увеличения или уменьшения
уставного капитала, утверждения годового
отчета и финансовой отчетности, на получение
определенной информации об акционерном
обществе и т. д. Осуществление всех этих
прав дает инвесторам уверенность в том,
что денежные средства, уплаченные ими
за акции, принесут доход в виде дивидендов
и/или прироста стоимости акций, а не будут
присвоены или неэффективно использованы
директорами и менеджерами.
Права акционеров можно классифицировать
по разным основаниям:
Кроме того, проводится разграничение
между правами ex-ante (до) и ex-post (после). К первым относится, например,
право на преимущественное приобретение
акций. Вторые позволяют искать защиты
нарушенных прав (такая возможность обеспечивается,
в частности, правом обжаловать решение
общего собрания акционеров в суде). Акцент
на тех или иных правах зависит от состояния
сферы правоприменения и судебной защиты:
ее слабость вынуждает законодателей
обеспечить прочную защиту прав ex-ante. По мере развития системы правосудия
фокус перемещается на права ex-post. Указанное различие можно наблюдать,
например, в регулировании и реализации
права акционеров потребовать от компании
выкупа принадлежащих им акций. Право
выкупа является правом ex-ante, но в США оно трансформировалось в право
на справедливую оценку акций, т. е. в право ex-post.
Исследования авторитетных экспертов
показывают: чем выше уровень защиты прав
акционеров, тем больше инвестиций может
привлечь корпорация, а эффективная защита,
обеспечиваемая совокупностью нормативно-правовых
актов, системой правоприменения и самими
акционерными обществами, способствует
увеличению стоимости компаний и расширению
рынка капиталов. В то же время практически
отсутствуют доказательства того, что
концентрация финансовых потоков в руках
контролирующих акционеров способна оказать
положительное влияние на капитализацию
корпораций и объем фондового рынка[1].
Разумеется, защита прав акционеров —
задача как государственных органов, так
и самих компаний. В 2002 г.
Организация экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР) приняла решение о переработке
Принципов корпоративного управления,
опубликованных в 1999 г. В основу новой
редакции Принципов ОЭСР, вышедших в свет
в апреле 2004 г., легли комплексные исследования
опыта различных стран в сфере корпоративного
управления, а к процессу пересмотра документа
были привлечены многие заинтересованные
стороны. В Принципах ОЭСР указан минимум
необходимых инвестору прав. Этот перечень
включает в себя права на:
В странах Европейского союза усиление защиты прав акционеров
определено как ключевое направление
развития законодательства о компаниях: «Обеспечение эффективной и соразмерной
защиты прав акционеров и третьих лиц
должно быть в центре любого законодательства
о компаниях. Прочная система защиты прав
акционеров и третьих лиц, позволяющая
достигнуть высокой степени доверия в
деловых взаимоотношениях, является основным
условием обеспечения эффективности и
конкурентоспособности бизнеса… Улучшение
защиты прав акционеров должно основываться
прежде всего на: а) предоставлении полной
информации о том, какие права существуют
и как они могут быть реализованы, б) совершенствовании
средств, необходимых для эффективной
реализации существующих прав»[3].
Безусловно, одного только «писаного закона»
для этого недостаточно. Необходимы эффективные
механизмы правоприменения. Доверие миноритарных
акционеров возрастает, если правовая
система позволяет им начать судебные
или административные процедуры против
менеджеров или членов совета директоров
в целях восстановления или компенсации
нарушенных прав и если осуществление
указанных процедур не связано с чрезмерными
расходами и препятствиями. Как указано
в Принципах ОЭСР, обеспечение функционирования
такого механизма — ключевая обязанность
законодательных и исполнительных органов[4].
Важным фактором, влияющим на уровень
защиты прав акционеров, является и поведение
самих компаний. В 2002 г. Всемирный банк
опубликовал результаты исследования
взаимосвязи корпоративного управления,
защиты прав инвесторов и эффективности
495 компаний в 25 странах с формирующимися
рынками[5]. Основные выводы специалистов таковы:
Таким образом, чем слабее
правовая система в стране, тем важнее состояние корпоративного
управления для улучшения функционирования
компаний. И наоборот, деятельность компаний
с надлежащим корпоративным управлением
меньше зависит от степени развития правовой
системы, поскольку их потребность во
внешних механизмах разрешения конфликтов
между участниками корпоративных отношений
не слишком остра.
В то же время качественное корпоративное
управление отнюдь не является заменой
реформ законодательства и системы правоприменения.
Компания может самостоятельно улучшить
защиту прав своих акционеров, но ей не
удастся полностью компенсировать недостатки
правового регулирования. Тем не менее,
поскольку процесс создания адекватного
законодательства и эффективного правосудия
труден и долог, компании могут снизить
стоимость капитала, закрепив в своих
уставах положения, защищающие права акционеров,
и последовательно реализуя эти положения.
Как можно использовать эти выводы в российской
практике? Отечественное законодательство
в области защиты прав акционеров назвать
слабым никак нельзя. Европейский банк
реконструкции и развития, проанализировав
в 2003 г. состояние систем корпоративного
управления в 27 постсоциалистических
странах и соответствие этих систем принципам
ОЭСР, присвоил России достаточно высокий
рейтинг В (высший рейтинг А не получила
ни одна из рассмотренных стран)[6]. И все же в нашем законодательстве остаются
вопросы, требующие более глубокой проработки.
Кроме того, существуют довольно серьезные
проблемы практической реализации законов
и обеспечения судебной защиты. Все это
не дает возможности назвать российскую
систему регулирования прав акционеров
достаточно развитой. Поэтому отечественным
компаниям необходимо обратить особое
внимание на вышеизложенные результаты
исследования Всемирного банка и сделать
акцент на выработке и соблюдении собственных
принципов защиты прав акционеров.
А теперь обратимся к одному из важнейших
прав акционеров в условиях формирующейся
рыночной экономики — праву потребовать
от компании выкупа принадлежащих им акций.
Вопрос №29 ВЭД как поле интеграции внешней торговли с производством
Повсеместная интеграция капиталов на международном рынке, развитие процессов глобализации, расширение сферы функционирования валютного рынка (создание зон свободного предпринимательства, увеличение количества предприятий с участием иностранного капитала, привлечение иностранных инвестиции в различные производственно-социальные инфраструктуры) создаёт широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которая является одной из основных форм экономических связей России с иностранными государствами. Её специфичность состоит прежде всего в том, что участники при заключении сделок должны исходить не только из собственных интересов, но и не противоречить экономическим интересам страны.
Информация о работе Государственное и муниципальное управление