Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание

Итак, целью написания данной работы является рассмотрение максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции.
Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы максимизации прибыли, характерные черты совершенной конкуренции.
2. Изучить вопросы регулирования рынка в условиях конкуренции на примере Российской Федерации.
3. Провести анализ прибыли предприятия и возможности ее максимизации в условиях конкуренции на примере ООО «Декор окна».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 5
1.1 Понятие совершенной конкуренции 5
1.2 Понятие прибыли и необходимость ее максимизации 8
1.3. Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции 9
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
3 МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДЕКОР ОКНА» 30
3.1 Общая характеристика ООО «Декор окна» 30
3.2. Разработка управленческих решений по максимизации прибыли 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа состоит из  1 файл

МАКСИМ ПРИБЫЛЬ СОВЕРШЕН КОНКУРЕНЦИЯ.doc

— 439.00 Кб (Скачать документ)
  1. Количество фирм в отрасли.
  2. Средний размер фирмы в отрасли. Средний размер определяется производственной мощностью предприятия.
  3. Цены переменных ресурсов.
  4. Технология, применяемая в отрасли.

     Анализируя  деятельность совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде, следует разобрать такое понятие как выигрыш производителя. Выигрыш производителя от единицы продукции – это разница между рыночной ценой и минимальной ценой, при которой данную единицу продукции вообще стоило производить.

     В свою очередь, минимальная цена равна предельным издержкам производства, т.е. minР = МС.

     Следовательно, пока P > MC фирма считает, что расширение производства выгодно. Это происходит до тех пор, пока цена не станет равной предельным издержкам.

     Таким образом, можно прийти к выводу, что общий выигрыш производителя от данного объема производства – это разница между доходом от продажи данного объема продукции и минимальной суммой денег, которая устроила бы производителя при производстве и реализации данного объема. 

                  

Рис.1.7 – Выигрыш производителя от данного объема производства

Примечание. Источник [16, с. 160]

      

     На  графике (рис. 1.7) изображено это следующим образом:

     Площадь фигуры OP1EQ1 – это совокупный доход от продажи Q1

     Площадь фигуры OBCEQ1 – это минимальные затраты на производство Q1.

     Следовательно, их разница, т.е. площадь заштрихованной фигуры – это выигрыш производителя.

     Из  графика также становится понятным, что если цена на продукцию увеличивается, то растет и выигрыш производителя, при уменьшении же цены выигрыш производителя снижается.

      Рассмотрим  конкурентное равновесие и предложение в долгосрочном плане. Как и в краткосрочном периоде, фирма в долгосрочном периоде получает максимальную прибыль при условии, что цена равна долгосрочным предельным издержкам, т.е. 

     P = LRMC                                                                                                         (6) 

     Однако, рассматривая долгосрочный период и  определяя конкурентное равновесие, мы должны рассматривать отрасль, т.е. совокупность конкурирующих фирм, продающих определенный продукт на рынке.

     Тогда говорить о равновесии отрасли можно, если наступает состояние, когда  фирмы не стремятся вступить в  отрасль или покинуть ее, либо не стремятся изменить масштаб своей  деятельности. Когда в отрасли  экономическая прибыль равна 0, то фирма не имеет стимула для того, чтобы вступать в отрасль или покидать ее, а работающие в отрасли фирмы не имеют стимула для изменения масштаба своей деятельности.

     Для выполнения этого условия цена должна установливаться на уровне долгосрочных минимальных средних издержек, т.е. 

     P = LRACmin                                                                                                     (7)

     Таким образом, условием равновесия совершенно конкурентной отрасли в долгосрочном периоде является:

     1) P = LRMC

     2) P = LRAC min

     Выполнение 1-го условия означает, что ни одна фирма в отрасли не может получит  большую прибыль, изменяя масштаб своей деятельности.

     Выполнение 2-го условия означает, что работающие в отрасли фирмы не покинут  ее, а новые фирмы не начнут операции в данной отрасли.

     Объясняется это следующим. Если фирмы в отрасли  получают положительную экономическую  прибыль в краткосрочном периоде, то они будут стремиться расширять масштабы своей деятельности в долгосрочном периоде, чтобы получить больше прибыли. С другой стороны, новые фирмы, привлеченные положительной экономической прибылью, начнут операции в данной отрасли, и все это приведет к росту предложения продукции в данной отрасли. Реакцией на повышение предложения будет снижение цены на данную продукцию, таким образом, этот механизм приведет к тому, что все фирмы в отрасли начнут получать нулевую экономическую прибыль. Следовательно, в отрасли возникает состояние долгосрочного равновесия.

     В долгосрочном периоде говорят о  парадоксе прибыли. В отрасли  совершенной конкуренции фирмы  могут получать прибыль только определенный период, когда P>LRAC min. Однако положительная прибыль стимулирует рост уже действующих фирм в отрасли и привлекает в отрасль новые фирмы, что приводит к сокращению экономической прибыли до 0 – в этом и состоит парадокс прибыли. Т.е. экономическая прибыль приводит в действие механизм перераспределения ресурсов, который сводит ее до 0. Аналогичная ситуация имеет место и с убытками.

     Таким образом, приходим к выводу, что в  долгосрочном периоде ни одна фирма  не может получить больше прибыль, чем  нормальная прибыль.

      Из  изложенного выше следует, что фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции, может контролировать лишь один параметр – объем выпуска продукции (фирма учитывает вид своей функции затрат и величину заданной рынком цены).

 

2 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
 
 

     В годы плановой экономики в Российской Федерации конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция – источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

     С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в  экономической жизни общества значительно  возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в Российской Федерации мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое [20, с. 56].

     Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для Российской Федерации важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю

     Сейчас  в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий  и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется  монополизм, который выражается в  нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь – благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.

     Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного  характера.

     Антимонопольное регулирование – то система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

     Методы  антимонопольного регулирования: ограничение  монополизации рынка; постоянный государственный  мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

     Экономические меры: поощрение создания товаров-заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

     В 2006г. в России принята новая редакция Федерального Закона «О защите конкуренции» [3], который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

     Обычно  государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

     В современных условиях главными функциями  государства становятся организация  экономического, правового и социально–политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

     Основное  внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению  качества жизни, защите окружающей среды  и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила  деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

     Но  уровень развития конкуренции в  Российской Федерации явно недостаточен. Этому можно назвать несколько причин:

    • приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
    • принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
    • малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

      Первый  в истории России законодательный  акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий «правила игры» для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[1].

      Основная  особенность этого документа  – он содержит перечень запрещаемых  видов поведения конкурентов  и меры ответственности по отношению к тем, кто все же решил игнорировать данные запреты. Тем самым Закон «О конкуренции...» по своему содержанию и по структуре ближе к традиционному зарубежному экономическому законодательству, исповедующему принцип «все разрешено, что не запрещено», нежели к разрешительному законодательству России начала 90-х гг.

Информация о работе Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции