Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание

Итак, целью написания данной работы является рассмотрение максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции.
Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы максимизации прибыли, характерные черты совершенной конкуренции.
2. Изучить вопросы регулирования рынка в условиях конкуренции на примере Российской Федерации.
3. Провести анализ прибыли предприятия и возможности ее максимизации в условиях конкуренции на примере ООО «Декор окна».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 5
1.1 Понятие совершенной конкуренции 5
1.2 Понятие прибыли и необходимость ее максимизации 8
1.3. Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции 9
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
3 МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДЕКОР ОКНА» 30
3.1 Общая характеристика ООО «Декор окна» 30
3.2. Разработка управленческих решений по максимизации прибыли 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа состоит из  1 файл

МАКСИМ ПРИБЫЛЬ СОВЕРШЕН КОНКУРЕНЦИЯ.doc

— 439.00 Кб (Скачать документ)

      В соответствии с Законом «О защите прав потребителей», в целях повышения  эффективности применения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и усиления роли территориальных управлений ФАС России разработано Положение о порядке наложения штрафов на хозяйствующие субъекты за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний ФАС России (территориальных управлений) о прекращении нарушений прав потребителей. Положение утверждено приказом председателя Комитета от 23 апреля 1993 г. № 51 и зарегистрировано в Минюсте России 30 апреля 1993 г., регистрационный № 243 [4].

      Данное  Положение устанавливает механизм наложения штрафа ФАС и его территориальными управлениями за невыполнение их предписаний.

      Положение распространяется на предприятия всех форм собственности. Следует отметить, что наложение штрафа на хозяйствующий  субъект за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний не освобождает от персональной ответственности должностных лиц этих хозяйствующих субъектов по тем же основаниям. Это означает, что за одно и то же нарушение к ответственности в виде штрафа могут быть привлечены и юридическое лицо – предприятие, и его должностное лицо. Должностные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях (ст. 157-2).

      Рассмотрение  дел о наложении штрафа на хозяйствующий  субъект осуществляется единолично председателем Комитета, его заместителями, начальниками территориальных управлений ФАС России и их заместителями, курирующими вопросы контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

      В то время как для выдачи самого предписания о прекращении нарушений  прав потребителей образуются комиссии, осуществляется коллегиальное рассмотрение дел и оформляется ряд процессуальных документов, то в результате рассмотрения дела о наложении штрафа оформляется лишь постановление.

      Максимальный  размер штрафа установлен законодательством и составляет 1 млн. рублей. Однако конкретный размер штрафа определяется в зависимости от вида и размера ущерба, причиненного потребителю, степени вины нарушителя, последствий его уклонения от исполнения предписания.

      При рассмотрении дела о наложении штрафа должностное лицо выясняет такие обстоятельства, как: было ли совершено нарушение, правильно ли выдано предписание о прекращении нарушений прав потребителей, вид и размер ущерба, причиненного потребителю, а также иные обстоятельства, которые имеют значение для правильного разрешения дела.

      Как известно, рыночная цена – это та цена, которая одновременно устраивает и продавцов, и покупателей, то есть балансирует величину предложения  с величиной платежеспособного  спроса. В условиях свободного, конкурентного  рынка цена является конкурентной. Свободная конкуренция предполагает такое достаточно большое количество продавцов и покупателей, чтобы ни один из них не мог оказать существенное влияние на уровень рыночной цены.

      При «чистой» монополии на рынке есть один продавец (в качестве которого может выступать производитель продукции или торговый посредник) или между продавцами существует ценовой сговор. Случай чистой монополии встречается относительно редко. Поэтому на практике монополизированным считается тот рынок, когда один (или несколько хозяйствующих субъектов, проводящих политику ценового сговора) занимает на данном рынке доминирующее положение. Сам этот хозяйствующий субъект (или их группа) для краткости называется монополистом. На место конкурентной цены в этом случае заступает монопольная цена. Последняя также является рыночной, но формируется существенно по-другому.

      В отличие от агентов конкурентного  рынка монополист, злоупотребляя  своим доминирующим положением на рынке, может сократить объемы производства (реализации) своей продукции и в результате установить другую, более высокую (по сравнению с конкурентной цену. Монопольно высокой цене, как правило, соответствует необоснованно высокий размер прибыли или издержек монополиста, либо то и другое вместе. Такие действия хозяйствующего субъекта в юридических терминах ст. 5 Закона «О конкуренции...» называются изъятие товаров из обращения с целью повышения цен и квалифицируются как монополистическая деятельность, а потому запрещаются.

      Контроль  за деятельностью предприятий-монополистов, выявления и пресечение их попыток устанавливать цены на уровне, существенно превышающий тот, который сложился бы на конкурентном рынке, является важнейшей целью антимонопольных органов.

      Упрощая для ясности изложения и не претендуя на математическую строгость, можно сформулировать:

      монопольно  высокая цена = доминирующее положение  хозяйствующего субъекта на товарном рынке + сокращение объемов производства (реализации) + повышение цены + необоснованно высокий размер прибыли или/и издержек + ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.

      Следует иметь в виду, что и сокращение объемов производства, повышение  цен могут происходить скрытым  образом. Под скрытым сокращением  объема производства (реализации) понимается преднамеренное снижение качества продукции (за счет ухудшения сервисного обслуживания и т.п.) при формально неизменной величине выпуск (реализации) в штуках, тоннах, метрах и т.д. Под скрытым повышением цены на продукцию понимается номинальная неизменность цены при снижении качества этой продукции или понижение цены при опережающем падении качества.

      К наиболее характерным признакам  монопольно высокой цены (при прочих равных условиях) могут быть отнесены:

      1) повышение цены в целях компенсации  необоснованных затрат или/и получение сверхприбыли в результате:

      - преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при неизменном качестве;

      - скрытого уменьшения объемов производства (реализации);

      2) скрытое повышение цены в целях  компенсации необоснованных затрат  или/и получения сверхприбыли  в результате сокращения объемов производства (реализации);

      3) различные комбинации этих признаков,  ущемляющих интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.

      Наличие доминирующего положения проверяется  в соответствии с принятыми ФАС России методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

      Наиболее  сложную проблему представляет собой  определение ценовой базы сравнения  – конкурентной цены на проверяемую  продукцию и, соответственно отклонения от нее фактической цены, по которому в сочетании с фактами изъятия товаров из обращения можно делать заключение об установлении монопольно высокой цены.

      Цена  в условиях свободной конкуренции (конкурентная цена) равняется предельным издержкам. Однако механизм определения предельных издержек является теоретической категорией, которая не нашла широкого применения в хозяйственной практике. Задача рекомендаций заключена в том, чтобы описать возможные направления выявления монопольных цен на языке привычных и доступных каждому экономисту понятий.

      За  базовую при соответствующих  возможностях и условиях можно взять  цену такого же или аналогичного товара, которая сложилась на другом, конкурентном (например, соседнем) рынке, наиболее схожим с проверяемым монополизированным по условиям реализации.

      При невозможности взять за базу реальную конкурентную цену в ее качестве ориентировочно рассматривают фактическую цену на дату проверки, скорректированную на индекс роста цен по данной товарной группе или отрасли (региону).

      Динамика  цен и объемов производства во времени также, причем наиболее оперативно, дает важные свидетельства о потенциальной возможности ценовых злоупотреблений доминирующим положением на рынке.

      О снижении объемов производства будут  прямо свидетельствовать его  реальное сокращение после введения свободных цен, недогруженные производственные мощности (низкий коэффициент сменности оборудования) и косвенно – темпы спада производства, превышающие темпы спада по данной товарной группе, среднеотраслевые (средне региональные) темпы сокращения производства. Аналогично расценивается превышение темпов роста цен над соответствующими индексами инфляции.

      Сочетание более высоких темпов роста цен  на проверяемую продукцию с более  высокими темпами спада производства по сравнению с их отраслевыми (региональными) показателями, в соответствии с указаниями, является косвенным свидетельством о наличии монопольного эффекта (повышения цен наряду со снижением объемов производства).

      Необоснованно высокий уровень прибыли и  издержек показывает структура цены на проверяемую продукцию в динамике.

      В частности, рост себестоимости более  быстрыми темпами, чем увеличение общего индекса инфляции по региону (по России); опережающий рост материальных затрат по сравнению с индексом роста  оптовых цен в промышленности; опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции, по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли (в промышленности), региону (по России); значительное превышение уровня зарплаты на предприятии над среднеотраслевым и/или среднерегиональным уровнем (по России); повышение рентабельности продукции, по которой проверяемое предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности дают дополнительные косвенные доказательства о злоупотребление доминирующим положением на рынке.

      Если  результаты этого, по сути предварительного этапа, анализа достаточно красноречивы, предпринимается попытка сбалансировать интересы сторон по принципу «справедливой  цены». Она определяется как сумма  себестоимости, проверенной на обоснованность по всем статьям калькуляции, и прибыли, объективно необходимой на развитие предприятия (на расширение и модернизацию производства переподготовку и переквалификацию кадров, необходимость содержания учреждений и предприятий социальной сферы и т.д.).

      ФАС России (территориальные управления) совместно с органами ценообразования и представителями органов власти и управления в составе образованных ими совместных комиссий по монопольным ценам анализируют, с одной стороны, представленные поставщиком материалы, а с другой – аргументацию потребителей продукции. Комиссия может в каждом конкретном случае (в присутствии представителей предприятия-монополиста и основных потребителей его продукции) принять совместное сбалансированное решение по уровню так называемой «справедливой» цены, которое обеспечило бы максимальное удовлетворение потребностей рынка в сочетании с обоснованным соблюдением финансовых интересов производителя продукции.

      В случае, если такое решение по каким-либо причинам принять не удастся, комиссия по монопольным ценам проводит полный (углубленный) анализ деятельности хозяйствующего субъекта. По его результатам данному субъекту может быть выдано предписание о прекращении нарушений Закона «О конкуренции...».

      При проведении полного анализа на предмет  установления монопольно высоких цен для начала убеждаются, что факты, формально свидетельствующие в пользу вывода о монополистической деятельности, реально продиктованы ценовой, производственной и финансовой политикой хозяйствующего субъекта, злоупотребляющего доминирующим положением на рынке, а не вызваны изменением рыночной конъюнктуры. Так, повышение цен может быть не следствием монопольного эффекта (повышение цен наряду со снижением объемов производства), а результатом повышения платежеспособного спроса, объективного роста издержек производства вследствие подорожания сырья, материалов, комплектующих. К росту цен может привести сокращающийся объем производства, обусловленный разрывом хозяйственных связей, неплатежами и т.д. Ответы на эти вопросы дает только конкретный экономический анализ в каждом индивидуальном случае. В этом помогают опросы основных потребителей, изучение коммерческой и финансовой документации предприятия.

      На  этом этапе уточняется значение базовой (конкурентной) цены, полученное в ходе предварительного ценового анализа: производится корректировка на региональный индекс роста цен на соседнем, конкурентном рынке, учитываются другие различия в реализации на монополизированном и конкурентном рынках.

      При уточнении значения рассчитанной базовой  цены «очищается» себестоимость и прибыль от экономически необоснованных затрат и расходов. Для этого рекомендовано анализировать структуру цен на проверяемую продукцию и обоснованность всех видов затрат по статьям калькуляции, проводить анализ использования прибыли. Затраты (расходы), признанные обоснованными, остаются в составе себестоимости (прибыли) проверяемой продукции, признанные необоснованными – вычитаются.

Информация о работе Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции