Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:15, курсовая работа
Актуальность темы исследования.
Интеграция промышленных предприятий и образование современных структур корпоративного типа - одна из важнейших тенденций развития организации и управления в XX -XXI веках.
В течение длительного времени предприятие рассматривалось как изолированная единица, как автономная юридическая и экономическая организация. Такое автономное видение предприятия существовало в неоклассической экономической теории.
Введение……………………………………………..………..…………………….3
1. Теоретические основы интеграции предприятий. Механизмы интеграции ………5
1.1 Понятие интеграции предприятий, её виды…………….…………………...5
1.2 Предпосылки и мотивы интеграции……………………..………………….13
1.3 Механизмы интеграции промышленных предприятий……………….……17
2. Эволюция и специфика интеграции предприятий российской промышленности. Методы оценки эффективности………………….….…..22
2.1 Эволюция интеграционных структур……………………………….………..22
2.2 Особенности интеграции промышленных предприятий в России………....25
2.3 Методы оценки эффективности интеграционных процессов…………..…..33
3. Оценка эффективности интегрированных структур………………...…..38
3.1 Модель оценки операционных синергетических эффектов при интеграции предприятий ………………38
3.2 Практическое применение модели оценки операционных эффектов синергии………………………………………………………………………….…46
Заключение …………………………………………………………………….…51
Литература ………………………………………………………………………..53
Приложение ………………………………………………………………………56
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………..………
1. Теоретические основы интеграции предприятий. Механизмы интеграции ………………………………………………….…………….……..
1.1 Понятие интеграции предприятий, её виды…………….…………………...5
1.2 Предпосылки и мотивы интеграции……………………..………………….13
1.3 Механизмы интеграции промышленных предприятий……………….……17
2. Эволюция и специфика интеграции предприятий российской промышленности. Методы оценки эффективности………………….….…..22
2.1 Эволюция интеграционных структур……………………………….………..22
2.2 Особенности интеграции промышленных предприятий в России………....25
2.3 Методы оценки эффективности интеграционных процессов…………..…..33
3. Оценка эффективности интегрированных структур………………...…..38
3.1 Модель оценки операционных синергетических эффектов при интеграции предприятий ………………………………………………………………..………
3.2 Практическое применение модели оценки операционных эффектов синергии…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….…51
Литература ………………………………………………………………………..
Приложение ………………………………………………………………………56
Актуальность темы исследования.
Интеграция промышленных предприятий и образование современных структур корпоративного типа - одна из важнейших тенденций развития организации и управления в XX -XXI веках.
В течение длительного времени предприятие рассматривалось как изолированная единица, как автономная юридическая и экономическая организация. Такое автономное видение предприятия существовало в неоклассической экономической теории.
Неоклассическая школа представляла в качестве постулата современной экономической системы модель совершенной конкуренции и модель свободного рынка. Это соответствовало представлению о том, что экономический мир состоит из бесконечного количества экономических субъектов, действующих независимо друг от друга, имея полную информацию о структуре спроса и предложения и полную свободу обращения на рынке. Отсюда экономическая система, соответствующая этим условиям, представляет собой авторегулируемую систему с множеством субъектов-индивидуумов, абсолютно автономных по отношению друг к другу, где предприятие играет роль базового элемента системы.
Экономическая модель совершенной конкуренции субъектов рынка, которая, в конечном счете, являлась чисто логической конструкцией, была заменена на модель их кооперации и интеграции. Поведение экономических субъектов выявляет естественные тенденции к росту, а экономический мир все более отражает процесс корпоратизации предприятий, который становится наиболее характерной чертой современной экономической организации.
Как известно, одна из главных функций производственной или коммерческой корпорации — создавать богатство, а другая — распределять доход, благодаря которому становится возможным необходимое потребление.
В этом смысле корпорации несут ответственность за равносправедливость распределения богатства. Отсюда главная цель корпорации — служить интересам всех ее участников путем увеличения реализации их возможностей наиболее эффективными методами и, особенно, в результате реформирования их хозяйственной деятельности в интересах объединения.
Сегодня в России на первый план выходят отношения, возникающие на базе проведения реструктуризации отдельных производств за счет создания широкого спектра различных корпораций и корпоративных объединений, которые могут стать основой стабильного возрождения ключевых отраслей экономики страны.
Правильное определение места и роли корпораций для отечественной экономики даст возможность сформулировать подходы к оценке перспектив развития экономических взаимоотношений на основе создания современного корпоративного общества.
Объект исследования - промышленные предприятия России.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия участников интегрированных структур с точки зрения эффективного формирования, распределения и использования совместного капитала.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ. МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ
1. 1 ПОНЯТИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЕЁ ВИДЫ
Одной из основных задач предприятия является стремление обеспечить свое существование в перспективе. Рост и развитие предприятия является, с одной стороны, одной из целей предприятия, а с другой - инструментом для сохранения его существования в перспективе. Различают две стратегии роста: внутренний рост и внешний рост.
Внутренний рост реализуется в первую очередь благодаря использованию инструментов, которые активизируют собственный потенциал предприятия, в частности развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, обеспечивающих создание конкурентоспособной продукции и содействие сбыту.
Внешний рост осуществляется за счет интеграции предприятий.
Интеграция как одна из форм реорганизации является мерой воздействия, как правило, к несостоятельному в финансовом отношении предприятию. Интеграционные процессы затрагивают сегодня практически все основные отрасли промышленности.
Понятие "интеграция" трактуется как объединение целого ряда предприятий для достижения общих стратегических целей, укрепления их конкурентоспособности и повышения эффективности и включает:
1. производственное и технологическое объединение предприятий;
2. углубление их взаимодействия и развитие разносторонних связей между ними;
3. эффективное совместное использование ресурсов и потенциала каждого участника взаимодействия;
4. оказание финансовой, организационной и имущественной поддержки друг другу;
5. создание благоприятных условий осуществления совместной предпринимательской деятельности;
6. снятие существующих на этом пути барьеров.
Формы или варианты интеграции можно классифицировать по различным критериям. Выберем два основных критерия:
- направление слияния;
- степень интенсивности новых связей.
По направлению слияния различают горизонтальную, вертикальную и конгломератную (диагональную) интеграцию. [25]
Горизонтальная интеграция предполагает объединение компаний, функционирующих и конкурирующих в одной области деятельности. Такой тип слияний обеспечивает достижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими участниками данного конкретного сегмента рынка за счет экономии от масштаба и наращивания капитала, позволяет минимизировать упущенную выгоду, а иногда свидетельствует о монопольных устремлениях ее участников. Здесь необходимо отметить, что подобного рода слияния как ограничивающие конкурентную борьбу могут регулироваться со стороны государства через систему антимонопольных мер. В числе наиболее ярких примеров слияний такого типа можно отметить объединение гигантов пищевой индустрии Guinness и Grand Metropolitan. При горизонтальной интеграции устанавливаются интеграционные связи с предприятиями, производящими аналогичную продукцию с использованием следующих форм:
- делегирование функций интегратору, т.е. передача права решения ряда вопросов, связанных с интегрируемой деятельностью, головному (интеграционному) предприятию;
- создание общих финансовых органов и органов управления имуществом;
- создание консультативных органов при ограничении полномочий каждого из интегрируемых предприятий в согласованной области.
Вертикальная интеграция часто обусловлена технологическими связями между предприятиями и обеспечивает экономию на масштабе, консолидацию и эффективное использование ресурсов. Существенным источником экономии при осуществлении вертикальной интеграции становится экономия на затратах по рекламе, товародвижению, поддержанию оптимального размера запасов. При вертикальной интеграции объединяются предприятия, связанные между собой технологически, по участию в цепочке создания ценностей. Интеграционные связи устанавливаются как с предприятиями-поставщиками (интеграция вниз - регрессивная), так и с предприятиями-потребителями (интеграция вверх - прогрессивная). [7, 17, 18]
Например, комбинат по производству металлопроката объединяется со станкостроительным заводом ("интеграция вверх", то есть объединение с компанией, относящейся к следующей стадии производственного процесса) или, допустим с компанией, занимающейся добычей железной руды ("интеграция вниз", то есть слияние с компанией предыдущего этапа производственного процесса).
Наиболее яркие примеры российской практики – приобретение НК "ЛУКОЙЛ" в 1998 г. контрольного пакета румынского нефтеперерабатывающего завода "Петротел", формирование холдинга "Сибирский Алюминий" вокруг Саянского Алюминиевого Завода (куда вошли заводы по выпуску алюминиевого проката, производству алюминиевой фольги и алюминиевых банок).
Данный тип интеграции обеспечивает повышение технологической экономичности производства, снижению трансакционных издержек (участники таких вертикально интегрированных схем поставляют друг другу объект промежуточного производства по гораздо меньшим ценам или вообще бесплатно), лучший обмен информацией в пределах объединенной компании, что в итоге приводит к значительному снижению промежуточных затрат и, в конце концов, совокупных затрат производства конечной продукции.
Конгломератная, или диагональная, интеграция представляет собой комбинацию первых двух, т.е объединение с предприятием, находящимся на другом уровне вертикального производственного цикла и выпускающим параллельные виды продукции. диагональная интеграция обеспечивает диверсификацию риска и возможность опосредованно воздействовать на партнеров.
Существуют три разновидности конгломератной интеграции:
· Интеграция предприятий для расширения спектра продуктов
Происходит объединение компаний, производящих различную продукцию, обладающую, тем не менее, схожими признаками, и способных расширить ассортимент выпускаемой друг другом продукции. Тем самым значительно повышается конкурентное превосходство образовавшейся структуры. Примером может служить слияние Boeing, крупнейшего мирового производителя в области гражданской авиации, и McDonnel Douglas, лидера в области оборонно-космической индустрии США.
· Интеграция предприятий для географического расширения
В данном случае объединяются компании, выпускающие однотипную продукцию, но осуществляющие свою деятельность в различных регионах. Данная схема позволяет значительно снизить уровень риска через географическую диверсификацию и расширить свое присутствие, а значит, и приобрести конкурентные преимущества, обеспечить себя дополнительным спросом на различных географических рынках. В качестве примера можно привести приобретение германским концерном Volkswagen 70% пакета акций чешского завода Skoda, что позволило ему воспользоваться преимуществами быстрорастущего и перспективного восточноевропейского рынка.
· Собственно конгломератная интеграция
Предполагает объединение компаний из совершенно несвязанных и неродственных отраслей. Пример – слияние табачной компании R.J. Reynolds и производителя пищевых продуктов Nabisco Brands, в результате чего образовалась компания RJR Nabisco.
По степени интенсивности новых связей основным критерием классификации объединения является мера интеграции. В зависимости от нее можно выделить две основные формы интеграции: кооперацию предприятий и объединение их под общим руководством.
При кооперации объединяющиеся предприятия передают во вновь образуемую организацию только отдельные функции (задачи), т.е. кооперация относится к форме частичной интеграции. Основными формами кооперации являются: деловое сотрудничество (консорциум), картель, союз предприятий. Объединившиеся ради такой кооперации предприятия теряют только часть своей экономической самостоятельности, а именно ту часть, которая интегрируется.
Деловое сотрудничество (консорциум) представляет собой такое слияние предприятий, при котором совместно должны осуществляться ограниченные по срокам и содержанию задачи, например, совместного проведения крупной операции.
После выполнения определенной совместной задачи консорциум распускается. В силу четких временных рамок этого слияния его называют временным обществом.
Целью объединения в картели является воздействие на рынок путем ограничения конкуренции. При этом различают две основные формы картелей, которые можно классифицировать по предмету объединения и по объему соглашения.
По предмету объединения, т.е. в соответствии с тем, что регулируется совместно, широкое распространение получили:
- контингентированные картели, регулирующие распределение производственных квот;
- синдикаты, обязывающие объединившиеся предприятия осуществлять сбыт или закупки через общие совместные структуры, и ряд других.
Информация о работе Механизмы интеграции промышленных предприятий