Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:15, курсовая работа
Актуальность темы исследования.
Интеграция промышленных предприятий и образование современных структур корпоративного типа - одна из важнейших тенденций развития организации и управления в XX -XXI веках.
В течение длительного времени предприятие рассматривалось как изолированная единица, как автономная юридическая и экономическая организация. Такое автономное видение предприятия существовало в неоклассической экономической теории.
Введение……………………………………………..………..…………………….3
1. Теоретические основы интеграции предприятий. Механизмы интеграции ………5
1.1 Понятие интеграции предприятий, её виды…………….…………………...5
1.2 Предпосылки и мотивы интеграции……………………..………………….13
1.3 Механизмы интеграции промышленных предприятий……………….……17
2. Эволюция и специфика интеграции предприятий российской промышленности. Методы оценки эффективности………………….….…..22
2.1 Эволюция интеграционных структур……………………………….………..22
2.2 Особенности интеграции промышленных предприятий в России………....25
2.3 Методы оценки эффективности интеграционных процессов…………..…..33
3. Оценка эффективности интегрированных структур………………...…..38
3.1 Модель оценки операционных синергетических эффектов при интеграции предприятий ………………38
3.2 Практическое применение модели оценки операционных эффектов синергии………………………………………………………………………….…46
Заключение …………………………………………………………………….…51
Литература ………………………………………………………………………..53
Приложение ………………………………………………………………………56
Расчет суммарного общего операционного эффекта синергии осуществляется по следующей формуле:
(6)
|
где
- суммарный общий операционный синергетический эффект от сделки предприятий А и Б; | |||
- общий эффект от сокращения издержек в результате сделки между предприятиями А и Б; | |||
- общий эффект новых возможностей, полученных в результате сделки между предприятиями А и Б; |
i - количество функций менеджмента, по которым производится расчет суммарного синергетического эффекта;
k - количество типов эффектов по категории "эффекты от сокращения издержек";
m - количество типов эффектов по категории "эффекты новых возможностей".
При этом значения и рассчитываются по следующим формулам.
Формула расчета общего эффекта от сокращения издержек в результате сделки между предприятиями А и Б:
(7)
Формула расчета общего эффекта новых возможностей, полученных в результате сделки между предприятиями А и Б:
(8)
|
где
- эффект новых возможностей типа m по функции i. |
Расчет суммарного относительного операционного эффекта синергии осуществляется по следующей формуле:
(9)
|
где
- суммарный относительный операционный синергетический эффект от сделки предприятий А и Б; | ||
- относительный эффект от сокращения издержек в результате сделки между предприятиями А и Б; | ||
- относительный эффект новых возможностей, полученных в результате сделки между предприятиями А и Б. |
При этом значения и рассчитываются по следующим формулам.
Формула расчета относительного эффекта от сокращения издержек в результате сделки между предприятиями А и Б:
(10)
Формула расчета относительного эффекта новых возможностей, полученных в результате сделки между предприятиями А и Б:
На основе полученных результатов принимается решение о выборе конечного объекта сделки по слиянию или присоединению в соответствии с выбранной на начальном этапе процесса интеграции стратегией. В случае реализации стратегии, подразумевающей увеличение валового эффекта, выбирается максимальный результат по столбцу «Суммарный общий операционный эффект синергии». Если же стратегия подразумевает выбор наиболее подходящего объекта с точки зрения эффективности интеграции, находится максимальное значение по столбцу «Суммарный относительный операционный эффект синергии».
К основным преимуществам матрицы расчета операционного синергетического эффекта можно отнести следующие:
матрица дает четкую возможность выявить и оценить операционные эффекты, полученные в результате сделки в разрезе каждой из функций управления, реализуемой на объединяемых предприятиях;
в модели используются относительные показатели, влияние масштаба учитывается на завершающем этапе расчётов, то есть могут быть рассмотрены разные по размерам предприятия;
матрица подходит в равной степени для оценки эффекта синергии, как при горизонтальных, так и при вертикальных сделках по слиянию или присоединению;
матрица использует источники информации, как правило, не являющиеся коммерческой тайной и находящиеся в свободном доступе.
По мнению авторов, данная методика расчета может стать актуальным инструментом оценки эффективности интеграции организаций, так как она позволяет учесть максимальное число операционных мотивов, влияющих на эффективность интеграционной сделки, на основе универсальных показателей, данные, для расчета которых могут быть получены из доступных источников.
3.2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ОПЕРАЦИОННЫХ ЭФФЕКТОВ СИНЕРГИИ
Рассмотрим применение рассмотренной модели оценки операционных синергетических эффектов на примере формирования интегрированной корпоративной структуры на базе ОАО «Фабрика А». ОАО «Фабрика А» специализируется на выпуске косметики и парфюмерии и работает по принципу контрактного производства. Необходимость проведения сделки по интеграции обусловлена рядом причин:
Контрактное производство даже при значительных объёмах не обеспечивает достаточной доходности и ведёт к деградации;
Основная величина прибыли аккумулируется на этапе создания и реализации парфюмерного продукта;
Производитель имеет незаменимый, ресурс – мощности и определяет качество продукции, а дистрибьютор – уникальную базу знаний по широкому перечню видов продукции и способность обеспечить широкий ассортимент;
Предлагается осуществить вертикальную интеграцию по циклу производства продукции по следующей схеме:
Схема 1
Разработка продукции
↓
Производство
↓
Дистрибуция на федеральном уровне
↓
Розница.
В результате вертикальной интеграции предполагается достичь следующих целей:
Обеспечение предприятий заказами на производство продукции;
Получение большей доли наценки;
Увеличение прибыли.
С применением методов стратегического анализа был осуществлен предварительный отбор вариантов интегрированного развития, позволяющий ограничить круг рассматриваемых кандидатов на объединение. В результате, в качестве возможных объектов для сделки оцениваются компании ООО «Б» и ООО «В» (см. Таблицу 5).
Таблица 5
Кандидаты на объединение
Название компании | Описание |
ООО «Б» | Разработка новых видов продукции |
ООО «В» | Оптовые продажи продукции |
Для оценки операционного синергетического эффекта от интеграции будем использовать описанную выше модель. Следует оговориться, что расчет операционных синергетических эффектов производится для случая интеграции всех трех компаний. Следовательно, пример применения модели заключается не в выборе наиболее оптимального объекта для сделки, а в оценке потенциальной эффективности интеграции. Помимо снижения операционных издержек, ОАО «Фабрика А» планирует получить дополнительные возможности по реализации следующих проектов: создание сети розничных магазинов по реализации парфюмерии и косметики; создание отдельной компании, занимающейся разработкой упаковки (декорирование стекла). Последним этапом должно стать выделение из состава объединенной компании бизнес центра, специализирующегося на складских услугах и ответственном хранении.
В качестве примера рассмотрим операционные синергетические эффекты по функции маркетинга. В таблице 6 представлены годовые показатели затрат на выполнение маркетинговых функций и оплату труда персонала маркетингового отдела в компаниях до объединения:
Таблица 6
Показатели затрат
Название компании | Затраты на выполнение маркетинговых функций, тыс. у. е. | Затраты на оплату труда персонала маркетингового отдела, тыс. у. е. |
ОАО «Фабрика А» | 3222,5 | 240 |
ООО «Б» | 1560,0 | 180 |
ООО «В» | 18423,1 | 600 |
В таблице 7 приведены объемы продаж в компаниях до объединения:
Таблица 7
Объемы продаж
Название компании | Объем продаж в тыс. у. е. |
ОАО «Фабрика А» | 116846 |
ООО «Б» | 3550 |
ООО «В» | 139680 |
По данным расчетов, произведенных на основе прогнозных данных, затраты на выполнение маркетинговых функций в объединенной компании составят 19741,6 тыс. у. е.; затраты на оплату труда персонала маркетингового отдела объединенной компании – 720 тыс. у. е. в год. Объем продаж объединенной компании составит 157590 тыс. у. е.
Помимо сокращения операционных издержек, объединение приведет к концентрации финансовых и технических ресурсов, что позволит реализовать 2 новых проекта: создание розничной сети магазинов (1 проект) и создание подразделения, специализирующегося на разработке упаковки (2 проект). Расчет прогнозной эффективности этих проектов производился путем умножения выручки сгенерированной реализуемым проектом на рентабельность продаж компании. В рамках функции маркетинга, рассмотрим прогнозную эффективность реализации первого проекта. Выручка розничной сети магазинов составит по прогнозам в среднем 19800 тыс. у.е. в год. Рентабельность продаж объединенной компании прогнозируется на уровне 11,74%.
В соответствии с данными таблиц 6, 7, операционный синергетический эффект от объединения компаний по затратам на выполнение маркетинговых функций составит:
Информация о работе Механизмы интеграции промышленных предприятий