Механизмы интеграции промышленных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования.
Интеграция промышленных предприятий и образование современных структур корпоративного типа - одна из важнейших тенденций развития организации и управления в XX -XXI веках.
В течение длительного времени предприятие рассматривалось как изолированная единица, как автономная юридическая и экономическая организация. Такое автономное видение предприятия существовало в неоклассической экономической теории.

Содержание

Введение……………………………………………..………..…………………….3
1. Теоретические основы интеграции предприятий. Механизмы интеграции ………5
1.1 Понятие интеграции предприятий, её виды…………….…………………...5
1.2 Предпосылки и мотивы интеграции……………………..………………….13
1.3 Механизмы интеграции промышленных предприятий……………….……17
2. Эволюция и специфика интеграции предприятий российской промышленности. Методы оценки эффективности………………….….…..22
2.1 Эволюция интеграционных структур……………………………….………..22
2.2 Особенности интеграции промышленных предприятий в России………....25
2.3 Методы оценки эффективности интеграционных процессов…………..…..33
3. Оценка эффективности интегрированных структур………………...…..38
3.1 Модель оценки операционных синергетических эффектов при интеграции предприятий ………………38
3.2 Практическое применение модели оценки операционных эффектов синергии………………………………………………………………………….…46
Заключение …………………………………………………………………….…51
Литература ………………………………………………………………………..53
Приложение ………………………………………………………………………56

Работа состоит из  1 файл

Механизмы интеграции промышленных предприятий.doc

— 428.50 Кб (Скачать документ)

По объему соглашения картели делятся на картели низшего порядка, когда в отношении политики сбыта совместно устанавливаются сравнительно малозначимые нормативы деятельности (например, однородности условий торговли), и картели высшего порядка, когда предприятия связаны более важными нормативами совместной деятельности (синдикат).

Союз предприятий представляет собой объединение предприятий в целях соблюдения общих интересов и выполнения общих задач.

В зависимости от интересов, которыми руководствуются предприятия, по-разному организуются и ориентируются союзы предприятий, из которых можно выделить предпринимательские союзы, сети, палаты.

Предпринимательские союзы и сети относятся к так называемым мягким объединениям. Их называют также альянсами, партнерствами, кластерами, сообществами, виртуальными корпорациями. Компании, входящие в группу, рассматриваются как субъекты хозяйственных связей и партнеры в системе взаимодействующих организаций. Их союз основан на сочетании средств формального контроля за конкретными отношениями и неформальным обменом услугами. Высокую эффективность демонстрируют предпринимательские союзы компаний, объединенных в кластеры (группы) на определенных территориях, которые предоставляют им те или иные конкурентные преимущества (средства связи и телекоммуникации, обустроенные производственные площади и т.п.). Деятельность каждого участника союза встраивается в сеть, и складывающаяся при этом система взаимоотношений мобилизует их ресурсы в интересах развития сети.

В настоящее время по мере развития современных информационных систем создаются так называемые виртуальные корпорации. Независимые компании входят в такую сеть на временной основе с целью пользования ресурсами, расширения рыночных возможностей. Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют информационные сети, которые обеспечивают объединения и осуществляют гибкое партнерство на "электронных" контактах.

В случае объединения предприятий под общим руководством говорят о полной интеграции. К основным ее формам относятся концерн и сращивание. Концерн является важнейшей формой объединения предприятий. На западе более двух третей всех акционерных обществ состоят членами концернов. Отдельные общества, входящие в концерн, несмотря на юридическую самостоятельность в рамках концерна, проводят единую хозяйственную политику, исходящую от руководства концерна, обеспечивая экономическое единство.

По направлению слияния различают горизонтальные, вертикальные и конгломератные концерны. По отношению с предприятием, входящим в концерн, могут быть следующие виды концерна:

- концерн подчинения, когда несколько предприятий объединяются под общим руководством головного предприятия;

- координирующие концерны, когда под общим руководством находятся несколько юридически самостоятельных предприятий, каждое из которых независимо от других;

- концерн присоединения, при полной экономической интеграции главенствующего и зависимых предприятий с сохранением юридической самостоятельности зависимого предприятия;

- другие виды концернов.

Сращивание или переплетение имеет место в том случае, если различные предприятия теряют не только свою экономическую, но и юридическую самостоятельность. Сращивание может происходить путем поглощения третьим предприятием и путем образования нового предприятия. К одной из форм слияния относятся финансово-промышленные группы (ФПГ). Создание финансово-промышленных групп осуществляется путем объединения предприятий, связанных имущественными, финансовыми, производственно-технологическими и управленческими отношениями, обеспечивающими решение важнейших проблем их развития. В Российской Федерации оно направлено на:

- концентрацию инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;

- ускорение научно-технического прогресса;

- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;

- осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности страны;

- формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики;

- развитие конкурентной экономической среды.

Опыт показывает, что уже созданные и действующие в Российской Федерации ФПГ осуществляют крупные инвестиционные проекты, противодействуют спаду производства, способствуют денежной стабилизации, восполняют недостающие в период перестройки механизмы межотраслевого перераспределения ресурсов и создают реальные условия для поставок и сбыта, отвечающих требованиям качества. Объединение предприятий и организаций в группу усиливает и внешнеэкономические позиции на мировых рынках, где многие транснациональные компании чаще всего организованы как финансово-индустриально-торговые комплексы, обладающие мощным потенциалом. Указанная форма интеграции предприятий позволяет решать стратегические проблемы развития производства и повышения его эффективности на базе акционерного соучредительства (разделы долей уставного фонда интегрированного образования).

 

 

 

 

 

1.2  ПРЕДПОСЫЛКИ И МОТИВЫ  ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Теория и практика современного корпоративного менеджмента выдвигают достаточно много причин интеграции предприятий. Анализируя мировой опыт и систематизируя его, можно выделить следующие основные предпосылки интеграции предприятий.

Основная причина реструктуризации предприятий в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, то есть взаимодополняющее действие активов двух или нескольких хозяйствующих субъектов, совокупный результат которого превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний.  Например, если компания А сливается с компанией В, то в формульном выражении это выглядит следующим образом:

V (AB) > V(A) + V(B)               (1)

где V(AB) – стоимость объединенной компании, образовавшейся в результате слияния компаний А и В;

V(A) – стоимость компании А;

V(B) – стоимость компании В.

Наиболее распространенным примером  является выражение  2+2=5.

  Таким образом, суть синергетического эффекта заключается в том, что слияние двух компаний порождает дополнительную стоимость объединенной компании. За счет чего же происходит увеличение стоимости объединенной компании? Очевидно, что источники увеличения стоимости формируют определенную выгоду для участников сделки слияния/поглощения, которая и является основным мотивирующим фактором к проведению интеграции.  Синергетический эффект в данном случае может возникнуть благодаря экономии, обусловленной масштабами деятельности, комбинированием взаимодополняющих ресурсов, минимизацией трансакционных издержек, возросшей рыночной мощью из-за снижения конкуренции (мотив монополии), взаимодополняемостью в области НИОКР.

Одновременно с синергетическим эффектом деятельность по слияниям и поглощениям сопровождается эффектом обратного синергизма, который имеет место при продаже подразделений или дочерних компаний (дивестировании): 4 - 2 = 3. Его суть заключается в том, что для приобретающей в данном случае компании эксплуатация купленного объекта может быть гораздо более целесообразной, чем для продающей. В итоге приобретающая компания готова заплатить за объект больше, чем его оценивает продающая компания. 

Предпосылками интеграции также выступают стремление к повышению качества управления и устранению неэффективности, желание снизить налоговую нагрузку (если какая-либо компания, обладающая определенными налоговыми льготами, но не способная использовать их вследствие отсутствия прибыли, объединяется с другой компанией, стабильно получающей достаточно большие объемы прибыли, то у объединенной компании появляется возможность эффективного использования этих налоговых льгот.), возможность диверсификации производства и использования избыточных ресурсов, мотив продажи «вразброс», стремление повысить политический вес руководства компании и личные мотивы менеджеров. Также целью интеграции является рост капитализированной стоимости объединенной компании. [24]

Объединяющиеся компании обладают рядом схожих функциональных подразделений,  таких, как бухгалтерия, управление финансового контроля, маркетинговое управление, рекламные, исследовательские и сбытовые подразделения и т.д. Дублирование функций можно избежать, создав единые централизованные управления оптимального размера вместо обычного объединения уже имеющихся в наличии у объединяющихся компаний, что приведет к значительному  снижению затрат на их содержание. Кроме того, что не менее важно, экономия от масштаба означает возможность производить большие объемы продукции при тех производственных мощностях. Другими словами, происходит снижение удельного веса постоянных затрат в себестоимости производимой объединенной компанией продукции. Разумеется, эффект экономии от масштаба может наблюдаться при горизонтальных и иногда при конгломератных слияниях, когда идет речь об объединении   одинаковых или родственных видов бизнеса

Но при кажущейся столь очевидной простоте использования эффекта экономии от масштаба на практике слияния, тем не менее, порождают множество проблем, связанных с возможностью интеграции двух компаний и, соответственно, их дублирующихся подразделений в одно целое. Зачастую объединившиеся компании после слияния продолжают функционировать как две отдельные независимые единицы, что сводит на нет эффект использования экономии от масштаба.

Диверсификация является очень мощным стимулирующим фактором к проведению слияния/поглощения. Особенно это относится к конгломератным слияниям, где объединение компаний из несвязанных отраслей способствует снижению ими риска банкротства от резкого ухудшения экономической ситуации в какой-либо отрасли или регионе, внезапного значительного снижения спроса на каком-либо сегменте рынка и т.д. Однако при всей весомости этого фактора в принятии решения о проведении слияния/поглощения он не способствует увеличению стоимости объединенной компании.

Одной из предпосылок вертикальной интеграции предприятий является стремление к минимизации трансакционных издержек. Например, за счет того, что промежуточный продукт внутри объединенной компании передается от одного звена производственного процесса к другому без какой-либо оплаты или по минимальной цене, себестоимость конечного продукта значительно снижается.   То обстоятельство, что трансакционные издержки могут быть существенно сокращены и даже предотвращены в случае, если экономическая координация осуществляется не с помощью рынка, а внутри фирмы, где действует административная система управления, — фактор не только появления фирм вообще, но и их роста, в том числе по правилам горизонтальной либо вертикальной интеграции. [24]

Многие промышленные предприятия России стали осуществлять арьергардную интеграцию с целью создания собственной системы энерго- и теплообеспечения. Это позволяет избежать трансакционных издержек, порождаемых сложностью поиска приемлемых компромиссов с естественными монополиями, а также снизить прямые производственные издержки за счет получения более дешевой электроэнергии и тепла с собственных энергетических установок. [2]

Эволюционное развитие интеграционных структур в процессе трансформации российской экономики проявилось действием принципов наследственности, изменчивости, естественного отбора. Возникла потребность в координации совместных усилий и потенциалов в целях построения эффективных схем управления и деятельности.

В таблицах 1 и 2 (Приложение 1) представлены классификации предпосылок интеграции в зависимости от факторов внешней и внутренней среды. Надо отметить, что при классификации рассматривались основные, наиболее часто встречающиеся мотивы объединения. Характеристики среды рассматривались вне зависимости от состояния экономики (рыночная, переходный к рыночным отношениям период). Анализ данных таблиц позволяет заключить, что к объединению предприятия «подталкивают» в преобладающей степени факторы внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ

 

  Осуществление интеграции представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя четыре этапа:

- принятие решения о подготовке к интеграции;

- подготовка к интеграции;

- проведение интеграции;

- интеграционные мероприятия.

На первом этапе стратегические службы предприятия осуществляют маркетинг и анализ внешней и внутренней сред предприятия с целью выявления угроз со стороны конкурентов или сигналов к сотрудничеству от потенциальных партнеров.

При анализе внешней среды рассматриваются внешние угрозы, к которым в первую очередь относят:

- резкий скачок уровня конкуренции, обусловленный новыми товарами и новыми конкурентами;

- скачок цен на сырье, технологию, рабочую силу;

- появление принципиально новой технологии;

- новый организационно-экономический закон и др.

Анализ внутренней среды сводится в первую очередь к выявлению внутренних тенденций, к которым относятся:

- изменение стратегии предприятия;

- изменение структуры собственности;

Информация о работе Механизмы интеграции промышленных предприятий