Организация оплаты труда на российских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание

Цель работы:
Проанализировать современные виды и формы оплаты труда на современных предприятиях.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- дать характеристику оплате труда, как экономической категории;
- определить экономическую сущность оплаты труда;
- изучить принципы организации заработной платы на предприятиях;
- рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда;
-проанализировать действующую систему мотивации оплаты труда;

Содержание

Введение…………………………………………………………...………...…3
Глава 1. Теоретико-методологические основы оплаты труда
1.1 Заработная плата: сущность и функции……………………….…………5
1.2 Системы и виды оплаты труда……………………………………………9
1.3 Заработная плата работников бюджетной сферы……………………..11
Глава 2. Тарифная система оплаты труда………………………15
Глава 3. Бестарифные системы
3.1 Сдельная система…………………………………….…………………..21
3.2 Повременная система……………………………….……………………27
Глава 4. Современные формы оплаты труда
4.1 Система бонусов и тантьем……………………………………………...32
4.2 Грейдинг…………………………………………….…………………….37
Заключение ………………………………….…….………………………..39
Список использованной литературы …….………………………41

Работа состоит из  1 файл

курсовая оплата труда 1 курс.doc

— 437.00 Кб (Скачать документ)

     Основой оплаты труда является тарифная система, представляющая собой совокупность нормативов, с помощью которых  осуществляется дифференциация и регулирование  заработной платы в зависимости от сложности выполняемой работы; условий труда (нормальные, тяжелые, вредные, особо тяжелые и особо вредные); природно-климатических условий выполнения работы; интенсивности и характера труда.

     Бестарифная система оплаты труда ставит заработок  работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива, к которому относится работник. При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки. Применение такой системы целесообразно лишь в тех ситуациях, когда есть реальная возможность учесть результаты труда работника при общей заинтересованности и ответственности каждого коллектива.

     Все системы заработной платы в зависимости  от того, какой основной показатель применяется для определения  результатов труда, принято подразделять на две большие группы, называемыми формами заработной платы.

     Форма заработной платы – это тот  или иной класс систем оплаты труда, сгруппированных по признаку основного  показателя учета результатов труда  при оценке выполненной работником работы с целью его оплаты.

     Существуют  две основные формы заработной платы: повременная и сдельная.

     Сдельная  форма оплаты труда представлена рядом систем, учитывающим особенности, свойственные различным производственным процессам. Она основана на определении  сдельных расценок с учетом разряда выполняемой работы и тарифной ставки первого разряда. Сдельная заработная плата рабочих основана на оплате труда в прямой зависимости от его результатов, выраженных в произведенной продукции, или выполненных операций. Сдельная оплата труда в зависимости от способа учёта выручки и поощрения имеет следующие системы: прямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, комиссионную, аккордную, косвенную сдельную.

     При повременной форме оплаты труда  заработок зависит от разряда  рабочего и количества отработанных часов. Применение повременной оплаты труда может стимулировать высокоэффективный труд только при наличии нормируемых заданий, т.е. повременная заработная плата должна выплачиваться при условии выполнения установленного объема работ или выпуска определенного количества продукции с высоким качеством. Повременная оплата труда может быть простой и повременно-премиальной.

     Применение  повременной и сдельной форм заработной платы требует соблюдения ряда условий, определяющих эффективность и целесообразность их практического использования независимо от сферы приложения труда. 

1.3 Заработная плата работников бюджетной  сферы 

Введение  в ноябре 1992 года системы оплаты труда для учителей, врачей, научных  сотрудников, библиотекарей и других работников бюджетных отраслей на основе Единой тарифной сетки упорядочило соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников, создало механизм поддержания этих соотношений и принятия согласованных решений по поднятию уровня оплаты труда работников бюджетной сферы (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

     Используют  Единую тарифную сетку и в региональных госучреждениях, тогда как она  является обязательной только на федеральном  уровне.

     Согласно  ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в  том числе тарифные) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  1. В федеральных госучреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  2. В госучреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  3. В муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Оплата  труда работников федеральных госучреждений  производится на основе Единой тарифной сетки ( ЕТС), тарифную ставку первого  разряда и межразрядные тарифные коэффициенты которой определяет Правительство  РФ.

     При этом с 1 января 2005 года Правительству  РФ было предоставлено право применять  для оплаты труда работников федеральных  госучреждений иную систему оплаты труда (отличную от ЕТС), и оно этим правом наконец воспользовалось. Постановлением от 22.09.2007 N 605 утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, предусматривающее оплату труда работников и персонала исходя из оклада (ставки) и выплат стимулирующего и компенсирующего характера.

     Размеры окладов (ставок заработной платы) будет  устанавливать непосредственно  руководитель конкретного учреждения (в рамках выделяемого ему объема ассигнований из федерального бюджета). При этом он должен учитывать:

  1. государственные гарантии по оплате труда (в частности, МРОТ);

базовые оклады (ставки);

  1. действующие тарифно-квалификационные справочники;
  2. требования к профессиональной подготовке и уровню

квалификации, которые  необходимы для осуществления соответствующей  профессиональной деятельности;

  1. сложность выполняемой работы и ее объем;
  2. рекомендации Российской трехсторонней комиссии по

регулированию социально-трудовых отношений и  мнение профсоюзов.

     Кроме того, необходимо, чтобы заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, была бы не меньше прежней заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат) - при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации.

     Базовый оклад означает минимальный оклад (ставку) заработной платы работника  государственного или муниципального учреждения, устанавливаемый Правительством РФ по определенным квалификационным группам (без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат), ниже которых выплачивать зарплату работникам государственных и муниципальных учреждений запрещено. То есть, по сути, это специальные "МРОТы" для бюджетников.

     Профессиональные  квалификационные группы - это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

     Руководителю  необходимо  согласовать штатное расписание учреждения с федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение.

     Премии  и компенсации:

     Следующей составляющей новой системы оплаты труда бюджетников названы компенсационные и стимулирующие выплаты. Они будут устанавливаться к окладам (ставкам), если иное не будет предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ.

     Для руководства - особые правила:

     Положение отдельно регулирует оплату труда руководителей учреждений. Их заработная плата, так же как и у других работников, будет состоять из оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Но вот размер оклада руководителя определяется оригинальным способом: он будет равен трем размерам средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения.

     Основной  персонал - это работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, в целях реализации которых создано учреждение. Перечень должностей и профессий таких работников (по видам экономической деятельности) будет устанавливать тот госорган или организация, в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Минздравсоцразвития России.

     Должностные оклады заместителей руководителей  и главных бухгалтеров учреждений будут устанавливаться на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

     Что же касается премий и иных выплат стимулирующего характера, то их руководителю будет  устанавливать тот госорган или  организация, в ведении которого находится соответствующее учреждение. Положение называет следующие ориентиры: для выплат премий руководителю может быть централизовано до 5% всех ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников учреждения, при этом при определении конкретных сумм выплат необходимо будет учитывать результаты деятельности учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     глава 2. Тарифная система оплаты труда 

     В изготовлении любой продукции на любом производстве участвуют рабочие  различных профессий, разного уровня квалификации, выполняющие работу различной сложности и в различных производственных условиях. Ясно, что оплата их труда должна быть различна.

     Тарифная  система представляет собой совокупность нормативов, с помощью которых  осуществляется регулирование заработной платы различных групп и категорий работников.

     Составными  элементами тарифной системы являются: тарифно-квалификационные характеристики (тарифно-квалификационные справочники); тарифные ставки и тарифные сетки; схемы  должностных окладов специалистов и служащих (ЕТКС).

       Тарифная система или ее отдельные  элементы используются во всех  странах рыночной экономики. Как  правило, она разрабатывается  на уровне отрасли или сектора  экономики, а также непосредственно  в организациях и включается  в коллективный договор и тарифное отраслевое соглашение. Включение в эти документы конкретных тарифных ставок рабочих по профессиям и уровню квалификации является гарантией в оплате труда. Такая система поддерживается и профсоюзами, и работодателями и позволяет им в ходе коллективных переговоров добиваться регулярного повышения уровня оплаты труда.

     Тарифные  сетки, разрабатываемые в отраслях и в организациях, являются составной  частью тарифных соглашений и коллективных договоров, гарантируют рациональные соотношения в уровне оплаты труда работников различных профессий и, квалификации.

     Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий  рабочих (ЕТКС) - это систематизированный  перечь работ и профессий, имеющихся  в конкретной отрасли экономики. В ТКС занесены характеристики работ  и требований, которые предъявляются к рабочим, выполняющим различные по своему содержанию и профессии работы. В справочнике указано число разрядов по каждой конкретной профессии. При этом на каждую профессию, каждый квалификационный разряд разработана квалификационная характеристика, состоящая из трех разделов.

     В разделе «Характеристика работ» дается краткое описание работы, которую  должен уметь выполнять рабочий  данного разряда, указывается степень  самостоятельности рабочего при  ее выполнении, наладке и обслуживании оборудования, выборе и определении режима работы, подготовке материалов к обработке и т.д.

     В разделе «Должен знать» приводится описание минимума теоретических и  практических знаний рабочего, необходимых  для выполнения данных работ.

     В разделе «Примеры работ» помещен перечень наиболее характерных работ, соответствующих данному квалификационному разряду.

     Тарифно-квалификационный справочник позволяет быстро и с  достаточной степенью объективности  определить сложность выполняемой  работы, правильность отнесения ее к тому или ином у квалификационному разряду, а, следовательно, и правильность оплаты труда.

     ТКС позволяет также и объективно оценить уровень квалификации рабочего при присвоении ему очередного квалификационного  разряда, квалифицированно рассматривать трудовые споры рабочего с работодателем по вопросам содержания выполняемой работы, справедливости требований по уровню ее исполнения, правильности установления расценки за работу.

Информация о работе Организация оплаты труда на российских предприятиях