Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:17, курсовая работа
В римском обществе рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития. Начиная с III в. до н. э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Экономические идеи Древнего Рима
1.Условия формирования экономических взглядов древнеримских мыслителей…...4
2.Экономическая мысль Катона Старшего……………………………………………..6
3.Экономические воззрения Марка Теренция Варрона………………………………..7
4.Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла………………………………….9
5.Труды Гая Плиния Старшего…………………………………………………………10
6.Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе
1.Марк Туллия Цицерон………………………………………………………....11
2.Луций Анней Сенека…………………………………………………………...13
7.Экономическая политика римских императоров
1.Октавиан Август………………………………………………………………..14
2.Диоклетиан……………………………………………………………………...14
3.Константин……………………………………………………………………...15
8.Экономические идеи первоначального христианства………………………………16
ГЛАВА 2. Экономические взгляды древнегреческих философов
9.Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей...17
10.Экономические воззрения Сократа…………………………………………………..19
11.Экономические воззрения Ксенофонта………………………………………………21
12.Экономическая мысль Платона……………………….………………………………23
13.Экономические взгляды Аристотеля…………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Волгоградский институт экономики, социологии и права
Факультет экономический
Кафедра экономики и управления
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В АНТИЧНОМ МИРЕ
курсовая работа
по дисциплине история экономических учений
Выполнила:
Студентка группы МД 09-1
Емельянова Дина Александровна
________________
(Подпись студента)
Научный руководитель:
Старший преподаватель
Ситникова Светлана Евгеньевна
Волгоград – 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ГЛАВА 1. Экономические идеи Древнего Рима
ГЛАВА 2. Экономические взгляды древнегреческих философов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Я выбрала данную тему по причине того, что считаю её актуальной на современном этапе истории. Наше общество в XXI веке находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества античных философов.
Целью своей работы «Особенности развития экономического знания в античном мире» я определяю расширение знаний в области экономической мысли античности, рассмотрение условий формирования основных экономических понятий и экономики как самостоятельной науки.
В данной работе я постараюсь более глубоко рассмотреть время античности. Мы не просто ознакомимся с конечными результатами творческих исканий философов, а проследим ход их мыслей и рассуждений, при этом, обращая внимание на события общественной жизни той эпохи, которые, несомненно, повлияли на взгляды мыслителей. Мы узнаем, какое влияние оказало появление христианства на экономическую мысль античности; как влияние стоицизма отразилось в работах мыслителей. Так же мы обратимся к политической деятельности римских императоров.
Я постараюсь освятить воззрения наиболее известных и значимых для нас мыслителей периода античности. Мы будем неоднократно затрагивать произведения самих философов и другие источники. По окончании работы каждый из нас подведёт для себя итог, что он узнал и понял об экономической мысли Древней Греции и Древнего Рима, какую роль сыграли идеи философов в формировании экономических взглядов средневековья.
ГЛАВА 1. Экономические идеи Древнего Рима
В римском обществе рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития. Начиная с III в. до н. э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.
Одновременно с утверждением и развитием рабовладельческого строя в римском обществе вызревали противоречия, обострявшиеся в периоды гражданских войн и массовых выступлений рабов (восстание под руководством Спартака 74–71 гг. до н. э. и др.).
С конца II в. н.э. римское общество вступает в состояние кризиса, вызванного противоречиями между потребностями развивающегося производства и невозможностью повысить производительность рабского труда. Некогда могущественное римское государство распадается на Западную империю и Восточную империю, получившую позднее название Византии. В V в. территория Италии была завоевана германскими племенами, и Западная Римская империя прекратила свое существование.
Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политическими учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались на основе однотипных социально-экономических отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Древний Рим, долгое время остававшийся на периферии Античного мира, вынужден был подтягиваться до уровня передовых полисов Греции, перенимать ее культуру. Завоевание Римом греческих полисов положило начало эллинизации римского общества, т.е. широкому распространению греческой культуры среди римлян. В эпоху империи эти процессы переплетались с процессами взаимовлияния греческих, восточных и собственно римских культурных традиций.
Политико-правовые учения в
Древнем Риме формировались на основе
философских направлений, которые
были перенесены из Греции. В своих
наставлениях по философии римские
мыслители обычно воспроизводили греческие
учения, изменяя и приспосабливая
их применительно к римским
Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключались в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества. Можно выделить два круга идеологических представлений, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие римской политико-правовой мысли.
К первому из них следует
отнести изменения в
Результатом практической деятельности
юристов по толкованию законов явилось
обособление юриспруденции в
самостоятельную отрасль
Ко второму кругу следует
отнести изменения в
Значительное влияние
на идеологию римского общества оказала
философия стоиков. Ее последователи
(Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о
“духовном равенстве” всех людей,
включая господ и рабов, их бессилии
изменить судьбу, о необходимости
подчиниться мировому закону. Мистические
стороны и пессимизм учения стоиков
усиливались с нарастанием
На протяжении II–III вв. христианская религия постепенно утратила свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в. была возведена в ранг официальной идеологии римского государства.
Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, был Катон Старший (234-149 гг. до н.э.). В своем сочинении «О земледелии» он обосновывал преимущества сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики и доказывал, что доход от земледелия «самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти».
По мнению Катона, самое лучшее имение должно обладать следующими угодьями: виноградником, поливным огородом, ивняком, масличным садом, лугом, хлебной нивой, лесом и т.д.
Катон был сторонником
натурального хозяйства, хотя рекомендовал
«продавать вообще все лишнее». Писатель
выступал за самообеспеченность поместья,
поскольку «хозяину любо продавать,
а не покупать». Автор трактата как
бы нащупывал, исходя из натурально-хозяйственных
принципов, те отрасли земледелия, которые
потенциально могли стать коммерческими.
Эта противоречивость воззрений
Катона на характер организации средней
рабовладельческой виллы была очень
типична для начала II в. до н. э., когда
специализация поместий только начиналась.
Катон давал рекомендации и по
организации подневольного
Информация о работе Особенности развития экономического знания в античном мире