Особенности развития экономического знания в античном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание

В римском обществе рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития. Начиная с III в. до н. э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Экономические идеи Древнего Рима
1.Условия формирования экономических взглядов древнеримских мыслителей…...4
2.Экономическая мысль Катона Старшего……………………………………………..6
3.Экономические воззрения Марка Теренция Варрона………………………………..7
4.Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла………………………………….9
5.Труды Гая Плиния Старшего…………………………………………………………10
6.Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе
1.Марк Туллия Цицерон………………………………………………………....11
2.Луций Анней Сенека…………………………………………………………...13
7.Экономическая политика римских императоров
1.Октавиан Август………………………………………………………………..14
2.Диоклетиан……………………………………………………………………...14
3.Константин……………………………………………………………………...15
8.Экономические идеи первоначального христианства………………………………16
ГЛАВА 2. Экономические взгляды древнегреческих философов
9.Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей...17
10.Экономические воззрения Сократа…………………………………………………..19
11.Экономические воззрения Ксенофонта………………………………………………21
12.Экономическая мысль Платона……………………….………………………………23
13.Экономические взгляды Аристотеля…………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Особенности развития экономического знания в античном мире..docx

— 96.46 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Негосударственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Волгоградский институт экономики, социологии и права

 

Факультет экономический

 Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В АНТИЧНОМ МИРЕ

курсовая работа

по дисциплине история экономических учений

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы МД 09-1

Емельянова Дина Александровна

________________

(Подпись студента)

 

 

 

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Ситникова Светлана Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград – 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. Экономические идеи Древнего Рима

    1. Условия формирования экономических взглядов древнеримских мыслителей…...4
    2. Экономическая мысль Катона Старшего……………………………………………..6
    3. Экономические воззрения Марка Теренция Варрона………………………………..7
    4. Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла………………………………….9
    5. Труды Гая Плиния Старшего…………………………………………………………10
    6. Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе
      1. Марк Туллия Цицерон………………………………………………………....11
      2. Луций Анней Сенека…………………………………………………………...13
    7. Экономическая политика римских императоров
      1. Октавиан Август………………………………………………………………..14
      2. Диоклетиан……………………………………………………………………...14
      3. Константин……………………………………………………………………...15
    8. Экономические идеи первоначального христианства………………………………16

 

ГЛАВА 2. Экономические взгляды древнегреческих философов

    1. Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей...17
    2. Экономические воззрения Сократа…………………………………………………..19
    3. Экономические воззрения Ксенофонта………………………………………………21
    4. Экономическая мысль Платона……………………….………………………………23
    5. Экономические взгляды Аристотеля…………………………………………………26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………29

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Я выбрала данную тему по причине того, что считаю её актуальной на современном этапе истории. Наше общество в XXI веке находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества античных философов.

Целью своей работы «Особенности развития экономического знания в античном мире» я определяю расширение знаний в области экономической мысли античности, рассмотрение условий формирования основных экономических понятий и экономики как самостоятельной науки.

В данной работе я постараюсь более глубоко рассмотреть время античности. Мы не просто ознакомимся с конечными результатами творческих исканий философов, а проследим ход их мыслей и рассуждений, при этом, обращая внимание на события общественной жизни той эпохи, которые, несомненно, повлияли на взгляды мыслителей. Мы узнаем, какое влияние оказало появление христианства на экономическую мысль античности; как влияние стоицизма отразилось в работах мыслителей. Так же мы обратимся к политической деятельности римских императоров.

Я постараюсь освятить воззрения  наиболее известных и значимых для  нас мыслителей периода античности. Мы будем неоднократно затрагивать произведения самих философов и другие источники. По окончании работы каждый из нас подведёт для себя итог, что он узнал и понял об экономической мысли Древней Греции и Древнего Рима, какую роль сыграли идеи философов в формировании экономических взглядов средневековья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Экономические идеи Древнего Рима

    1. Условия формирования экономических взглядов древнеримских мыслителей

 

В римском обществе рабовладельческий  способ производства достигает высшей ступени своего развития. Начиная  с III в. до н. э. образование крупных  поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового  притока рабов, расширения государственной  территории и проведения завоевательской  политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в  крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.

Одновременно с утверждением и развитием рабовладельческого строя в римском обществе вызревали  противоречия, обострявшиеся в периоды  гражданских войн и массовых выступлений  рабов (восстание под руководством Спартака 74–71 гг. до н. э. и др.).

С конца II в. н.э. римское общество вступает в состояние кризиса, вызванного противоречиями между потребностями  развивающегося производства и невозможностью повысить производительность рабского труда. Некогда могущественное римское  государство распадается на Западную империю и Восточную империю, получившую позднее название Византии. В V в. территория Италии была завоевана  германскими племенами, и Западная Римская империя прекратила свое существование.

Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политическими  учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались  на основе однотипных социально-экономических  отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Древний  Рим, долгое время остававшийся на периферии  Античного мира, вынужден был подтягиваться  до уровня передовых полисов Греции, перенимать ее культуру. Завоевание Римом  греческих полисов положило начало эллинизации римского общества, т.е. широкому распространению греческой  культуры среди римлян. В эпоху  империи эти процессы переплетались  с процессами взаимовлияния греческих, восточных и собственно римских  культурных традиций.

Политико-правовые учения в  Древнем Риме формировались на основе философских направлений, которые  были перенесены из Греции. В своих  наставлениях по философии римские  мыслители обычно воспроизводили греческие  учения, изменяя и приспосабливая их применительно к римским условиям. При разработке политических концепций  римские авторы опирались на заимствованные из греческих источников представления  о формах государства, о соотношении  закона и справедливости, о естественном праве и др.

Новизна и оригинальность политических воззрений римских  мыслителей заключались в том, что  ими были выдвинуты идеи, соответствующие  отношениям зрелого рабовладельческого общества. Можно выделить два круга  идеологических представлений, в которых  наиболее ярко проявилось своеобразие  римской политико-правовой мысли.

К первому из них следует  отнести изменения в политической теории, обусловленные развитием  отношений частной собственности  и рабства. Возникновение крупной  земельной собственности и концентрация богатства, сопровождавшаяся углублением  социальных антагонизмов, поставили  господствующие классы перед необходимостью усилить правовую защиту имущественных  отношений. Осознание этой потребности  вызывало у них повышенный интерес  к правовым средствам закрепления  своего господства, порождало представления  о том, что государство служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права. В произведениях сторонников рабовладельческой знати общим местом становятся определения раба как вещи, как “говорящего орудия” и т.п.

Результатом практической деятельности юристов по толкованию законов явилось  обособление юриспруденции в  самостоятельную отрасль знаний. Со временем она приобретает статус источника права. В трудах римских  юристов получают детальное обоснование  институты и нормы действующего права, в том числе правовой статус свободных и рабов, классификация  имущественных сделок, содержание права  собственности и порядок наследования.

Ко второму кругу следует  отнести изменения в политической теории, отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда  республиканская форма правления  была заменена промонархическим режимом. Правящая верхушка отказалась в этот период от политических идеалов, которым  следовала полисная аристократия. Для  официальной идеологии Римской  империи характерны идеи космополитизма, мирового владычества римлян, а также  концепции неограниченной императорской  власти и государственный культ  правящего императора.

Значительное влияние  на идеологию римского общества оказала  философия стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о  “духовном равенстве” всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости  подчиниться мировому закону. Мистические  стороны и пессимизм учения стоиков  усиливались с нарастанием кризиса  рабовладельческого строя. Многие идеи стоицизма были восприняты христианством  – идейным течением, зародившимся среди социальных низов Римской  империи.

На протяжении II–III вв. христианская религия постепенно утратила свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в. была возведена  в ранг официальной идеологии  римского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Экономическая мысль Катона Старшего

 

Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны  с рынком, был Катон Старший (234-149 гг. до н.э.). В своем сочинении «О земледелии» он обосновывал преимущества сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики и доказывал, что доход от земледелия «самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти».

По мнению Катона, самое  лучшее имение должно обладать следующими угодьями: виноградником, поливным огородом, ивняком, масличным садом, лугом, хлебной  нивой, лесом и т.д.

Катон был сторонником  натурального хозяйства, хотя рекомендовал «продавать вообще все лишнее». Писатель выступал за самообеспеченность поместья, поскольку «хозяину любо продавать, а не покупать». Автор трактата как  бы нащупывал, исходя из натурально-хозяйственных  принципов, те отрасли земледелия, которые  потенциально могли стать коммерческими. Эта противоречивость воззрений  Катона на характер организации средней  рабовладельческой виллы была очень  типична для начала II в. до н. э., когда  специализация поместий только начиналась. Катон давал рекомендации и по организации подневольного труда. Каждый раб получал в поместье «задание» - работу определенного вида и ее объем. Подобные «уроки» были стандартными и варьировались в зависимости от местности и личных качеств раба. Система «уроков» позволяла рабовладельцу установить, как шла работа в его отсутствие. Рабы должны были работать в дождь и даже по праздникам. Катон советовал подыскивать среди рабов надзирателя (вилика) и ключницу. Вилик должен вести расчет «уроков», разбирать тяжбы рабов и наказывать виновных. У хорошего вилика рабы всегда в работе. Он «первым встанет с постели и последним ляжет в постель». Вилик должен отчитываться перед хозяином. Работая, он узнает, что у рабов «на уме, и они будут покладистее в работе». Катон устанавливал даже сезонные нормы натурального довольствия рабам, рассчитывал норму соли, определял образцы одежды. Практика ведения рабовладельческого хозяйства показывала, что, непрерывно занимая рабов, необходимо было сокращать и нормы их довольствия. Помимо рабов Катон предусматривал использование работников, нанятых за деньги или долю урожая. Они могли собирать упавшие маслины и виноград, косить сено. Однако вилику давалась инструкция не задерживать наемных работников в поместье более одного дня.

Информация о работе Особенности развития экономического знания в античном мире