Особенности развития экономического знания в античном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание

В римском обществе рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития. Начиная с III в. до н. э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Экономические идеи Древнего Рима
1.Условия формирования экономических взглядов древнеримских мыслителей…...4
2.Экономическая мысль Катона Старшего……………………………………………..6
3.Экономические воззрения Марка Теренция Варрона………………………………..7
4.Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла………………………………….9
5.Труды Гая Плиния Старшего…………………………………………………………10
6.Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе
1.Марк Туллия Цицерон………………………………………………………....11
2.Луций Анней Сенека…………………………………………………………...13
7.Экономическая политика римских императоров
1.Октавиан Август………………………………………………………………..14
2.Диоклетиан……………………………………………………………………...14
3.Константин……………………………………………………………………...15
8.Экономические идеи первоначального христианства………………………………16
ГЛАВА 2. Экономические взгляды древнегреческих философов
9.Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей...17
10.Экономические воззрения Сократа…………………………………………………..19
11.Экономические воззрения Ксенофонта………………………………………………21
12.Экономическая мысль Платона……………………….………………………………23
13.Экономические взгляды Аристотеля…………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Особенности развития экономического знания в античном мире..docx

— 96.46 Кб (Скачать документ)

Плиний Старший представлял  другое, нежели Колумелла, направление  экономической мысли, которое стремилось приспособиться к хозяйственной  ситуации и сохранить достигнутый  уровень интенсивности производства. Он выступал за натурализацию хозяйства, пропагандировал «прилежный» рабский  труд новыми, но самыми дешевыми орудиями. Однако в новых условиях это привело  бы к падению эффективности рабского труда, поскольку повышение издержек производства было бы неизбежным. Поэтому  римский ученый, в конце концов, отдал предпочтение колонату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе

 

      1. Марк Туллия Цицерон

 

Марк Туллия Цицерон (106—43 гг. до н. э.) крупный политический деятель, адвокат и знаменитый оратор. Он выражал стремление римской аристократии, напуганной восстаниями рабов и выступлениями плебейских масс, усилить государственную власть, улучшив ее форму.

В его взглядах на государство  наиболее ценными представляются: во-первых, мысли о причинах появления государства (он считал, что государство возникло из-за природной приверженности людей  к общению и, как следствие, из-за добровольного их желания упорядочить  это общение, взаимодействуя через  государство); во-вторых, утверждение  о том, что активное участие граждан  в политической жизни является высшим проявлением их добродетели и  долга; в-третьих, сравнительный анализ трех основных форм государства (демократической, аристократической и монархической) и причин их кругооборота (неустойчивости, склонности к вырождению). «Так, благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы [сенат], свободой – народы, так что при сравнении трудно выбрать, чего можно желать больше всего»1. Худшей формой государства он считал демократию, ее порочность видел в тирании массы, ужасался злой воле толпы, присвоившей себе имя и видимость народа. Лучшей формой государства среди трех названных он считал монархию. Превосходство ее над другими формами он видел в том, что воля одного лица эффективнее воли многих: разумная царская власть, по его мнению, управляет страной так же, как умный отец семейства управляет семейными отношениями. Но в монархии всегда скрыта опасность тирании.

Цицерон заимствовал у  греческих мыслителей идею о смешанном  государственном устройстве и творчески  применил ее к римской действительности. «[Я считаю] наилучшим государственным устройством такое, которое, с соблюдением надлежащей меры, будучи составлено из трех видов власти – царской, власти оптиматов и народной, не возбуждает, наказывая, жестоких и злобных чувств»2. В римском государственном устройстве, утверждал он, необычайно удачно и искусно сочетаются элементы монархии (консулы), аристократии (сенат) и демократии (комиция, т.е. народные собрания).

Государство могло бы стать  вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям отцов. Целью государства, согласно его  концепции, является охрана имущественных  интересов граждан.

Законы государства должны соответствовать установленному в  природе божественному порядку  – в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного  естественного закона обязаны стоять жрецы. Возникновение права, подчеркивал  Цицерон, “следует выводить из понятия  закона. Ибо закон есть сила природы, он – ум и сознание мудрого человека, он – мерило права и бесправия”. Права мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного  закона.

Однако, в противовес своим собственным утверждениям, Цицерон признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в силу установившихся в обществе отношений.

В диалоге «О старости»  Цицерон резко критиковал паразитический образ жизни знати, предававшейся  плотским наслаждениям. Зато необычайную  радость, по его мнению, доставляет занятие земледелием. Для Цицерона «хорошо обработанную землю ничто не может превзойти ни по доходности, ни по красоте». Земледельческий труд приносит человеку изобилие. «У хорошего и рачительного хозяина всегда полный винный погреб, кладовая для масла, как и кладовая для припасов, а в усадьбе полный достаток...».

Рим представлял для мыслителя  идеальную модель мира с самым  правильным укладом жизни. Разрушение, уничтожение римского полиса означало для Цицерона «гибель и уничтожение  всего этого мира». Поэтому он не сомневался, что «государство должно быть устроено так, чтобы быть вечным». Политический кризис I в. до н. э. был  результатом глубоких изменений  в экономическом базисе «вечного города». Свободный античный полис  представляли неравные в экономическом  отношении сословия. Процесс концентрации земельной собственности в руках  знати, развитие рабовладельческих  отношений привели к перерождению гражданской общины Рима.

Основным политическим кредо  Цицерона стал лозунг «согласия сословий». Цицероновский проект «равенства»  на основе различий (имущественное  положение, «достоинства») выглядел, по меньшей мере, утопично. Но градация свободных «по достоинству» считалась  Цицероном справедливой.

Цицерон был идеологом  республиканского строя того периода, когда началась агония демократических  институтов полиса. Будучи убежденным сторонником «сенатской республики», он считал «мир сословий» необходимым  условием поддержания господствующих классов.

Вершиной творчества Цицерона стал его последний трактат —  «Об обязанностях», представляющий собой оригинальное сочетание политико-правовых, философских и экономических  идей. В нем автор пытался нарисовать образ идеального гражданина Рима безотносительно  к его сословной принадлежности. По мнению Цицерона, любой области  деятельности соответствуют свои обязанности, исполнение которых и является нравственным смыслом жизни. Высшее благо не имеет  отношения к удобствам, и только нравственно-прекрасное должно стать  предметом стремлений гражданина. Цицерон  считал нравственно-прекрасными четыре основные добродетели: познание истины, справедливость - благотворительность, величие духа и умеренность. С  экономической точки зрения интерес  представляет «двуединая» добродетель: справедливость-благотворительность. Цицерон подчеркивал, что «первая  задача справедливости — в том, чтобы  никому не наносить вреда, если только тебя на это не вызвали противозаконием; затем — в том, чтобы пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной — как своей». Цицерон  обратил внимание на то, что частной  собственности от природы не бывает, что она — результат оккупации  свободных земель вследствие побед  в войнах или посредством законов, соглашении, жеребьевок». Идея Цицерона о «справедливости» собственности основана на неравенстве распределения последней.

Но в мире, по убеждению  Цицерона, была и несправедливость. Она проявлялась в страхе, корыстолюбии, жажде славы. Высшая справедливость, которой должен следовать гражданин,— это неприкосновенность собственности. Поэтому его первейшая обязанность — охрана этой неприкосновенности.

Цицерон полагал, что справедливость необходима и по отношению к рабам. Поэтому «правы те, кто советует обращаться с ними как с наймитами: требовать от них труда, предоставлять  им все положенное». Рассуждая о  рабстве, Цицерон отмечал, что противозаконие совершается либо в результате насилия, либо с помощью обмана. Тем самым  он косвенно разоблачал рабовладение. Он сомневался и в справедливости рабского состояния работников, советуя  предоставить им статус свободных наемников.

Другой важной чертой добродетельного  гражданина, по мнению Цицерона, должна быть благотворительность. Он считал ее более всего соответствующей  человеческой природе. Люди живут в  обществе и обязаны помогать друг другу. При этом Цицерон указывал на необходимость благочестивого отношения  к отечеству, семье и близким  друзьям.

 

      1. Луций Анней Сенека

 

Кризисные явления в рабовладельческой  экономике I — II вв. н. э. нашли наибольшее выражение в учении римских стоиков. Стоики проповедовали политическую пассивность, индивидуализм, этику  нравственного самосовершенствования. Их идеи полны пессимизма. Наиболее ярким представителем идеологии  римского стоицизма был Луций  Анней Сенека (около 4 г. до н. э.— 65 г. н. э.). Он советовал человеку избрать такую линию поведения, которая обеспечит ему «блаженную жизнь». Нравственная цель личности определялась совершенствованием разума. В условиях рабовладельческого строя Сенека отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей. Согласно его представлениям, поработить можно только телесную оболочку человека, но никак не его душу, разум. «Он раб! — замечал Сенека.— Но, быть может, душою он свободный». Согласно Сенеке, рабы по сути своей равны другим людям, которые обладают теми же душевными качествами. Свободный дух раба неподвластен купле-продаже, как его тело. Сенека считал, что рабы для рабовладельца должны быть, прежде всего, людьми. Они — «соседи по дому», «смиренные друзья», «товарищи по рабству», поскольку над всеми одинакова власть фортуны. Равным образом любой мог стать и свободнорожденным, и рабом. Поэтому только величие души делает человека благородным, который из любого состояния может подняться выше судьбы.

С рабами нельзя обращаться как со скотом. Сенека советует: «Обходись  со стоящими ниже так, как ты хотел  бы, чтобы с тобой обращались стоящие  выше». И моралист призывал «наказывать» рабов словами. Но Сенека, резко критикуя рабство, не видит нужды в освобождении рабов. Если рабы благородны духом, то они сами возвысятся над своим  рабским состоянием, в противном  случае свободу можно обрести  через смерть. По Сенеке, нравственное чувство может подсказать человеку, когда самоубийство — лучший вариант  свободы. Здесь моралист логически  завершает свою этическую концепцию  рабовладения. Нравственное пробуждение  раба могло привести к пониманию  безысходности его положения, а  значит, к моральному оправданию самоубийства. Критикуя рабовладение, Сенека не находил  никакой альтернативы. Его взгляд на участь раба был полон пессимизма.

Концепция рабства Сенеки имела еще одну важную сторону: и  невольники, и свободные — рабы фортуны. Но кроме «поголовного рабства» от судьбы есть и «добровольное рабство» от пороков. «Покажи мне, кто не раб,—  призывал Сенека.— Один в рабстве  у похоти, другой — у скупости, третий — у честолюбия и все  — у страха». Сенека стремился  доказать, что раб — не «говорящее орудие» или быдло, а человек. Эти взгляды выглядели крайне радикально и предшествовали идеям  раннего христианства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Экономическая политика римских императоров

 

      1. Октавиан Август

 

Кризис республиканского строя в Риме и гражданские  воины I в. до н. э. привели к торжеству  императорской власти. Первым императором (принцепсом) Рима стал Октавиан Август (63 до н. э.— 14 н. э.). Август проводил политику «умиротворения» империи, т. е. стабилизации рабовладельческого строя.

В первые годы нашей эры  был издан закон, запрещающий  отпуск рабов на волю ранее 20 лет  со дня их покупки. Господин, объявлявший  рабам волю, был обязан платить 5%-ный  налог с его стоимости. По предложению  Августа был восстановлен древний  закон, санкционировавший казнь  всех рабов и вольноотпущенников, которые находились в доме в момент убийства хозяина.

Август выказывал ревностную заботу о благосостоянии населения  Рима, проводя частые раздачи зерна  и денег, устраивая для народа игры и театральные представления, а также возводя общественные здания на собственные средства или  на средства своих соратников.

Август сконцентрировал  в своих руках финансы и  военную силу государства. Внешняя  политика императора была направлена на расширение территории государства  и захват рабов. Эту политику проводили  и другие императоры. Опорой императорской власти была армия.

 

      1. Диоклетиан

 

Кризис III в. н. э. потряс основы рабовладельческого строя Древнего Рима. Наблюдался упадок сельского  хозяйства, свертывалась торговля, расстроилось денежное обращение. Большое распространение  получил колонат. В этих условиях император Диоклетиан (284—305 н. э.) встал  на путь реформ. Он пытался стабилизировать  денежное обращение. В 286 г. была прекращена чеканка низкопробной монеты. В обращение  были пущены новые полноценные золотые, серебряные и медные монеты. Но реформа  была недостаточно продумана. Так, например, рыночная стоимость золота оказалась  выше стоимости новой золотой  монеты. И новые деньги стали быстро исчезать из обращения, а государству  пришлось возобновить выпуск низкопробных монет. Была изменена система налогообложения. Большая часть податей стала  взиматься не деньгами, а в натуральной  форме. Для этого в 289 - 290 гг. была проведена всеобщая перепись населения. Величина налогов рассчитывалась на пять лет, а затем пересматривалась. Податная система устанавливала  единые размеры налогов. Вводилась  поголовная подать для всех жителей  империи. Горожане платили подушный налог. Раскладка налогов происходила  на основе строго составленных описей — кадастров. За поступление налогов  с рабов и колонов отвечали землевладельцы, а с горожан —  члены городских курий. Реформа  способствовала прикреплению трудящегося  населения империи к месту  жительства.

Информация о работе Особенности развития экономического знания в античном мире