Особенности развития экономического знания в античном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание

В римском обществе рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития. Начиная с III в. до н. э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Экономические идеи Древнего Рима
1.Условия формирования экономических взглядов древнеримских мыслителей…...4
2.Экономическая мысль Катона Старшего……………………………………………..6
3.Экономические воззрения Марка Теренция Варрона………………………………..7
4.Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла………………………………….9
5.Труды Гая Плиния Старшего…………………………………………………………10
6.Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе
1.Марк Туллия Цицерон………………………………………………………....11
2.Луций Анней Сенека…………………………………………………………...13
7.Экономическая политика римских императоров
1.Октавиан Август………………………………………………………………..14
2.Диоклетиан……………………………………………………………………...14
3.Константин……………………………………………………………………...15
8.Экономические идеи первоначального христианства………………………………16
ГЛАВА 2. Экономические взгляды древнегреческих философов
9.Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей...17
10.Экономические воззрения Сократа…………………………………………………..19
11.Экономические воззрения Ксенофонта………………………………………………21
12.Экономическая мысль Платона……………………….………………………………23
13.Экономические взгляды Аристотеля…………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Особенности развития экономического знания в античном мире..docx

— 96.46 Кб (Скачать документ)

Социально-экономическая  концепция Платона получила концентрированное  выражение в проекте идеального государства. Его учение, ориентировано не на формирование совершенной личности, а скорее на формирование идеального (совершенного) общества. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных.

Гениально предугадав значение разделения труда в экономической  жизни общества, Платон, всё же, выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно-замкнутого, самодостаточного государства. Рабы рассматривались им в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация — как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

Главной отраслью хозяйства  Платон считал земледелие, но одабривал и занятия ремеслом. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. Он допускал торговлю, которая бы позволяла обеспечить средний достаток для всех членов общества, однако, считал немаловажным исключить возможность возвышения богатых торговцев над правящими сословиями. Преодоление в обществе имущественного расслоения – важнейшая социально-экономическая особенность идеального строя, отличающая его от всех остальных, порочных, государств. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы и рабы. Для свободного грека занятие торговлей, по его мнению, было недостойным и даже постыдным.

В идеальном государстве  Платона свободные люди делились на три сословия в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: 1) философов, призванных управлять государством (разумная); 2) воинов (эмоциональная (аффективная)); 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев (чувственная (вожделеющая)).

Сословное деление общества Платон объявил условием прочности  государства как совместного  поселения граждан. Самовольный  переход из низшего сословия в  высшее недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек  должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы.

Рабы не включались ни в  одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства.

По  поводу формы правления в образцовом государстве Платон говорил, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько. Основное внимание здесь уделяется проблемам воспитания и образа жизни граждан. Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта.

Характеризуя извращенные  формы государства, Платон располагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом.

Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой  утверждение частной собственности  и обращение свободных земледельцев из третьего сословия в рабов. Так  возникает тимократия (от “тиме” –  честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим  правлением будет вечно воевать.

Следующий вид государственного устройства – олигархия – появляется в результате скопления богатства  у частных лиц. Этот строй основан  на имущественном цензе. Власть захватывают  немногие богатые, тогда как бедняки  не участвуют в управлении. Такого рода государственный строй держится применением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путем запугивания. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.

Победа бедняков приводит к установлению демократии – власти народа. Общественные должности при  демократии замещаются по жребию, вследствие чего государство опьяняется свободой в неразбавленном виде, сверх всякой меры. В демократии царят своеволие  и безначалие.

Наконец, чрезмерная свобода  обращается в свою противоположность  – чрезмерное рабство. Устанавливается  тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве  и насилии. Тиранический строй –  это самое тяжелое заболевание  государства, полное отсутствие в нем  каких бы то ни было добродетелей.

Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу  человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с  возвратом к изначальному строю  – правлению мудрых.

Переход от одного государства к другому показанный Платоном, по существу, являлся понятийно-логической схемой. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы, имевшие место в древнегреческих государствах, что придавало этой схеме вид исторической концепции.

Диалог “Законы” является последним сочинением Платона. В  “Законах” Платон изображает “второй  по достоинству” государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.

Основные  отличия диалога “Законы” от диалога  “Государство”:

    1. Платон устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но размеры ее ограничены. Ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладают.
    2. Деление граждан на сословия  и их политические права находятся в прямой зависимости от размеров имущества. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собственном хозяйстве, им вменяются в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах, жертвоприношения и т.п.
    3. Производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда. Вместе с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство, как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию положение.
    4. Платоном подробно описывается организация государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта, здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми.

Идеальным государственным  устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам  относятся: демократический принцип  арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический  принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства  находят свое выражение в деятельности народного собрания. На сочетании  демократических и монархических  принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государственных  органов тайное “ночное собрание”, в которое входят 10 самых мудрых и престарелых стражей. Им вручается  верховная власть в государстве.

Все выборные государственные  органы и правители обязаны действовать  в точном соответствии с законом. Что же касается мудрецов из “ночного собрания”, то они причастны к  божественной истине и в этом смысле стоят над законом. Согласившись с тем, что общественную жизнь  необходимо урегулировать нормами  писаного права, Платон не мог по своим  идейным соображениям допустить  верховенство закона над религиозной моралью.

В диалоге “Политик”  Платон выделил формы государства, основанные на законе. По его словам, монархия, аристократия и демократия опираются на закон, тогда как  тирания, олигархия и извращенная  демократия управляются вопреки  существующим в них законам и  обычаям. Однако все перечисленные  формы правления, как подчеркивалось в диалоге, являются отступлениями  от идеального, “подлинного” государства, где политик единолично осуществляет власть, “руководствуясь знанием”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Экономические взгляды Аристотеля

 

Наибольший вклад в  развитие экономической мысли Древней  Греции внес величайший мыслитель древности  Аристотель. Он родился в 384 г. до н.э. в семье врача (умер в 322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не разделял, однако, платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шел к материализму. Его политические взгляды изложены в работе «Политика» и других произведениях. Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов):

1) земледельческий класс; 2) класс ремесленников; 3) торговый класс; 4) наёмные рабочие; 5) военные.

Рабы составляли отдельную  группу, не включавшуюся в гражданскую  общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе  являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался  к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество. Рабы, по мнению Аристотеля, должны были обеспечивать все виды физического труда. Дополняют это утверждение доводы экономического порядка. Рабство вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности.

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. В государстве  полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к  совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, “по природе  своей есть существо политическое”.

Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан  в отношении добродетели. Как  наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует телеологически семье и селению, т.е. является целью  их существования.

Неразвитые в духовном отношении, варвары не способны к  государственной жизни; их удел –  быть рабами у греков. “Варвар и  раб по природе своей понятия  тождественные”. Аристотель, таким  образом, открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. Государство  представлялось ему объединением свободных  граждан, совместно управляющих  делами рабовладельческого общества.

Частная собственность, подобно  рабству, коренится в природе  и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным противником  обобществления имущества, предлагаемого  Платоном. Общность имущества он находил, кроме того, экономически несостоятельной, препятствующей развитию в человеке хозяйственных наклонностей. К этим аргументам в защиту частной собственности  обращались впоследствии многие идеологи.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы  отыскать совершенное государственное  устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных  переворотов.

Классификация форм государства  в “Политике” проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. В зависимости  от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где  верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где  правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций  друг на друга дает шесть видов  государственного устройства. К правильным государствам относятся монархия, аристократия и полития; к неправильным – тирания, олигархия и демократия.

Новым в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных  форм к двум основным – олигархии  и демократии. Их порождением или  смешением являются все остальные  разновидности власти.

В олигархии власть принадлежит  богатым, в демократии – неимущим. Аристотель выдвигает на первый план признак имущественного положения  властвующих. Богатые и неимущие, указывал философ, составляют как бы два полюса, диаметрально противоположные  части любого государства, так что  в зависимости от перевеса той  или иной стороны устанавливается  и соответствующая форма правления. Коренная причина политической неустойчивости, мятежей и смены форм государства  заключается в отсутствии надлежащего  равенства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно  уравнивает богатых и простой  народ. В своих рассуждениях о  демократии и олигархии Аристотель вплотную подходит к пониманию социальных противоречий, определявших развитие рабовладельческого государства.

Политические симпатии Аристотеля – на стороне политии, смешанной  формы государства, возникающей  из сочетания олигархии и демократии.

Экономически полития  представляет собой строй, при котором  преобладает собственность средних  размеров, что позволяет не только гарантировать самодостаточность  семей, но и ослабить противоречия между  богатством и бедностью. Помимо ограничения  размеров собственности в совершенном  государстве предусматриваются  совместные трапезы и другие мероприятия, призванные обеспечить солидарность зажиточных граждан и свободной бедноты. “Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим”, – утверждал Аристотель.

Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Как и Платон, Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом. Гражданская доблесть, заявлял он, подходит “только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания”. Хотя землепашцы, ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его частями являются воины и правители. Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Некоторые, весьма урезанные права граждан предоставляются также земледельческому демосу – крестьянам.

Политически этот строй характеризуется  сочетанием демократических и олигархических методов осуществления власти. Аристотель различает в связи с этим два  вида справедливости: уравнивающую и  распределяющую.

Уравнивающая справедливость, принципом которой является “арифметическая  пропорция”, затрагивает отношения  обмена, возмещения ущерба, назначение наказаний за имущественные преступления и т.п. Закон при этом “обращает  внимание лишь на различие ущерба, а  с лицами обходится как с равными  во всем”. Напротив, при распределяющей справедливости учитывается положение  человека в обществе. Ее принципом  служит “геометрическая пропорция” – воздаяние по достоинству и  заслугам. Применяется распределяющая справедливость в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства.

Информация о работе Особенности развития экономического знания в античном мире