Особенности развития экономического знания в античном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание

В римском обществе рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития. Начиная с III в. до н. э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Экономические идеи Древнего Рима
1.Условия формирования экономических взглядов древнеримских мыслителей…...4
2.Экономическая мысль Катона Старшего……………………………………………..6
3.Экономические воззрения Марка Теренция Варрона………………………………..7
4.Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла………………………………….9
5.Труды Гая Плиния Старшего…………………………………………………………10
6.Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе
1.Марк Туллия Цицерон………………………………………………………....11
2.Луций Анней Сенека…………………………………………………………...13
7.Экономическая политика римских императоров
1.Октавиан Август………………………………………………………………..14
2.Диоклетиан……………………………………………………………………...14
3.Константин……………………………………………………………………...15
8.Экономические идеи первоначального христианства………………………………16
ГЛАВА 2. Экономические взгляды древнегреческих философов
9.Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей...17
10.Экономические воззрения Сократа…………………………………………………..19
11.Экономические воззрения Ксенофонта………………………………………………21
12.Экономическая мысль Платона……………………….………………………………23
13.Экономические взгляды Аристотеля…………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Особенности развития экономического знания в античном мире..docx

— 96.46 Кб (Скачать документ)

Диоклетиану так и не удалось  упорядочить денежное обращение. Рост товарных цен в империи отражался  на поступлении налогов. В 301 г. император  издал эдикт о твердых ценах  и о твердых ставках заработной платы. Для борьбы со спекулянтами на многих рынках были сооружены плахи, и «дежурные» палачи могли без  проволочки привести приговор в исполнение. Но твердые цены и ставки заработной платы, указанные в законах, были приняты произвольно, не учитывали  хозяйственную ситуацию отдельных  частей государства.

1 мая 305 Диоклетиан и  Максимиан официально отреклись  от престола, и их место заняли  Констанций и Галерий. Диоклетиан  удалился в свой колоссальный  дворец в Салонах (совр. Сплит,  Хорватия) на побережье Далмации. Он был свидетелем краха созданной им системы тетрархии, когда его преемники начали воевать друг с другом, а на его родственников обрушились гонения.

 

      1. Константин

 

Реформы Диоклетиана продолжил  император Константин (306—337). При  нем удалось, наконец, более точно  вычислить рыночную стоимость золота в слитках. Но в отличие от Диоклетиана  новый император ввел монометаллизм. В обращение был пущен золотой  солид весом 7/72 римского фунта. Из серебра  чеканили только мелкую разменную монету. Но, несмотря на некоторый успех  реформы, в обращении наряду с  солидами продолжали находиться слитки золота и серебра.

Венцом экономической  политики Константина стал специальный  закон «О беглых колонах», изданный в 332 г. н. э. Уход колонов приводил не только к свертыванию сельскохозяйственного  производства на местах — не действовала  вся система налоговой эксплуатации трудящегося населения, поскольку  подати могли взиматься лишь при  условии обработки земли. Закон  призывал возвращать беглецов в поместье, а в наказание — заставлять работать в цепях. Колоны прикреплялись  к своим участкам навечно. Политика закрепощения колонов свидетельствовала об углублении процесса феодализации экономики Древнего Рима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Экономические идеи первоначального христианства

 

Возникшее в Римской империи  христианство — самая распространенная религия, господствующая до сих пор  во многих странах мира. Изучение экономических  идей этой религиозной доктрины важно  не только для характеристики идеологии  Римской империи, но и потому, что  многие экономические концепции  поздней античности, средневековья  и нового времени имели религиозную  окраску, развивались в рамках христианского  мировоззрения, апеллировали к христианским нормам морали и права.

Христианство возникло в  условиях экономического, политического  и морального кризиса римского общества. Именно в это время возникает  острая потребность всех классов  в такой религии, в которой  можно было бы «спастись» от господствовавшей в обществе социальной несправедливости. Старые религии были разрушены или  пришли в упадок вместе с падением культивировавших их государств. Новой  религии необходимо было подняться  над этнической ограниченностью  и сословными предрассудками. Религия  должна была стать простой и понятной верующим, способной указать решение  возникших проблем. Этим требованиям  удовлетворяло учение, родившееся на почве иудаизма и вобравшее в  себя многие элементы восточных религий  и античных философских течений.

Главной идеей христианства является идея греха и спасения человека. Раскаяние в грехах и благочестивая  жизнь — необходимое условие  достижения царства небесного после  смерти. Грешникам и стяжателям уготован ад на том свете, а на этом — второе пришествие Христа и Страшный суд.

Хотя раннее христианство первоначально было религией отверженных  и угнетенных, оно не было ориентировано  на какой-либо богоизбранный народ, социальную группу или определенный класс. Оно было обращено ко всем людям, ко всем, кто проявлял веру в божественного  спасителя (Мессию), в Христа, в его  искупительную жертву.

В произведениях раннехристианской литературы осуждались рабовладельческий Рим – “великий город, царствующий над земными царями”, римские императоры, цари, вельможи, тысяченачальники, богатые, купцы. Христиане мечтали об уничтожении “великой блудницы вавилонской” – Римской империи, которую они называли “царством дьявола”, “дьявольским миром зла и насилия”: “Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! Ибо в один час пришел суд твой”.

Церковь настойчиво стремилась к союзу с императорской властью. С IV в. императоры уже вынуждены считаться  с церковью и даже искать у нее  поддержки. При императоре Константине  христианство было объявлено равноправной с другими религиями (313 г.), а затем  господствующей (324 г.) религией.

Выражая интересы разных классов  и социальных групп, христианство с  самого начала было глубоко и внутренне  противоречиво. Экономические воззрения  христианства, как и вероучения в  целом, сформировались в борьбе различных  течений. В результате одни произведения были признаны «истинными» и канонизированы, другие не были канонизированы, а третьи осуждены как ереси.

Важное социально-экономическое  значение имела христианская проповедь  равенства. И хотя она доказывалась теологически, идея равенства была направлена не только против племенных и этнических различий, но и против рабовладельческого строя. Равенство людей перед богом выступает как основной вид равенства, от которого все другие виды производны.

Сложность самого процесса становления новой мировой религии, отражение этой сложности в христианском каноне (Новый завет) обусловили и  долговременное господство христианства в Европе, и возможность использования  его в средние века в прямо  противоположных целях: от апологии рабства (Августин) и крепостничества (Фома Аквинский) до обоснования демократически-революционных (табориты) и коммунистических (Томас  Мюнцер) программ.

ГЛАВА 2. Экономические взгляды  древнегреческих философов

 

    1. Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей

 

Значительного развития экономическая  мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями  в этой области являлись известные  древнегреческие мыслители Платон, Аристотель, Ксенофонт и Сократ. Проследим, как экономические и политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов этих мыслителей.

В Древней Греции для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные условия для развития частной собственности на землю, на земельный участок, а основой производственной ячейкой стали не громоздкие царские хозяйства или общинное производство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью.

Социальная структура  полисов предполагала существование  трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и  рабов самых разных категорий. Одной  из важнейших особенностей социальной структуры в греческих полисах  было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, т.е. совокупность полноправных граждан  данного полиса. К гражданам полиса принадлежали коренные жители, проживающие  в данной местности несколько  поколений, владеющие наследственным земельным участком, принимающие  участие в деятельности народных собраний и имеющие место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов.

Владение земельным участком рассматривалось как полноценная  гарантия выполнение гражданином своих  обязанностей перед полисом, перед  всем гражданским коллективом.

В Греции середины V в. до н.э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений  просуществовало до конца IV в. до н.э. и которую можно определить как  классическую рабовладельческую экономику.

Греческая экономика в  целом не была однородной. Среди  многочисленных греческих полисов  можно выделить два основных хозяйственных  типа, отличающихся по своей структуре.

Для первого типа полиса (аграрного) — было характерно абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.

Другой тип полиса можно  условно определить как торгово-ремесленный, в структуре которого роль ремесленного производства и торговли была значительно  выше, чем в полисах первого типа.

Именно в полисах второго типа была создана ставшая классической рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро (примером таких полисов были Афины, Коринф, Родос и др.). Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V - IV вв. до н.э.

В целом сельское хозяйство  Греции V - IV вв. до н.э. имело следующие  особенности: многоотраслевой характер, преобладание трудоемких интенсивных  культур, внедрение рабского труда  как основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого поместья как нового типа организации сельскохозяйственного  производства.

Следует отметить, что описанная  структура крупного афинского землевладения  должна была переживать серьезный внутренний кризис по мере того, как укреплялось  правовое и имущественное положение  афинского гражданства, росло его  самосознание, увеличивалось богатство  афинского полиса, оказавшегося во главе обширного Морского союза. Также упрочивалась система афинской демократии с ее продуманной политикой  материального обеспечения бедных граждан, интенсивного развития городской  жизни и городского ремесла.

Экономическая система, сложившаяся  в торгово-ремесленных полисах  и в Греции V - IV вв. до н.э. в целом, не могла существовать без привлечения  к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный вес  которых в греческом обществе V - IV вв. до н.э. непрерывно возрастал.

Система классического рабства  сформировалась в более или менее  законченном виде в развитых торгово-ремесленных  полисах, в то время как в аграрных полисах социально-классовая структура  отличалась целым рядом особенностей. Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет  показать особенности социально-классовой  структуры торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии древней Греции V - IV вв. до н.э.

Таким образом, экономические  взгляды философов формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно, сильно отражалось в работах древнегреческих философов.

Социально-политический строй  Древней Греции представлял собой  своеобразную систему независимых  полисов, т. е. небольших, иногда даже крошечных  государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современных  историков численность свободного населения полиса редко достигала 100 тыс. человек.

Правовая мысль Древней  Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели. В  произведениях греческих мыслителей была разработана классификация  форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.

На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало  также развитие этики, утверждение  в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, представители  демократии разрабатывали учения о  равенстве граждан и договорном происхождении закона и государства.

Начиная с III в. до н.э., когда  древнегреческие государства утратили свою независимость, в общественном сознании происходят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают  настроения безысходности и аполитизма, усиливаются религиозные искания. Теоретические исследования политики в этот период подменяются нравоучениями индивидуалистического толка.

В середине I тысячелетия  до н.э. в Греции завершается переход  к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков морская торговля – ее развитие стимулировало рост городов и создание греческих  колоний вокруг Средиземного моря, ускорило имущественное расслоение общества. Благодаря оживленным связям с другими странами торговые центры Греции превратились в мощные очаги  культуры, куда стекались новейшие достижения в области техники, естествознания, письменности и права.

 

 

 

    1. Экономические воззрения Сократа

 

Сократ (469-399 до н.э) — знаменитый античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества.

Основной философский  интерес Сократа был сосредоточен на вопросе о том, что такое человек и его сознание. Заслугой Сократа является то, что он впервые из философов древности разработал диалектический метод познания истины путем преодоления противоречивых суждений, возникающих в споре (или беседе) между собеседниками, высказывающими противоположные мнения. Сократ использовал метод иронии, с помощью которой он порождал у своих оппонентов (собеседников) сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к новому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами.

Информация о работе Особенности развития экономического знания в античном мире