Особенности развития экономического знания в античном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание

В римском обществе рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития. Начиная с III в. до н. э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Экономические идеи Древнего Рима
1.Условия формирования экономических взглядов древнеримских мыслителей…...4
2.Экономическая мысль Катона Старшего……………………………………………..6
3.Экономические воззрения Марка Теренция Варрона………………………………..7
4.Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла………………………………….9
5.Труды Гая Плиния Старшего…………………………………………………………10
6.Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе
1.Марк Туллия Цицерон………………………………………………………....11
2.Луций Анней Сенека…………………………………………………………...13
7.Экономическая политика римских императоров
1.Октавиан Август………………………………………………………………..14
2.Диоклетиан……………………………………………………………………...14
3.Константин……………………………………………………………………...15
8.Экономические идеи первоначального христианства………………………………16
ГЛАВА 2. Экономические взгляды древнегреческих философов
9.Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей...17
10.Экономические воззрения Сократа…………………………………………………..19
11.Экономические воззрения Ксенофонта………………………………………………21
12.Экономическая мысль Платона……………………….………………………………23
13.Экономические взгляды Аристотеля…………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Особенности развития экономического знания в античном мире..docx

— 96.46 Кб (Скачать документ)

Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому  положению идеального государства. Его территория должна быть достаточной  для удовлетворения потребностей населения  и одновременно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они “знали друг друга”. Политическим идеалом Аристотеля был  самодостаточный экономически обособленный полис. Наилучшие условия для  совершенного государства создает  умеренный климат Эллады.

Концепция Аристотеля служила  теоретическим оправданием привилегий и власти землевладельческой аристократии. Несмотря на его заверения в том, что демократия и олигархия в  политии смешаны “по половине”  и даже с “уклоном в сторону  демократии”, аристократические элементы в наилучшем государстве получили явное преобладание.

Участие народа в управлении обставлено здесь такими оговорками, которые практически лишают его  возможности решать государственные  дела. Для того чтобы участвовать в совещательной и судебной власти необходимо иметь определенное количество богатства.

В качестве примеров смешанного государственного строя философом названы аристократическая Спарта, Крит, а также “прародительская” демократия, введенная в Афинах реформами Солона.

Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем  самым его связь с государством как моральным общением между  свободными гражданами. Вне политического  общения права не существует.

Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли  является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался  от своих предшественников, положив  начало экономическому анализу, что  проявилось в подходе к определению  предмета экономической науки, в  изучении обмена, форм стоимости и  т.д.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические  явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало  интересам укрепления хозяйства, принималось  как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и  разлагало хозяйство, относилось к  разряду явлений противоестественных. Экономика обеспечивала изучение путей  укрепления натурального хозяйства; возможности  расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало  поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых  был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спекулятивной  торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю, поскольку она  не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, и относил её к экономике.

Интересен Аристотель и в  своем анализе капитала, который  в античном мире существовал в  торговой и денежной форме. Для его  анализа он даже вводит новый термин "хрематистика". Под хрематистикой  Аристотель понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики - как деятельности, направленной на приобретение благ для дома и государства. Он отвергал крупную, спекулятивную торговлю, преследующую цель накопления денежных богатств, осуждал ростовщичество. Являясь сторонником ведения хозяйства на основе экономики, великий мыслитель древности решительно выступал против того, что относилось к хрематистике.

Гениальные догадки высказал Аристотель по поводу обмена, меновой  стоимости. По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство — без соизмеримости. В его трудах можно найти и зачатки трудовой теории стоимости, и упоминания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги, которые являются общей для всех потребностью. Гений Аристотеля проявился в том, что в выражении стоимости товара он открывает отношение равенства. Лишь исторические границы общества, в котором он жил, помешали ему раскрыть, в чём же состоит «в действительности» это отношение равенства.

Представляет интерес  и то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма  товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение  и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием  обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения. Его экономические воззрения получили развитие в экономической мысли средневековья, можно сказать, что в определенной степени вся она покоится на так называемых догмах Аристотеля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в своей  работе, согласно построенному содержанию, используя источники и интересную литературу, я постаралась достичь поставленной цели, то есть широко осветить целесообразность и пользу изучения экономической мысли античного периода, а так же показать, какое влияние оказали на взгляды экономистов события, свидетелями которых они стали. Экономическая мысль древнегреческих и древнеримских философов неоспоримо, внесла огромный вклад в развитие экономической науки, оказала большое влияние на формирование экономических взглядов средневековья.

Надеюсь, что я заинтересовала своей работой тех, кто с ней  ознакомится, и заставила глубже задуматься о необходимости переосмысления взглядов античных философов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Ксенофонт. Домострой.
  2. Цицерон. Диалоги: О государстве; О законах. – М., 1994.
  3. http://business.polbu.ru/economy_history/ch02_vi.html
  4. http://filosofe.ru/51/
  5. http://feelosophy.narod.ru/leist/L0.html
  6. http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt08.htm
  7. http://market-pages.ru/ecuch/3.html
  8. http://rudiplom.ru/lekcii/economika/econom_history/3.html
  9. http://www.bestreferat.ru/referat-71226.html
  10. http://www.dipland.ru/rabota-sotsialno-ekonomicheskie-vozzreniya-antichnih-filosofov-page1
  11. http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/socrat.htm#2-5
  12. http://www.gumfak.ru/filos_html/otvet/otv18.shtml
  13. http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/DIOKLETIAN.html
  14. http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/AVGUST.html
  15. http://www.ronl.ru/istoriya_ekonomicheskikh_uchenij/1740.htm
  16. http://www.reflist.ru/docnext/26573.7.shtml
  17. http://www.ronl.ru/referaty/istoriya_ekonomicheskikh_uchenij/8892/
  18. http://www.rosreferat.ru/economy/753.htm
  19. http://www.ucheba.ru/referats/4220.html

1 Цицерон. Диалоги: О государстве; О законах. – М., 1994.-с.26.

2 Там же, с.45

3 Ксенофонт. Воспоминания. IV. 6, 6

4 Ксенофонт. Воспоминания. IV. 6, 12

5 Ксенофонт. Воспоминания. I, 2, 9

6 Платон. Государство. 562 с.

7 Ксенофонт. «Домострой». С.199

 


Информация о работе Особенности развития экономического знания в античном мире