Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:35, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы на основе всесторонней оценки современных теорий в национальной экономической науке, применения современных методологических принципов и практического анализа рассмотреть возможные направления совершенствования налогообложения Республики Беларусь.
Информационной основой работы явились материалы конкретных исследований по проблеме налогообложения как отечественных, так и зарубежных авторов, а также законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических вопросов, связанных с проблемами налогообложения в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………..
1 Сущность, функции, принципы и основные элементы системы налогообложения……………………………………………………………….
1.1 Понятие налогов и их функции…………………………………………...
1.2 Классификация и характеристика основных видов налогов………........
1.3 Основные принципы налогообложения………………………………….
2 Механизмы воздействия налогообложения на экономику…………….....
2.1 Классический подход………………………………………………………
2.2 Кейнсианская концепция………………………………………………….
2.3 Теория экономики предложения………………………………………….
3 Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования..
3.1 Особенности национальной налоговой системы………………………...
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения Беларуси………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Классификационный состав налогов по признакам..………
Приложение Б. Виды налогов Российской Федерации……………………...
Приложение Б. Основные изменения налогового законодательства 2009 года………………………………………………………………………………
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 32 с., 7 рис., 1 табл., 15 источников, 3 прил.
НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, ВИДЫ НАЛОГОВ, ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ТЕОРИИ НАЛОГОВ
Предмет исследования – налоговая система Республики Беларусь.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе всесторонней оценки современных теорий в национальной экономической науке, применения современных методологических принципов и практического анализа рассмотреть возможные направления совершенствования налогообложения Республики Беларусь.
Информационной основой работы явились материалы конкретных исследований по проблеме налогообложения как отечественных, так и зарубежных авторов, а также законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических вопросов, связанных с проблемами налогообложения в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… 1 Сущность, функции, принципы и основные
элементы системы налогообложения……………………………………… 1.1 Понятие налогов
и их функции………………………………………….. 1.2 Классификация и характеристика основных видов налогов………........ 1.3 Основные принципы налогообложения…………………………………. 2 Механизмы воздействия налогообложения на экономику……………..... 2.1 Классический подход…………………………… 2.2 Кейнсианская концепция…………………… 2.3 Теория экономики предложения…………………………………………. 3 Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования.. 3.1 Особенности национальной налоговой системы………………………... 3.2 Основные направления
совершенствования системы налогообложения Беларуси………………………………………………………… Заключение…………………………………………………… Список использованных источников………………………………………… Приложение А. Классификационный состав налогов по признакам..……… Приложение Б. Виды налогов Российской Федерации……………………... Приложение Б. Основные изменения налогового законодательства
2009 года…………………………………………………………………… |
4
6 6 8 12 15 15 17 20 22 22
26 30 32 33 34
35 |
ВВЕДЕНИЕ
В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется большое внимание. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.
Такое внимание было и остается вполне оправданным, поскольку налоги – это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и, одновременно, ответственности за результаты производства.
Результативность системы
налогообложения определяется ролью
налогов. Эта роль положительна, если
потенциал налогообложения
Оптимизация налогообложения зависит от многих объективных и субъективных факторов, поскольку находится под воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Поэтому одной из важнейших налоговых проблем является совершенствование механизма налогообложения Республики Беларусь.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе всесторонней, обстоятельной оценки современных теорий и концепций в национальной и зарубежной экономической науке, применения современных методологических принципов и подходов, а также практического анализа рассмотреть проблемы налогообложения и распределения налогового бремени в экономике, а также возможные направления их совершенствования.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решены следующие задачи:
- исследовать экономическую сущность налогов;
- рассмотреть классификацию налогов;
- проанализировать теории налогов;
- рассмотреть действующую систему налогообложения Республики Беларусь;
- выработать меры по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь.
Информационную базу исследования составили материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, данные Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, а также работы отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме (Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П., Адаменкова С.И., Евменчик О.С., Головачев А.С., Пацкевич Л.П., Гюрджан В.А., Масинкевич Н.Э., Образкова Т.А. и др.).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических вопросов, связанных с проблемами налогообложения в Республике Беларусь.
1 Сущность, функции, принципы и основные элементы системы налогообложения
1.1 Понятие налогов и их функции
В настоящее время налоги, подобно государственному кредиту, расходам государства и т. д., являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.
Во-первых, движение стоимости в налоговых отношениях носит односторонний безвозмездный характер. При уплате налогоплательщиком налогов государству отсутствует встречное движение эквивалентной стоимости, как это бывает в классическом акте купли-продажи.
Используемые и
Налог как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда.
Во-вторых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. В-третьих, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его. В-четвертых, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг.
Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно: налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его потребностей. В то же время налоги воздействуют на собственника капитала через другие рычаги [9, с. 21].
Таким образом, налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в ходе перераспределения части общественного продукта, сущность которых раскрывается в тех функциях, которые они выполняют в экономической жизнедеятельности государства.
По мнению большинства налоговедов, налоги имеют четыре функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и распределительную функции.
Фискальная функция выступает в качестве первоначальной, поскольку она является причиной возникновения и существования налогов. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются. [3, с. 16]
Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.
Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны. Таким образом, регулирующая функция налогов взаимосвязана с их стимулирующим значением.
Стимулирующая функция ориентирует налоговой механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство готово допустить временную потерю части налоговых средств путем предоставления льгот, отсрочки платежей, налоговых каникул. [3, с. 17]
Объективно существует своего рода оптимальный уровень изъятия в бюджет дохода у налогоплательщика, который достаточен для стимулирования производства. Его превышение подрывает саму основу хозяйственной деятельности предприятия. Задача стимулирующей функции налогов состоит в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества.
Финансовые отношения с государством носят перераспределительный характер, связанный с выполнением государством своих функций.
Именно прибавочный
продукт является как объектом обеспечения
воспроизводственного процесса созданного
совокупного общественного
Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории — государственного бюджета. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория, как налоги. По мере развития государства и товарно-денежных отношений сформировалась группа более сложных категорий - государственные доходы и расходы, а на их основе - категории государственного бюджета. Финансовые отношения в этих звеньях финансовой системы носят характер перераспределения, созданного в сфере производства прибавочного продукта, и являются производными и зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства.
1.2 Классификация
и характеристика основных
В каждой стране взимается большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран бывают похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. В связи с этим изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций.
Под классификациями
налогов понимаются их группировки,
обусловленные определенными
Информация о работе Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь