Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:35, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы на основе всесторонней оценки современных теорий в национальной экономической науке, применения современных методологических принципов и практического анализа рассмотреть возможные направления совершенствования налогообложения Республики Беларусь.
Информационной основой работы явились материалы конкретных исследований по проблеме налогообложения как отечественных, так и зарубежных авторов, а также законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических вопросов, связанных с проблемами налогообложения в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………..
1 Сущность, функции, принципы и основные элементы системы налогообложения……………………………………………………………….
1.1 Понятие налогов и их функции…………………………………………...
1.2 Классификация и характеристика основных видов налогов………........
1.3 Основные принципы налогообложения………………………………….
2 Механизмы воздействия налогообложения на экономику…………….....
2.1 Классический подход………………………………………………………
2.2 Кейнсианская концепция………………………………………………….
2.3 Теория экономики предложения………………………………………….
3 Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования..
3.1 Особенности национальной налоговой системы………………………...
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения Беларуси………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Классификационный состав налогов по признакам..………
Приложение Б. Виды налогов Российской Федерации……………………...
Приложение Б. Основные изменения налогового законодательства 2009 года………………………………………………………………………………
На рис.2.1 показано, что при росте государственных расходов кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную ΔG, равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с У1 до У2, на величину ΔУ, причем ΔY > ΔG: ΔY=ΔGMg, где Mg — мультипликатор государственных расходов. Mg = ΔY:ΔG=1/(1-mpc) где mpc – предельная склонность к потреблению.
Модель мультипликатора изменится, если мы учтем уровнение налогообложения: Mg =1/1-mpc(1- t), где t = ΔT/ΔY - предельная налоговая ставка.
Доход, выпуск
Рисунок 2.1 - Влияние увеличения госрасходов на выпуск продукции
Примечание – Источник: [14, с. 261]
Уменьшение налогов в модели «кейнсианского креста» на ΔТ увеличит планируемые расходы на mpcΔТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с У1 до У2 на величину, равную ΔУ (рисунок 2.2). При этом ΔY = -ΔT * (mpc/(1-mpc), Mt = ΔY/ΔT = -mpc/(1-mpc).
Рисунок 2.2 - Влияние снижения налогов на выпуск продукции
Примечание – Источник: [14, с. 261]
Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид: Mt = - mpc/1 –mpc (1 – t), где t — предельная налоговая ставка.
Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, следовательно, при выборе направлений бюджетно-налоговой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние нарост дохода, нежели снижение налогов.
Таким образом, можно сделать общий вывод: степень реакции всей налоговой системы на конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов. Считается, что эффективным стабилизирующим действием система обладает тогда, когда ее уровень эластичности равен 1. Это происходит в том случае, если в налоговой системе достаточно высоко значение подоходного и корпорационного налогов.
2.3 Теория экономики предложения
Кризисные процессы 70-х гг. в развитых странах, особенно устойчивая инфляция, подорвали доверие к кейнсианству. Применительно к налогообложению на первое место вышли идеи теоретиков «экономики предложения». По мнению этих теоретиков, стимулирование производства и предложения путем снижения налогов являются главными мерами преодоления кризисных и инфляционных процессов. В соответствии с этими мерами определялись и количественные показатели налогообложения. Так, обложение прибыли всеми видами налогов свыше 50% резко подрывает ее производственно-стимулирующую роль (и тем сильнее, чем больше суммарная величина подобных изъятий переходит 50%-ный барьер). Оптимальным же с точки зрения сочетания фискальных и производственно-стимулирующих задач является налоговое изъятие не более 1/3 прибыли [14, с. 261].
В итоге сторонники «экономики предложения» выдвинули совсем иную модель налогообложения прибыли: вместо сочетания высоких ставок налога на прибыль с широкой системой налоговых льгот - сочетание умеренных ставок налога на прибыль с ограниченной системой налоговых льгот.
Доводы оппонентов, считавших, что подобная модель приведет к существенному падению налоговых поступлений в доходную часть государственного бюджета, опровергались на основании так называемой кривой Лаффера (рисунок 2.3). М. Лаффер, видный представитель американской школы «экономики предложения», построил гипотетическую кривую, показывающую, что снижение налоговых поступлений будет компенсировано ростом их объема за счет расширения производства, уменьшения уклонений от налогов и т.п.
Рисунок 2.3 – Кривая Лаффера
Примечание – Источник: [5, с. 15]
Основная идея заключается здесь в том, что по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления будут расти от нуля до некоторого максимального уровня (М), а затем снижаться до нуля.
Налоговые поступления падают после некоторой точки, потому что более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность, и, следовательно, налоговая база (национальный выпуск и доход) сокращается. Это легче всего проиллюстрировать в крайней точке, когда ставка налога составляет 100%.
Налоговые поступления здесь сокращаются до нуля, потому что 100%-ная ставка налога имеет характер конфискации и останавливает производство. В свою очередь, 100%-ный подоходный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход [5, с. 15].
Идея Лаффера состояла в том, что в некоторой точке (например, АО ставки налога столь высоки, что налоговые поступления ниже максимума М (рисунок 2.3). Логическое рассуждение Лаффера убеждало в том, что более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям и принятию деловых решений, подталкивая, таким образом, существенное расширение национального производства и дохода. Такая расширившаяся налоговая база сможет поддерживать налоговые поступления на прежнем уровне даже при том, что ставки налога будут ниже.
По мнению сторонников
теории, ориентированной на предложение,
сокращение дефицита будет обеспечиваться
также двумя другими
Во-первых, сократятся масштабы уклонения и неплатежа налогов. Высокие предельные ставки подоходных налогов подталкивают налогоплательщиков к тому, чтобы не платить налогов посредством использования различных налоговых укрытий: приобретение муниципальных облигаций; укрывательство доходов от налоговой инспекции и т.д. Снижение ставок налогов ослабит склонность к участию в таких операциях.
Во-вторых, стимулы к производству и увеличению занятости, которые возникнут в результате снижения налоговых ставок, обеспечат сокращение правительственных трансфертных платежей.
Например, создание больших возможностей для занятости сократит масштабы платежей пособий по безработице и, следовательно, будет сокращать дефицит бюджета.
В 80-е гг. теория «экономики предложения» нашла практическое применение в развитых странах. Начало положила налоговая реформа администрации президента Рейгана в США. В ходе этой реформы максимальная ставка налога на корпоративную прибыль была снижена с 46 до 34%, а максимальная ставка индивидуального подоходного налога - с 70 до 28% с резким уменьшением прогрессивности. Реформа стимулировала экономическое развитие США, поэтому аналогичные реформы стали проводиться в других развитых странах [14, с. 264].
Подводя итог характеристике финансового механизма, отметим, что высокая степень встроенной гибкости финансовой системы считается желательной для экономики. Встроенные финансовые стабилизаторы обладают тем позитивным моментом, что делают не столь необходимым точный диагноз и прогноз конъюнктурного положения. Вместе с тем достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Данные стабилизаторы, как правило, смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им полностью помешать.
3 Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования
3.1 Особенности национальной налоговой системы
С 1992г. проводились
многочисленные корректировки налогового
законодательства, которые несколько
снижали уровень налоговых
Таблица 3.1 - Классификация налогов по статусу в Беларуси
1996г. |
2002 – 2009 гг. |
Налоги, взимаемые в бюджет на покрытие общегосударственных расходов |
Общегосударственные платежи, т.е. налоги и отчисления, взимаемые в бюджет на покрытие общегосударственных расходов |
Налоги, взимаемые в бюджет на покрытие целевых расходов государства |
Местные платежи |
Отчисления во внебюджетные фонды на покрытие целевых затрат государства и местных Советов |
Целевые налоги и сборы, т.е. отчисления во внебюджетные фонды на покрытие целевых затрат государства и местных Советов |
Отчисления в ведомственные централизованные фонды |
Примечание - Источник: собственная разработка
В соответствии с данными таблицы 3.1 со времен становления налоговой системы особенно существенным изменениям подвергаются состав, структура и нормы отчислений во внебюджетные фонды. Сокращение их общего количества с 12 в 1992г. до 8 видов в 1997г. и до 3 видов в 1998г. произошло за счет объединения ведомственных централизованных фондов в единый инновационный фонд, а также за счет изменения состава платежей. Одновременно были введены новые формы целевых республиканских сборов: на содержание ведомственного жилого фонда, на содержание детских дошкольных учреждений, на поддержку производителей сельхозпродукции, на содержание пожарной службы.
Рассмотрим структуру доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, контролируемых налоговыми органами, в разрезе видов налогов за 2008 год на рисунке 3.1.
Как видно из данных рисунка 3.1, более 80% бюджета сформировано за счет следующих доходных источников: налог на добавленную стоимость (20,4%), налоги на прибыль и доходы (18,4%), подоходный налог с доходов физических лиц (10,9%), акцизы (10,6%), платежи, исчисляемые из выручки от реализации товаров (работ, услуг) (7,6%), отчисления в инновационные фонды (5,8%), налог на недвижимость (4,1%), земельный налог (2,1%), экологический налог (1,%), налог при упрощенной системе налогообложения (0,9%), единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (0,7%) [15].
Рисунок 3.1 - Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, контролируемых налоговыми органами, в разрезе видов налогов за 2008 год
Примечание. Источник: [15]
Рассмотрим структуру
налоговых доходов по способу
изъятия в бюджет Республики Беларусь,
учитываемых при расчете
Рисунок 3.2 - Структура налоговых доходов по способу изъятия в бюджет Республики Беларусь, за 2008 год
Примечание. Источник: [15]
Как видно из данных рисунка 3.2, в 2008 году сохранена тенденция формирования бюджета Республики Беларусь преимущественно за счет косвенных налогов. Так, указанной группой платежей обеспечено более 40 % доходной части консолидированного бюджета, или 17,6 % ВВП. При этом поступления косвенных налогов в сопоставимых ценах выросли на 7,1 % [15].
Центральное место в группе косвенных налогов занимает налог на добавленную стоимость, который формирует почти 52% всех косвенных доходных источников (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 - Структура косвенных налогов по итогам 2008 года
Примечание. Источник: [15]
Таким образом, представленный анализ структуры налоговых платежей, их доли в доходах бюджета позволяет отметить, что рыночные реформы в Республике Беларусь выдвигают в качестве главной задачи бюджетно-налоговой политики – повышение собираемости налогов, т.е. приоритетность фискальной функции налоговой системы в нашей стране. Прямые налоги пока не являются преобладающими, но в дальнейшем, по мере укрепления позиций национальной экономики, следует ожидать усиления фискальной функции прямых налогов.
К прямым налогам относятся обязательные платежи, источником уплаты которых является прибыль (доход). В перечень прямых налогов включаются налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог на игорный бизнес, местные налоги, исчисленные из прибыли (рисунок 3.4).
Рисунок 3.4 - Структура прямых налогов за 2008 год
Примечание. Источник: [15]
Как видно из данных рисунка 3.4, лидирующие позиции в структуре прямых налогов занимает налог на прибыль: поступления в бюджет по этому налогу по итогам 2008 года составили 42,7%. Подоходный налог, в полной сумме поступающий в местные бюджеты, составил 33,8% от общей суммы поступивших прямых налогов. Удельный вес налога на недвижимость по итогам рассматриваемого периода составила 12,2%. Удельный вес других прямых налогов не превышал 5%. [15]
Сегодня можно констатировать, что методика исчисления косвенных налогов в достаточной степени урегулирована и на ближайшую перспективу предусматривается сохранить ее стабильность. В настоящее время стоит задача по совершенствованию методологии прямых налогов, и, прежде всего, налога на прибыль. В частности, речь идет о принципах определения налогооблагаемой прибыли, которые в Беларуси до сих пор отличаются от применяющихся в большинстве государств, включая Россию.
Что касается 2009 года, то налоговая нагрузка на экономику в 2009 году планируется снизиться на 1,2 процентного пункта к ВВП, в 2010 году - на 1,3 процентного пункта [15].
Сокращение налоговой нагрузки произойдет за счет отмены ряда налогов. В частности, разработанными Министерством финансов Республики Беларусь. Основными направлениями бюджетно-налоговой политики Беларуси на 2009-2011 годы предусмотрено в течение 2009-2010 годов провести поэтапную отмену отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, которые в настоящее время взимаются по ставке 1% от выручки [15].
В 2010 году планируется отменить целевые сборы (на содержание и развитие инфраструктуры и транспортный сбор), которые взимаются сегодня по ставке 3% от прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов.
Информация о работе Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь