Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:35, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается  в том, чтобы на основе всесторонней оценки современных теорий в национальной экономической науке, применения современных методологических принципов и практического анализа рассмотреть возможные направления совершенствования налогообложения Республики Беларусь.
Информационной основой работы явились материалы конкретных исследований по проблеме налогообложения как отечественных, так и зарубежных авторов, а также законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.
Практическая значимость работы заключается в том, что  результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических вопросов, связанных  с проблемами налогообложения в  Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1 Сущность, функции, принципы и основные элементы системы налогообложения……………………………………………………………….
1.1 Понятие налогов и их функции…………………………………………...
1.2 Классификация и характеристика основных видов налогов………........
1.3 Основные принципы налогообложения………………………………….
2 Механизмы воздействия налогообложения на экономику…………….....
2.1 Классический подход………………………………………………………
2.2 Кейнсианская концепция………………………………………………….
2.3 Теория экономики предложения………………………………………….
3 Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования..
3.1 Особенности национальной налоговой системы………………………...
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения Беларуси………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Классификационный состав налогов по признакам..………
Приложение Б. Виды налогов Российской Федерации……………………...
Приложение Б. Основные изменения налогового законодательства 2009 года………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Пути совершенствования налоговой системы республики беларусь.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

- принцип экономии.

Предполагает, что система налогообложения должна быть наиболее рациональной, иметь минимальные издержки своего функционирования принципа недопущения двойного налогообложения;

- принцип сочетания  интересов государства и обязанных  субъектов;

Состоит в следующем: налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений; налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны; налоговая система должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества, не вызывая произвольного толкования; административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Считая налоги покрытием  непроизводительных затрат государства,               А. Смит этими принципами защищал права налогоплательщиков. Со временем они были дополнены принципами обеспечения достаточности и эластичности (подвижности) налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта обложения, однократности обложения (защиты от двойного обложения) [10, с. 25].

В целом принципы налогообложения, на которых основывается конкретная система налогообложения той или иной страны, зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, отношения государственного аппарата и населения к отдельным его группам.

Так, налоговая система  Республики Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, которые конкретизируются следующим образом (статья 2 Налогового Кодекса Республики Беларусь) [1]:

1. Каждое лицо обязано уплачивать в соответствии с действующим законодательством республиканские и местные налоги, сборы и пошлины, по которым это лицо признается налогоплательщиком.

2. Ни на кого не  может быть возложена обязанность  уплачивать налоги, сборы и пошлины, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными признаками налогов, сборов и пошлин, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом.

3. Налоги, сборы и пошлины  не могут устанавливаться либо  различно применяться исходя  из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

4. Не допускается  устанавливать налоги, сборы и пошлины, нарушающие единое экономическое пространство Республики Беларусь и единую налоговую систему Республики Беларусь, которые могут ограничивать свободное перемещение в пределах территории Республики Беларусь физических лиц, товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия предпринимательской и иной законной деятельности плательщиков.

5. Не допускаются дополнительные  налоги, сборы и пошлины или  повышенные (дифференцированные) ставки  налогов, сборов и пошлин в зависимости от форм собственности и гражданства (подданства) физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения имущества или денежных средств налогоплательщика.

Таким образом, в основу налоговой системы Республики Беларусь положены две группы принципов. Первые - всеобщие, или фундаментальные, принципы, которые так или иначе используются в налоговых системах стран мирового сообщества. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и              А. Вагнер. Вторые - функциональные, или организационно-правовые, принципы построения налоговой системы, которые формулируются в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Очевидно, что лишь некоторые фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применяются в нашей стране (например, принцип всеобщности), некоторые – лишь частично (например, принцип удобности и справедливости), а некоторые вовсе не входят в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством (например, принцип простоты).

 

2 Механизмы  воздействия налогообложения на  экономику

 

2.1 Классический подход

 

 

Разложение меркантилизма  усилила нарастающая тенденция ограничения прямого государственного контроля над экономической деятельностью. В результате «доиндустриальные условия» утратили былую значимость, и возобладало «свободное частное предпринимательство», которое, по словам                       П. Самуэльсона, при «условиях полного laisser faire  (т.е. абсолютного невмешательства  государства в деловую жизнь), события начали принимать другой оборот», и только «...с конца XIX в. почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства»[5, с. 11].

Период «полного laisser faire» стал девизом нового направления экономической мысли — классической политэкономии, а ее представители развенчали меркантилизм и пропагандируемую им протекционистскую политику в экономике, выдвинув альтернативную концепцию экономического либерализма. Классики обогатили экономическую науку многими фундаментальными положениями, во многом не потерявшими свою актуальности и в настоящее время. Но прежде рассмотрим сущность «классической школы», охарактеризуем главные этапы ее развития.

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции — концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободой конкуренции предпринимателей.

Произошедшие социально-экономические  преобразования изменили и характер политической экономии. Как известно, с начала XVII в. после выхода в свет «Трактата политической экономии» Антуана Монкретьена (1615) суть политической экономии сводилась проводниками административного (протекционистского) кроме экономических проблем к науке о государственном хозяйстве. Но к концу XVII в. и в последующее время мануфактурная экономика наиболее развитых европейских стран достигла такого уровня, что «советники при короле» уже более не могли убеждать его о путях наращивания богатства страны через «...работы о золоте, о сдерживании импорта и поощрении экспорта и о тысяче детальных распоряжений, имеющих целью установить контроль над экономикой» [14, с. 258].

Указанный период ознаменовал  начало действительно новой школы  политической экономии, которую называют классической, прежде всего за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки [5, с. 11].

По общепринятой оценке классическая политическая экономия зародилась в конце XVII (Англия) — начале XVIII вв. (Франция). Время ее завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Одна из них — марксистская — указывает на период первой четверти XIX в. и считает, что завершают школу английские ученые Адам Смит и Давид Рикардо. Согласно другой, наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж.С.Милля и К.Маркса.

Продолжая общую характеристику почти двухсотлетней истории  классической политической экономии, необходимо выделить ее единые признаки, подходы и тенденции и дать им соответствующую оценку.

Во-первых, неприятие  протекционизма в экономической политике государства и преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный (каузальный), дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию. В частности, ссылка на научные «законы производства» снимала любые сомнения по поводу того, что полученные с помощью логической абстракции и дедукции предсказания следовало бы подвергнуть опытной проверке. В результате, свойственное классикам противопоставление друг другу сфер производства и обращения, стало причиной недооценки закономерной взаимосвязи хозяйствующих субъектов этих сфер, обратного влияния на сферу производства денежных, кредитных и финансовых факторов и других элементов сферы обращения [14, с. 259].

Более того, классики при  решении практических задач ответы на основные вопросы давали, ставя  эти вопросы, как выразился Н.Кондратьев, «оценочно». По этой причине, полагает он, получались «...ответы, которые имеют характер оценочных, а именно: строй, опирающийся на свободу хозяйственной деятельности, является наиболее совершенным, свобода торговли наиболее благоприятствует процветанию нации и т.д.». Это также не способствовало объективности и последовательности экономического анализа и теоретического обобщения «классической школы» политической экономии [5, с. 12].

Не всякий обязательный платеж может считаться налогом. Специфика налогов заключается в их соответствии определенным принципам, Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776), описанные в предыдущей главе.

В рационально построенной  системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным, однако на практике некоторые принципы реализуются не всегда. Поскольку в настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени (в рамках, определяющих неугнетающий характер налогов) устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенностей экономической ситуации.

Хотя налоги во всяком обществе имеют обязательный характер, тем не менее, одностороннее рассмотрение налогового инструментария в качестве прямой производной властных, административных полномочий государства явно недостаточно. Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных. Поэтому, с одной стороны, установление и взимание налогов есть прерогатива власти, а с другой стороны, формирование перечня налогов и установление уровня налогового бремени на организации и население диктуется условиями рынка и уровнем развития экономики.

Таким образом, перечисленные выше исторически сложившиеся принципы оказались применимыми и к современному налогообложению. Однако по мере развития регулирующие функции государства в сфере налогообложения пришлось расширить их перечень. Чтобы наилучшим образом использовать возможности, заложенные в методах налогового регулирования, необходимо рационально сочетать решение с помощью налогового инструментария фискальных задач, а также задач косвенного регулирования экономической деятельности.

 

 

2.2 Кейнсианская  концепция

 

 

После второй мировой  войны в течение ряда десятилетий и до начала                   80-х годов господствовал кейнсианский подход определения места и роли налоговой системы в арсенале методов государственного регулирования. В соответствии с концепцией Кейнса государственное регулирование экономики посредством налоговых мер должно быть направлено на обеспечение более полного использования всех факторов производства и стимулов к росту, а также устранения возникающих диспропорций между объемом производства и платежеспособным спросом. Государственное регулирование заключается в воздействии на величину совокупного спроса, главный инструмент такого воздействия— государственный бюджет [14, с. 260].

В условиях подъема, по Кейнсу, необходимо увеличивать налоги, а в кризисной ситуации — сокращать. Сокращение налогов производится, прежде всего, за счет расширения налоговых льгот монополиям и предпринимателям тех отраслей экономики, которые составляют базовую основу для нового подъема. Подоходному налогу отводится роль автоматического стабилизатора, поскольку в условиях сбалансированного роста подоходный налог обеспечивает изъятие в бюджет значительной части возрастающих доходов (тем самым ограничивая спрос), а при кризисе учитывает снижение доходов. Действие автоматического налогового стабилизатора дополняется налоговыми мероприятиями государства, такими, как изменение ставок действующих налогов, расширение или сокращение перечня налоговых льгот.

В рамках кейнсианской концепции  системы налогообложения строились  по прогрессивному принципу с относительно большим числом шагов налоговой шкалы и высокими предельными ставками, но также и со значительным числом налоговых льгот, стимулирующих инвестиционную активность.

Однако на рубеже 70-80-х  годов в большинстве западных стран ухудшились общие условия воспроизводства, усилились инфляционные процессы. Поэтому в 80-е годы повсеместно наблюдается отход от концепции государственного регулирования Кейнса, а также изменения в налогово-финансовой стратегии развития стран, связанные с уменьшением доли государственного сектора и ограничения сферы вмешательства государства в экономику.

Таким образом, сфера деятельности государства во все большей степени ограничивается косвенными методами воздействия. Отказ от кейнсианских принципов государственного регулирования выразился в переориентации с антициклического регулирования спроса на стимулирование долгосрочного роста инвестиционной активности, ликвидацию диспропорций, структурную перестройку экономики. Произошел отказ от политики полной занятости, акцент сместился в сторону борьбы с инфляцией.

Рассмотрим понятие  налогового мульпликатора.

Бюджетный мультипликатор (мультипликатор государственных расходов) - это отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.

Налоговый мультипликатор — отношение из реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.

Мультипликатор сбалансированного  бюджета — равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов.

Рассмотрим модель простого мультипликатора Кейнса. Пусть экономика находится в равновесии, если фактические расходы (У) равны планируемым (Е), т. е. У = Е. Если экономика закрытая, то Е = С +I + G; поскольку                             С = С (У—Т), то мы можем записать Е = С(У-Т) + I + G. Равновесие достигается в точке А, где У = Е.

Информация о работе Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь