Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:35, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается  в том, чтобы на основе всесторонней оценки современных теорий в национальной экономической науке, применения современных методологических принципов и практического анализа рассмотреть возможные направления совершенствования налогообложения Республики Беларусь.
Информационной основой работы явились материалы конкретных исследований по проблеме налогообложения как отечественных, так и зарубежных авторов, а также законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.
Практическая значимость работы заключается в том, что  результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических вопросов, связанных  с проблемами налогообложения в  Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1 Сущность, функции, принципы и основные элементы системы налогообложения……………………………………………………………….
1.1 Понятие налогов и их функции…………………………………………...
1.2 Классификация и характеристика основных видов налогов………........
1.3 Основные принципы налогообложения………………………………….
2 Механизмы воздействия налогообложения на экономику…………….....
2.1 Классический подход………………………………………………………
2.2 Кейнсианская концепция………………………………………………….
2.3 Теория экономики предложения………………………………………….
3 Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования..
3.1 Особенности национальной налоговой системы………………………...
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения Беларуси………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Классификационный состав налогов по признакам..………
Приложение Б. Виды налогов Российской Федерации……………………...
Приложение Б. Основные изменения налогового законодательства 2009 года………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Пути совершенствования налоговой системы республики беларусь.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

Таким образом, Министерство финансов Республики Беларусь начало формировать отдельные параметры  бюджета на среднесрочную перспективу (3 года). В соответствующем документе  будут укрупненно расписаны основные источники пополнения бюджета, а также направления расходования средств государства. Предполагается, что эти параметры будут закреплены решением правительства. Сам же бюджет будет утверждаться традиционно - законом на 1 год [15].

Обобщая изложенные изменения  в налоговое законодательство, можно  отметить, что предложенные уточнения законов, упрощая условия деятельности, в очередной раз требуют времени для их изучения и не способствуют стабилизации условий экономической деятельности. При этом любые изменения влекут за собой дополнительные расходы предприятий на их адаптацию к реальным экономическим условиям деятельности и поэтому зачастую нежелательны.

Таким образом, в успешно  работающей экономике основную часть  поступлений бюджета обеспечивают прямые налоги с конечных доходов населения, включая взносы на социальное страхование и налоги на так называемое накопительное богатство (имущество). На их долю в общих налоговых поступлениях в среднем приходится более 60%. Значительную роль играют налоги на потребление (НДС и акцизы), которые, в конечном счете, через цены также платит население. В Беларуси картина прямо противоположная. Доля налогов, взимаемых непосредственно с доходов физических лиц (подоходный налог, взносы на социальное страхование, налог на недвижимость), в общих налоговых поступлениях не превышает 10%.

Основные изменения и дополнения по вопросам налогообложения в 2009 году приведены в Приложении В.

 

3.2 Основные направления  совершенствования системы налогообложения Беларуси

 

 

Создание  рациональной и эффективной налоговой  системы в переходной экономике предполагает решение двух основных проблем: определение оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику и оптимальной структуры налогообложения.

Весь комплекс предлагаемых подходов к реформированию налоговых систем в переходных экономиках исследователи разделяют на два основных направления [8, с. 24]:

1) системное  и кардинальное изменение состава  и структуры налоговой системы;

2) изменение  отдельных ставок, сужение или расширение налоговой базы, изменение сроков уплаты, переориентация налоговых льгот.

В настоящее  время белорусская налоговая система развивается по второму направлению, в соответствии с общей экономической стратегией развития республики, результаты которой описаны выше. Однако, как показывает опыт других стран с переходной экономикой, наиболее эффективным является первое направление - системное и кардинальное изменение налоговой системы, проводимое в комплексе структурных экономических преобразований.

Как уже отмечалось, в развитых странах в структуре  налогов преобладают прямые, которые выплачиваются непосредственно с дохода, а объектом обложения является доход или собственность (подоходные или имущественные). Налогообложение хозяйствующих субъектов в зависимости от их доходности обеспечивает более равномерное распределение налогового бремени. К недостаткам прямого налогообложения относят трудности, связанные со сбором этих налогов, так как существует много схем сокрытия доходов и уклонения от уплаты прямых налогов [12, с. 73].

Главным недостатком  белорусской налоговой системы является то, что в системе косвенных налогов в республике преобладают самые неэффективные — кумулятивные налоги с оборота, которые взимаются на всех стадиях производства и распределения. Такие налоги считаются самыми неэффективными и нерыночными, так как они взимаются без учета результатов деятельности предприятий. О совместном применении НДС и налогов с оборота вообще не упоминается ни в одной из теорий общественных финансов, так как подобная практика, существующая в нашей республике, противоречит общепринятым критериям эффективности налогообложения. Поэтому первым шагом совершенствования налоговой системы, нацеленным на улучшение состояния реального сектора экономики, является отмена оборотных налогов. Компенсировать выпадающие бюджетные доходы, которые довольно велики, на переходном этапе можно, во-первых, за счет включения в бюджет доходов, распределяемых в настоящее время не через бюджет, и, во-вторых, за счет активизации неналоговых источников, главным образом доходов от приватизации.

Для совершенствования  налоговой политики в Республике Беларусь и приближения ее к мировой  практике также важное значение приобретает  реализация следующих принципов [12, с. 74]:

1. Минимальное  число налоговых платежей.

Белорусские предприятия вынуждены платить до двух десятков налогов, что, во-первых, усложняет механизм налогообложения в целом; во-вторых, порождает излишний документооборот и увеличивает затраты, связанные со взиманием налогов; в-третьих, ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы (в частности, оборота по реализации, фонда заработной платы), что стимулирует инфляционное повышение цен.

2. Простой,  понятный и удобный для налогоплательщиков  порядок начисления налогов.

Непоследовательность  налоговой политики, неясность принятых законов и подзаконных актов, регулирующих налогообложение, ведут к их произвольной трактовке налоговыми органами, что создает дополнительные трудности для налогоплательщиков.

3. Стабильная  во времени и не изменяемая  задним числом система налогообложения.

Происходят  неоправданные частые изменения  порядка налогообложения, сопровождающиеся их внесением «задним числом», включая изменения в налогообложении, ухудшающие положение налогоплательщика. О многих нормативных актах предприниматели часто узнают только в ходе ревизии при начислении на их предприятия больших штрафов. Такие действия не позволяют им планировать свое развитие на перспективу и ставят вопрос о целесообразности вывоза капитала в страны с более прогнозируемыми изменениями в законодательстве.

4. Обязательность  уплаты налогов.

В этом направлении  налоговые органы добились наибольших успехов: недоимки со стороны предпринимательских структур минимальны. В то же время государственным предприятиям несвоевременную уплату или недоплату налогов часто прощают с мотивировкой «с учетом тяжелого финансового положения».

5. Соответствие порядка учета, требуемого налоговыми органами, мировой практике.

Порядок ведения  бухгалтерского учета регулируется налоговыми органами. Так, по инициативе налоговых органов в себестоимость не включается ряд расходов, которые следует относить к затратам. К таким расходам относятся плата по процентам за ссуды, полученные на приобретение основных средств и нематериальных активов; представительские расходы; расходы на рекламу; расходы на повышение квалификации кадров и др. В то же время, исходя из требований налоговых органов, в себестоимость включается ряд налоговых отчислений. В результате происходит нарушение объективности бухгалтерского учета и искажение реальных результатов хозяйствования.

6. Ориентация налогов на рост эффективности хозяйственной деятельности.

Эффективность экономической деятельности предприятий любой формы собственности в значительной мере зависит от объемов и форм осуществляемых инвестиций. Получаемый за счет инвестиций, прирост капитала должен быть достаточным для компенсации инвестору потерь из-за отказа от использования имеющихся средств на потребление, вознаградить его за риск, возместить убытки от инфляции. Таким образом, в основу совершенствования налогообложения торговых предприятий, предпринимательской деятельности целесообразно положить именно создание условий, при которых юридическим и физическим лицам было бы экономически выгодно вкладывать деньги в развитие производства, чем направлять их на текущее потребление.

7. Обеспечение равных условий налогообложения субъектов хозяйствования всех форм собственности.

По мнению экономистов, реализация принципа нейтральности налогов по отношению ко всем субъектам хозяйствования возможна лишь в условиях высоких темпов роста производства и соответствующего уровня жизни населения. В сложной экономической ситуации налоговая политика должна базироваться на объективном учете платежеспособности различных категорий плательщиков, связанных с особенностями налогооблагаемой базы, а также на приоритетах развития отдельных отраслей экономики.

8. Минимальное предоставление налоговых льгот отдельным предприятиям.

Предоставление налоговых льгот обычно производится в трех случаях. Во-первых, они предоставляются для повышения конкурентоспособности белорусских товаров и расширения их экспорта. Во-вторых, налоговое льготирование в белорусской экономике часто предоставляется малорентабельным и убыточным предприятиям, которые заведомо не способны платить налоги по установленным ставкам. В-третьих, налоговые льготы предоставляются предприятиям для стимулирования их инвестиционной активности в отдельных отраслях национальной экономики. Важнейшим условием эффективного применения налоговых льгот является прозрачность механизма их предоставления. В государственном бюджете целесообразно четко разделить потоки средств, поступающих от государственных и негосударственных предприятий и, соответственно, поддержку государственных структур осуществлять за счет отчислений от доходов государственных предприятий, а финансовое стимулирование негосударственных предприятий - за счет изымаемых у них средств.

Изложенные  общие принципы построения налоговой системы признаются большинством экономистов, однако, в реальной экономике Беларуси большинство указанных принципов соблюдается неудовлетворительно. В результате налоговая политика в республике не позволяет создать экономическую среду, необходимую для устойчивого поступательного развития национальной экономики. В то же время реализация указанных принципов выступает обязательным условием совершенствования современной налоговой политики государства.

Таким образом, основными направлениями совершенствования действующей системы налогообложения в Республике Беларусь являются: 

- выравнивание  налогового бремени между субъектами  хозяйствования различных форм собственности и отраслей;

- упорядочение  системы налоговых льгот и  инструментов налогового регулирования по созданию благоприятной инвестиционной среды;

- унификация  налогового законодательства республики, приведение ее в соответствие с общепринятыми в мировой практике принципами построения;

- совершенствование  структуры налогов с ориентацией  на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращение количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;

- существенная  модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания основных налогов;

- упрощение  налоговой системы таким образом,  чтобы не допустить искажающего  воздействия налогов на экономику  и обеспечить достаточные поступления в бюджет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В процессе исследования был рассмотрен широкий спектр проблем, касающихся совершенствования налоговой системы Республике Беларусь. В частности, в работе были исследованы теоретические основы механизма налогообложения, определены его сущность, основные принципы; изучены особенности его взимания в Республике Беларусь; рассмотрены пути совершенствования налоговой системы.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие  выводы.

В основу налоговой системы  Республики Беларусь положены две группы принципов. Первые - всеобщие, или фундаментальные, принципы, которые так или иначе используются в налоговых системах стран мирового сообщества. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и А. Вагнер. Вторые - функциональные, или организационно-правовые, принципы построения налоговой системы, которые формулируются в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Очевидно, что лишь некоторые фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применяются в нашей стране (например, принцип всеобщности), некоторые – лишь частично (например, принцип удобности и справедливости), а некоторые вовсе не входят в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством (например, принцип простоты).

Развитие налоговой системы  в Республике Беларусь претерпело длительную эволюцию. Стратегия построения налоговой системы в соответствии с традициями промышленно развитых стран, принятая в 90-е годы, оказалась не вполне эффективной, поскольку не смогла освободиться от перераспределительного характера бюджета, унаследованного Беларусью еще с советских времен. В целом, содержание налоговой политики Республики Беларусь в период ее становления определяли потребности государственного бюджета того периода, а также государственный курс на формирование социально-ориентированной экономики.

В настоящее время  систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых  в бюджет Республики Беларусь, а  также основные принципы налогообложения, устанавливает Налоговый кодекс Республики Беларусь. Также он регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Информация о работе Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь