Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:35, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы на основе всесторонней оценки современных теорий в национальной экономической науке, применения современных методологических принципов и практического анализа рассмотреть возможные направления совершенствования налогообложения Республики Беларусь.
Информационной основой работы явились материалы конкретных исследований по проблеме налогообложения как отечественных, так и зарубежных авторов, а также законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических вопросов, связанных с проблемами налогообложения в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………..
1 Сущность, функции, принципы и основные элементы системы налогообложения……………………………………………………………….
1.1 Понятие налогов и их функции…………………………………………...
1.2 Классификация и характеристика основных видов налогов………........
1.3 Основные принципы налогообложения………………………………….
2 Механизмы воздействия налогообложения на экономику…………….....
2.1 Классический подход………………………………………………………
2.2 Кейнсианская концепция………………………………………………….
2.3 Теория экономики предложения………………………………………….
3 Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования..
3.1 Особенности национальной налоговой системы………………………...
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения Беларуси………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Классификационный состав налогов по признакам..………
Приложение Б. Виды налогов Российской Федерации……………………...
Приложение Б. Основные изменения налогового законодательства 2009 года………………………………………………………………………………
Многообразие налоговых классификаций, группировок и признаков, положенных в их основу различными исследователями, в определенной степени отражает эволюцию практики налогов, а также позиции ученых относительно выбора исходных классификационных признаков отражено на рисунке А.1 Приложения А.
Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.
Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Так, например, суммы подоходного налога в полном объеме поступают в местные бюджеты и являются важным источником их пополнения.
Регулирующие налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.
Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т. е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги - это
налоги, взимаемые государством непосредственно
с доходов или имущества
Прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги. Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.
Одним из наиболее распространенных
классификационных признаков
В соответствии с рисунком А.1 одним из классификационных признаков налогов является также их деление на общие и специальные (целевые). Общие налоги - налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий. Специальные целевые налоги - налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.
Классификация налогов также может быть осуществлена и в зависимости от трех способов налогоизъятия.
Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами [3, с. 25].
Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает [13, с. 47].
Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
Классификация налогов Российской Федерации представлена на рисунке Б.1 Приложения Б.
Таким образом, классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Она имеет большое значение для организации рационального управления налогообложением. Классификация налогов необходима как для составления налоговых расчетов, отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства.
Для организации рационального управления налогообложением крайне важна налоговая терминология, которая отражается в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия организации, порядок исчисления и взимания налогов. В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран мира элементы налогов и налоговая терминология.
Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами (плательщиков).
Субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог. Субъект может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, становящееся носителем налога, или фактическим (конечным) плательщиком. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (ст. 13) [1], плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).
Под организациями понимаются юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы.
Под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь; граждане либо подданные иностранного государства; лица без гражданства (подданства) [1].
Носителем налога является фактический (конечный) плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов. Например, при поземельном или подомовом налоге облагается владелец земли или дома.
Объектом налога (объектом обложения) является предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, передача или продажа имущества и др.), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом. Часто название налога вытекает из объекта обложения (подоходный налог и др.).
Источник налога – это доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. Он не всегда тождествен объекту налогообложения.
Налоговая база (основа налогообложения) - часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.
Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.
Налоговая ставка – это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. В теории и практике налогов важное значение имеют методы построения налоговых ставок. Различают четыре метода: твердые, или равные ставки; пропорциональные ставки; прогрессивные ставки; регрессивные ставки.
Налоговый оклад – это сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
Единица обложения – это единица измерения объекта налога (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).
Налоговым периодом является время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их уплате. В Беларуси налоговым периодом является, как правило, месяц, квартал, календарный год. Для отдельных категорий плательщиков подоходного налога с физических лиц и налога на добавленную стоимость - месяц. Взимание неналоговых платежей и некоторых сборов не связано с каким-либо налоговым периодом (регистрационный сбор, государственная пошлина и др.).
Налоговый иммунитет – это освобождение лиц, занимающих особое привилегированное положение, от обязанности платить налоги.
Налоговый кадастр – это опись объектов, подлежащих налоговому обложению. На их основе определяются нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта.
Налоговая декларация - официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период времени доходах, подлежащих налогообложению. Наибольшее распространение налоговая декларация получила в налогообложении индивидуальных доходов.
Налоговое бремя - обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП. В развитых странах доля налогов в ВВП колеблется от 30 % (США, Япония) до 55% (Скандинавские страны).
Налоговое обязательство - экономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства. Как определенное экономическое отношение налоговое обязательство существует при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны.
Налоговые каникулы - установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.
Двойное налогообложение
- неоднократное обложение одного
и того же объекта налога. Оно
широко распространено во всех странах,
например, при обложении доходов
предприятия с последующим
Таким образом, элементы налога – это родовые признаки, отражающие социально-экономическую сущность налога. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) отражается в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия организации, порядок исчисления и взимания налогов, что необходимо для четкого соблюдения одного из принципов построения налоговой системы государства – принципа определенности.
1.3 Основные принципы налогообложения
Особое значение в механизме налогообложения играют принципы налогообложения, которые впервые систематизировано изложил А. Смит. Они и сегодня являются основой налоговой системы любой развитой страны:
- принцип равномерности.
Этот принцип требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения.
- принцип определенности.
Означает, что сумма, способ и средство платежа должны быть заблаговременно известны налогоплательщику.
- принцип удобства.
Этот принцип предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения доходов.
Информация о работе Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь