Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:35, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы на основе всесторонней оценки современных теорий в национальной экономической науке, применения современных методологических принципов и практического анализа рассмотреть возможные направления совершенствования налогообложения Республики Беларусь.
Информационной основой работы явились материалы конкретных исследований по проблеме налогообложения как отечественных, так и зарубежных авторов, а также законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических вопросов, связанных с проблемами налогообложения в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………..
1 Сущность, функции, принципы и основные элементы системы налогообложения……………………………………………………………….
1.1 Понятие налогов и их функции…………………………………………...
1.2 Классификация и характеристика основных видов налогов………........
1.3 Основные принципы налогообложения………………………………….
2 Механизмы воздействия налогообложения на экономику…………….....
2.1 Классический подход………………………………………………………
2.2 Кейнсианская концепция………………………………………………….
2.3 Теория экономики предложения………………………………………….
3 Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования..
3.1 Особенности национальной налоговой системы………………………...
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения Беларуси………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Классификационный состав налогов по признакам..………
Приложение Б. Виды налогов Российской Федерации……………………...
Приложение Б. Основные изменения налогового законодательства 2009 года………………………………………………………………………………
Современная налоговая политика Республики Беларуси акцентируется на обеспечении максимальной полноты сбора налоговых поступлений и реализации фискальной функции, и в то же время мало внимания уделяется развитию стимулирующей функции налогообложения. В целом, современная налоговая система Республики Беларусь, по-прежнему, не соответствует мировым стандартам (несоответствие количества и состава налогов, высокая налоговая нагрузка на экономику и т.д.) и требует дальнейшего совершенствования.
В целом, совершенствование налоговой политики в Республике Беларусь должно происходить в направлении системного и кардинального изменения налоговой системы, проводимого в комплексе структурных экономических преобразований, а не по пути изменения отдельных ставок, сужения или расширения налоговой базы, изменения сроков уплаты, переориентации налоговых льгот. Возможной альтернативой действующей системы в Республике Беларусь могло бы стать использование следующих моделей: «модель перемещения центра налоговой нагрузки с производства на потребление», «ресурсная модель», «модель поимущественного налогообложения» и др. Обязательность реформирования налоговой системы Республики Беларусь объясняется существенным изменением экономической системы, невозможностью и неэффективностью применения старых инструментов регулирования, присущей административной экономике.
Реформа налоговой системы должна содействовать всем изменениям в национальной экономике, необходимым не только для удовлетворения потребности бюджета, и как следствие стабилизации экономики, но и для повышения эластичности государственных доходов и эффективности государственной политики. Важность ее определяется выбором приоритетов социально-экономического развития. Это позволяет осуществлять наряду с перспективами долгосрочного совершенствования налоговой системы краткосрочные и среднесрочные программы, являющиеся последовательными этапами, обеспечивающими поступательность реформирования.
В среднесрочном и долгосрочном плане она должна она должна приобрести три основные черты, а именно: нейтральность (чтобы свести к минимуму искажения, вызванные ею), справедливость (чтобы обеспечить ее эффективность) и простоту (чтобы облегчить ее функционирование).
Одним из направлений
модернизации национальной налоговой
системы определено совершенствование
структуры налогов с
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-3. Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 3 января 2006 г. № 2/1178.Принят Палатой представителей 14 декабря 2005 года. Одобрен Советом Республики 21 декабря 2005 года
2. Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008г. № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год». Принят Палатой представителей 9 октября 2008 года. Одобрен Советом Республики 22 октября 2008 года
3. Адаменкова С.И. , Евменчик О.С. Налоговый механизм: теория и практика: Налоги. Таможенно-тарифное регулирование. Учет и контроль. Ценообразование: пособие. – 4-е изд., доп. и перераб.- Минск: Элайда, 2007. – 608 с.
4. Головачев А.С., Пацкевич Л.П. Налогообложение. Учебник. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 132 с.
5. Каштанова Е.Г. Налоговые реформы XIX-XX веков // Белорусский экономический журнал. 2008. № 4. С. 11-18
6. Кучеров И. И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право. - 2009. - N 1. - С. 4-9
7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М., 2007. Ч.II. 312 с.
8. Маньковский И.А. О необходимости и путях реформирования налоговой системы // Предпринимательство в Белоруссии. - 2008. - N3.-С.24-25
9.Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: Выш. шк., 2005. 302 с.
10.Налоги: Учебник / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – Мн.: БГЭУ, 2000. 368 с.
11. Основы налоговой системы. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 196 с.
12. Пелих С. А. Налогообложение как фактор повышения конкурентоспособности предприятий Беларуси // Финансы. - 2008. - N 11. - С. 73-76
13. Черник Д.Г. Основы налоговой системы: Учебник для вузов по экон. спец. / Черник Дмитрий Георгиевич, А. П. Починок, В. П. Морозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 517 с.
14. Шакутина А. Введение в макроэкономику: пособие. – 4-е изд., доп. и перераб.- М.: Инфра-М., 2008. – 408 с.
15. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nalog.by/ Дата доступа: 15.11.2009
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок А.1 - Классификационный состав налогов по признакам
Примечание - Источник: [3, с. 23]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок Б.1 - Система прямых и косвенных налогов Российской Федерации
Примечание – Источник: [11, с. 49]
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Основные изменения налогового законодательства 2009 года
1. Налог на добавленную стоимость
1.1. Существенные изменения внесены в статью 12 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (с учетом изменений и дополнений, согласно которым обязанность по исчислению и уплате налога в бюджет Республики Беларусь возлагается на:
- иностранные организации
(генеральные подрядчики, субподрядчики),
осуществляющие строительство
- белорусские организации
и индивидуальных
1.2. Дополнено положение подпункта 1.1.4 пункта 1 статьи 2 Закона о НДС о том, что не признается реализацией товаров отчуждение имущества по решению суда в порядке взыскания не только налогов, сборов, пеней, но и штрафов за совершение административных правонарушений и (или) преступлений.
1.3. По подпункту 2.6 пункта 2 статьи 3 Закона о НДС льгота по услугам образования с 01.01.2009 установлена для учреждений образования независимо от их формы собственности: как государственным (финансируемым из бюджета), так и коммерческим.
1.4. Внесены изменения в статью 10 Закона о НДС по определению момента фактической реализации объектов. Так уточнено, что моментом отгрузки товаров признается день их помещения под таможенные режимы, предусмотренные Таможенным кодексом Республики Беларусь.
1.5. Изменился порядок определения удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов.
2. Акцизы
2.1. Разрешено плательщикам
для подтверждения факта
2.2. В случае вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза их в государства, с которыми отсутствует таможенный контроль) через посреднические организации и отсутствия копии заверенного маркой таможенного контроля свидетельства о помещении таких товаров под соответствующий таможенный режим плательщик вправе представить сведения таможенных органов Республики Беларусь о фактическом вывозе подакцизных товаров для постоянного размещения за пределами Республики Беларусь.
3. Сбор в
республиканский фонд
3.1. В соответствии со статьей 8 Закона о бюджете уменьшена ставка сбора с 2 процентов до 1 процента.
3.2. Из пункта 7 статьи 8 Закона о бюджете исключено положение об уплате сбора текущими платежами по срокам 1, 10 числа месяца, следующего за отчетным. Такая законодательная норма установлена Указом Президента Республики Беларусь от 06.03.2008 №145 и действовала с 1 апреля 2008 года.
4. Платежи за землю
4.1. В 2009 году на юридических и физических лиц возлагается обязанность по уплате земельного налога на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, превышающие по площади установленные нормы отвода, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
4.2. В текущем году
отменена двукратная ставка
4.3. Десятикратная ставка налога будет взиматься за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, а также самовольно занятые, превышающие по площади установленные нормы отвода.
4.4. Предусмотрены не ежемесячные, а ежеквартальные сроки уплаты платежей за землю: не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала в размере 1/4 годовой суммы; за земли сельскохозяйственного назначения - не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября; садоводческими товариществами - ежегодно не позднее 22 августа.
4.5. Статьей 35 Закона
Республики Беларусь «О
5. Налог на прибыль
5.1. В 2009 году в валовую
прибыль в целях исчисления
налога на прибыль включаются
суммы прибыли от реализации
ценных бумаг, облагаемые
5.2. Внесены редакционные
правки о составе
5.3. Облагаются поступления в счет возмещения организации не только убытков, но и ущерба. Аналогичным образом, относятся на внереализационные расходы суммы возмещения убытков или ущерба, виновники которых не были установлены или суд отказал во взыскании с них ущерба (следует отметить, что в 2008 году данные расходы учитывались в любом случае).
5.4. В составе затрат
для целей налогообложения
5.5. Исключена ставка
налога на прибыль,
5.6. Отменены льготы:
- для предприятий, если численность инвалидов в них составляет от 30 до 50 процентов включительно от списочной численности в среднем за период.
- для организаций бытового
обслуживания населения,
- для организаций,
расположенных на территориях
радиоактивного загрязнения, в
части прибыли, направленной
6. Экологический налог
6.1. В 2009 году, в случае исчисления экологического налога исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога (за исключением платежей за размещение отходов производства), уплата будет осуществляться плательщиками ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной годовой суммы налога. Данные плательщики также, как и в 2008 году, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты):
не позднее 20 февраля календарного года исходя из установленного годового лимита;
не позднее 20 января года, следующего за истекшим, на основании фактических годовых объемов.
Информация о работе Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь