Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:34, курсовая работа
К концу царствования Николая I уже все понимали, что Россия должна встать на путь реформ. Крепостной строй полностью дискредитировал себя. Лакмусовой бумажкой краха крепостной системы стало поражение России в Крымской войне (1853–1856 гг.).
В ускорении крестьянской реформы решающую роль сыграла Крымская война. Война выявила техническое и военное отставание России от передовых европейских стран -- Англии и Франции. Все мыслящие люди понимали, что главная причина поражений в отсталости ее социально-экономического строя. Неудачи в Крымской войне вызвали волну общественного недовольства. Общественное движение особенно усилилось после смерти Николая 1 в феврале 1855 г. Как и всегда, в России возлагали особые надежды на нового императора. Наступила эра так называемой гласности: “Теперь вопрос об освобождении крестьян во всех устах”, -- писал историк и философ К.Д. Кавелин С.М. Соловьеву в начале 1856 г.
Таковы были социально-экономические, политические и морально-нравственные предпосылки реформ 60--70-х годов XIX в. Действия правительства были ускорены развернувшимся после Крымской войны общественно-политическим движением за отмену крепостного права. На первом месте стоял вопрос о пережившем себя крепостном строе. В 1855--1857 гг. литераторами, публицистами, учеными, государственными чиновниками императору было подано 63 записки, затрагивающие эти вопросы. Подход к проблеме и предлагаемая программа практических действий были разные, но всех объединяло понимание необходимости коренных перемен.
Все общественные
течения сходились в
Реформы 60--70-х годов
XIX в. связаны с именем императора
Александра II. В условиях российского
самодержавного строя государь играл
решающую роль. Есть разные мнения о
характере и личных качествах
Александра II. Он не был выдающейся
личностью, подобной Петру I. Воспитанник
В.А. Жуковского, царь не обладал широким
кругозором и не был убежденным реформатором,
но реально воспринимал
Подготовка реформы началась с робких попыток улучшения крепостного строя и прошла несколько этапов.
Первый этап начинается
с речи Александра II перед московским
дворянством 30 декабря 1856 г. Царь пытался
убедить своих слушателей, что
рано или поздно, как он выразился,
“мы должны прийти” к освобождению
крестьян, “лучше отменить крепостное
право сверху, нежели дожидаться до
того времени, когда оно само собой
начнет отменяться снизу”. Почти одновременно
царь поручил Министерству внутренних
дел разработать предложения
о путях решения крестьянского
вопроса. Первый проект предусматривал
поэтапную отмену крепостного права
в отдельных губерниях и
Для дальнейшей разработки вопроса в январе 1857 г. был образован Секретный комитет по крестьянскому делу под руководством императора.
Второй этап подготовки
реформы начинается с официального
письма (рескрипта) Александра II виленскому
генерал-губернатору В.И. Назимову.
Царь предложил создать в
Рескрипт Назимову
был опубликован в печати. Подготовка
реформы стала гласной. Дворянство
других губерний стало испрашивать
высочайшего соизволения
Третий и решающий этап подготовки реформы связан с преобразованием Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу (начало 1858 г.) и образованием в начале 1859 г. Редакционных комиссий. Началась практическая подготовка пакета законов с учетом всех выявившихся мнений.
Во главе Редакционных комиссий был поставлен близкий царю сановник -- начальник военно-учебных заведений генерал-адъютант Я.И. Ростовцев. Прекрасный организатор, готовый выполнить предначертания императора, с присущей ему энергией и деловитостью взялся за дело. В состав Редакционных комиссий были включены наиболее талантливые чиновники Министерства внутренних дел и других ведомств, а в качестве экспертов отобраны Я. И. Ростовцевым “сведущие люди” из губерний, а также представители местных дворянских комитетов. После внезапной смерти Я. И. Ростовцева в феврале 1860 г. комиссии продолжали работать в заданном темпе. К октябрю необходимые законопроекты были подготовлены. Протоколы комиссий и все материалы печатались тиражом в 3 тыс. экземпляров и рассылались губерниями заинтересованным лицам в Петербурге. Всего было издано 27 увесистых томов.
В основу были положены сформулированные Я.И. Ростовцевым принципы: 1) крестьяне должны немедленно почувствовать, что их быт улучшился; 2) помещики должны быть уверены, что их интересы ограждены; 3) чтобы сильная власть на местах ни на минуту не поколебалась и общественный порядок в стране не нарушался. В начале февраля началось обсуждение подготовленных законопроектов в Государственном совете. Большинство его членов занимали консервативные позиции. Здесь проявилась роль самодержавного монарха. Все поправки, направленные на ухудшение законопроектов, были отвергнуты царем, если даже за них голосовало большинство присутствующих. Никто не смел возражать, если царь сказал: “Быть по сему”.
17 февраля 1861 г.
Государственный совет
4. Реформа 1861 г.
19 февраля 1861 г.,
в день шестилетия своего
Условия проведения
реформы были разработаны во всех
деталях. Главным документом являлось
“Общее положение о крестьянах,
вышедших из крепостной зависимости”.
К нему примыкали положения о
наделении крестьян землей с учетом
особенностей отдельных районов, о
порядке выкупа земли и т.д. Главная
идея реформы была выражена в “Общем
положении”. Закон провозглашал, что
“крепостное право на крестьян,
водворенных в помещичьих имениях,
и на дворовых людей отменяется навсегда”.
Это означало, что более 23 млн. вчерашних
крепостных, полурабов, которых можно
было продавать, дарить, отдавать в
рекруты, наказывать и понудить к
труду, превратились в “свободных сельских
обывателей”. Отныне они могли распоряжаться
своим трудом, приобретать собственность,
заниматься ремеслом и торговлей. На
крестьянина распространялись все
законы гражданского права, он стал равным
с другими подданными Российской
империи. Осуществлением реформы руководил
созданный для этой цели Главный
комитет об устройстве сельского
населения, а в губерниях -- губернские
по крестьянским делам присутствия
под руководством губернатора. В
губернские присутствия входили
по четыре представителя от местных
дворян, по два представителя
Уставная грамота
являлась главным документом, заключенным
между помещиками и крестьянами
и определившим их новые отношения.
Уставная грамота включала подробные
сведения о земельных угодьях
и повинностях крестьян по последней
ревизии, о величине наделов, их расположении
после прекращения крепостных отношений,
о пользовании крестьянами
Проблема земли
была самой сложной при подготовке
реформы. Мы уже отмечали, что по
этому вопросу происходили
1) крестьяне должны
получить землю в количестве,
необходимом для нормального
функционирования их хозяйства;
2) земля является собственностью
помещика, поэтому помещик должен
получить возмещение за свою
собственность. Крестьяне
Крестьянское землепользование состояло при крепостном праве из трех частей:
1) усадьба (усадебная
оседлость) включала
2) полевой надел;
3) выгоны, пастбища,
сенокосы находились в
Вопрос о полевом наделе был главным при проведении реформы.
Соотношение помещичьего и крестьянского землевладения было разным в различных районах страны. В черноземных губерниях, например, где земля была плодородной и давала большие доходы, помещики оставляли крестьянам минимальный надел. В этих районах господствовала барщинная система. В центральных промышленных губерниях помещикам было выгоднее отпускать крестьян на оброк. Земля там была менее доходна. В степных губерниях земли было много и наделы крестьян были довольно большие.
При подготовке законов учитывались эти региональные особенности. По каждой группе губерний (черноземные, степные, северо-западные) были изданы отдельные положения о порядке наделения крестьян землей. Крупные регионы делились, кроме того, на местности с учетом внутрирегиональной дифференциации. Для каждых региона и местности устанавливался максимальный размер душевого надела. Минимальный надел не мог быть ниже '/з максимального. Помещик не имел права отводить крестьянам меньше минимального надела. По своему усмотрению он мог увеличить максимальный надел.
Разброс максимальных наделов по регионам был довольно велик. По всем регионам он составлял от 1 до 12 десятин на душу (мужскую) населения. В нечерноземной полосе высший надел колебался по различным местностям от 3 до 7 десятин, а низший -- от 0,75 до 1, в черноземных губерниях -- от 6 до 2,75 десятины. Самый низший надел во всех регионах уменьшался, как уже было сказано, в 3 раза. Если до реформы у крестьян было меньше минимального надела, помещик обязан был при выходе из крепостной зависимости добавить ему надела до минимальной нормы по закону. Если до реформы у крестьян было больше максимального надела, помещик имел право отрезать излишек. Помещик имел право также уменьшить размеры крестьянских душевых наделов, если в его распоряжении оставалось меньше принадлежавших ему до реформы земель, а в степных губерниях -- меньше половины.
Так возникли уже
в ходе реформы, так называемые прирезки
и отрезки. Случаев прирезок, т.е.
увеличения крестьянского землевладения
по сравнению с дореформенным, было
мало, в то время как отрезки
имели место почти во всех губерниях.
В некоторых районах они
При решении вопроса
о земле правительство
Усадебная земля была выкуплена в короткие сроки, а переход к выкупу наделов затянулся на два десятилетия. До завершения выкупной сделки крестьяне оставались на положении временнообязанных. Лично они были свободны, но обязаны были отбывать регламентированные законом повинности -- барщину или оброк. Смешанная форма эксплуатации, самая тяжелая для крестьян, была отменена.