Реформы 1861

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание

К концу царствования Николая I уже все понимали, что Россия должна встать на путь реформ. Крепостной строй полностью дискредитировал себя. Лакмусовой бумажкой краха крепостной системы стало поражение России в Крымской войне (1853–1856 гг.).

Работа состоит из  1 файл

Реформы 1861.docx

— 223.76 Кб (Скачать документ)

В ускорении крестьянской реформы решающую роль сыграла Крымская война. Война выявила техническое  и военное отставание России от передовых  европейских стран -- Англии и Франции. Все мыслящие люди понимали, что  главная причина поражений в  отсталости ее социально-экономического строя. Неудачи в Крымской войне  вызвали волну общественного  недовольства. Общественное движение особенно усилилось после смерти Николая 1 в феврале 1855 г. Как и  всегда, в России возлагали особые надежды на нового императора. Наступила  эра так называемой гласности: “Теперь  вопрос об освобождении крестьян во всех устах”, -- писал историк и философ  К.Д. Кавелин С.М. Соловьеву в начале 1856 г.

Таковы были социально-экономические, политические и морально-нравственные предпосылки реформ 60--70-х годов XIX в. Действия правительства были ускорены развернувшимся после Крымской войны  общественно-политическим движением  за отмену крепостного права. На первом месте стоял вопрос о пережившем себя крепостном строе. В 1855--1857 гг. литераторами, публицистами, учеными, государственными чиновниками императору было подано 63 записки, затрагивающие эти вопросы. Подход к проблеме и предлагаемая программа практических действий были разные, но всех объединяло понимание  необходимости коренных перемен.

Все общественные течения сходились в необходимости  преобразований. Боязнь взрыва крестьянского  недовольства, “новой пугачевщины” объединяла либералов и консерваторов. Различия были в глубине, путях и темпах проведения неизбежных реформ. Ликвидация крепостного строя исторически  созрела не только в ходе объективного развития страны, но и в умах людей, в настроениях всего мыслящего  общества второй половины 50-х годов. При существовавшем в России политическом строе реформы могли быть проведены  по воле императора. Бытующее в исторической литературе мнение о возможности освобождения крестьян “снизу”, путем всеобщего бунта нереально и привело бы лишь к невиданному хаосу и разрушению. Да и предпосылок всеобщего крестьянского восстания в то время не было.

Реформы 60--70-х годов XIX в. связаны с именем императора Александра II. В условиях российского  самодержавного строя государь играл  решающую роль. Есть разные мнения о  характере и личных качествах  Александра II. Он не был выдающейся личностью, подобной Петру I. Воспитанник  В.А. Жуковского, царь не обладал широким  кругозором и не был убежденным реформатором, но реально воспринимал происходящие события и был достаточно решителен, чтобы проводить коренные преобразования для упрочения и сохранения существующего  самодержавного строя. Наследник российского  престола, воспитанный В.А. Жуковским  в духе европейского гуманизма первой половины XIX в., умел подбирать себе талантливых помощников, способных  проводить в жизнь его предначертания, а также прислушиваться к общественному  мнению и менять при необходимости  свои позиции.

Подготовка реформы  началась с робких попыток улучшения  крепостного строя и прошла несколько  этапов.

Первый этап начинается с речи Александра II перед московским дворянством 30 декабря 1856 г. Царь пытался  убедить своих слушателей, что  рано или поздно, как он выразился, “мы должны прийти” к освобождению крестьян, “лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой  начнет отменяться снизу”. Почти одновременно царь поручил Министерству внутренних дел разработать предложения  о путях решения крестьянского  вопроса. Первый проект предусматривал поэтапную отмену крепостного права  в отдельных губерниях и освобождение крестьян без земли по примеру  остзейских губерний (нынешние Латвия и Эстония).

Для дальнейшей разработки вопроса в январе 1857 г. был образован  Секретный комитет по крестьянскому  делу под руководством императора.

Второй этап подготовки реформы начинается с официального письма (рескрипта) Александра II виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову. Царь предложил создать в руководимых  им губерниях (Виленской, Ковенской  и Гродненской) выборные дворянские комитеты для обсуждения проектов реформы. В рескрипте царя были указаны  и главные идеи реформы: крестьяне  получают личную свободу, сохраняют  за собой усадебную землю (дом, двор, огороды). За это они платят выкуп. Полевая земля остается собственностью помещика, и лишь по добровольному  соглашению с ним крестьяне могут  получить полевой надел.

Рескрипт Назимову был опубликован в печати. Подготовка реформы стала гласной. Дворянство других губерний стало испрашивать  высочайшего соизволения императора создать у себя такие же выборные комитеты. К началу 1859 г. они были созданы в 45 губерниях европейской  части России. Выявились различные  мнения по обсуждавшемуся вопросу. Наиболее последовательными были предложения  Тверского комитета, возглавляемого известным либералом А.М. Унковским. Тверские дворяне считали необходимым  провести реформу в короткие сроки  и наделить крестьян не только усадебной  землей, но и полевым наделом. Большинство  дворянства придерживалось более консервативных взглядов.

Третий и решающий этап подготовки реформы связан с  преобразованием Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому  делу (начало 1858 г.) и образованием в  начале 1859 г. Редакционных комиссий. Началась практическая подготовка пакета законов  с учетом всех выявившихся мнений.

Во главе Редакционных комиссий был поставлен близкий  царю сановник -- начальник военно-учебных  заведений генерал-адъютант Я.И. Ростовцев. Прекрасный организатор, готовый выполнить  предначертания императора, с присущей ему энергией и деловитостью взялся за дело. В состав Редакционных комиссий были включены наиболее талантливые чиновники Министерства внутренних дел и других ведомств, а в качестве экспертов отобраны Я. И. Ростовцевым “сведущие люди” из губерний, а также представители местных дворянских комитетов. После внезапной смерти Я. И. Ростовцева в феврале 1860 г. комиссии продолжали работать в заданном темпе. К октябрю необходимые законопроекты были подготовлены. Протоколы комиссий и все материалы печатались тиражом в 3 тыс. экземпляров и рассылались губерниями заинтересованным лицам в Петербурге. Всего было издано 27 увесистых томов.

В основу были положены сформулированные Я.И. Ростовцевым  принципы: 1) крестьяне должны немедленно почувствовать, что их быт улучшился; 2) помещики должны быть уверены, что  их интересы ограждены; 3) чтобы сильная  власть на местах ни на минуту не поколебалась и общественный порядок в стране не нарушался. В начале февраля началось обсуждение подготовленных законопроектов в Государственном совете. Большинство  его членов занимали консервативные позиции. Здесь проявилась роль самодержавного монарха. Все поправки, направленные на ухудшение законопроектов, были отвергнуты царем, если даже за них  голосовало большинство присутствующих. Никто не смел возражать, если царь сказал: “Быть по сему”.

17 февраля 1861 г.  Государственный совет завершил  обсуждение законов, а в назначенный  день, 19 февраля, они были подписаны  царем. Так в невиданные для  российского законодательства сроки  была подготовлена одна из  важнейших в истории страны  реформ. В этом заслуга государственных  деятелей, которые ее готовили.

4. Реформа 1861 г.

19 февраля 1861 г., в день шестилетия своего вступления  на престол, Александр II подписал  Манифест и пакет документов, определивших все детали реформы.  Манифест императора был оглашен  в храмах во время богослужения  на масленицу.

Условия проведения реформы были разработаны во всех деталях. Главным документом являлось “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. К нему примыкали положения о  наделении крестьян землей с учетом особенностей отдельных районов, о  порядке выкупа земли и т.д. Главная  идея реформы была выражена в “Общем положении”. Закон провозглашал, что  “крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”. Это означало, что более 23 млн. вчерашних  крепостных, полурабов, которых можно  было продавать, дарить, отдавать в  рекруты, наказывать и понудить к  труду, превратились в “свободных сельских обывателей”. Отныне они могли распоряжаться  своим трудом, приобретать собственность, заниматься ремеслом и торговлей. На крестьянина распространялись все  законы гражданского права, он стал равным с другими подданными Российской империи. Осуществлением реформы руководил  созданный для этой цели Главный  комитет об устройстве сельского  населения, а в губерниях -- губернские по крестьянским делам присутствия  под руководством губернатора. В  губернские присутствия входили  по четыре представителя от местных  дворян, по два представителя правительства, но крестьян там не было. Главными исполнителями  реформы на местах стали мировые  посредники, назначаемые Сенатом. Этим подчеркивались их высокие полномочия и ответственность. Мировые посредники должны были заботиться о “благосостоянии  всех сословий”, о соблюдении закона и справедливости при заключении уставной грамоты. Острые вопросы между  помещиками и крестьянами решал  уездный мировой съезд.

Уставная грамота  являлась главным документом, заключенным  между помещиками и крестьянами  и определившим их новые отношения. Уставная грамота включала подробные  сведения о земельных угодьях  и повинностях крестьян по последней  ревизии, о величине наделов, их расположении после прекращения крепостных отношений, о пользовании крестьянами пастбищами, выгонами, водопоями, сенокосами, лесами, принадлежавшими ранее помещикам. Уставная грамота определяла условия  выкупа земли и порядок выполнения крестьянами повинностей (барщина  или оброк) до полного завершения выкупной операции (временнообязанные  отношения). Уставные грамоты обсуждались  на мирском сходе и подписывались  уполномоченными крестьянской общины и помещика при участии мирового посредника. К уставным грамотам прилагались  акты, планы земель и угодий, приговоры  и протоколы сельских сходов и  другие документы. В российских архивах  сохранилось более 100 тыс. уставных грамот. Это ценнейший источник для  изучения жизни деревни середины XIX в. Подписание уставных грамот завершилось  к середине 1863 г. Крепостнические  отношения были на этом этапе прекращены. Но крестьяне оставались еще временнообязанными и должны были отбывать определенные законом повинности (барщина или  оброк) до полного завершения операции по выкупу земли.

Проблема земли  была самой сложной при подготовке реформы. Мы уже отмечали, что по этому вопросу происходили наиболее острые дискуссии. Законодательные  акты 19 февраля 1861 г. исходили из заинтересованности государства в сохранении экономически дееспособного крестьянского хозяйства, которое могло бы платить подати и отбывать другие государственные  повинности. С другой стороны, должно быть обеспечено нормальное функционирование помещичьих имений в новых условиях. При подготовке законов правительство  исходило из двух главных предположений:

1) крестьяне должны  получить землю в количестве, необходимом для нормального  функционирования их хозяйства; 2) земля является собственностью  помещика, поэтому помещик должен  получить возмещение за свою  собственность. Крестьяне получают  землю не безвозмездно, а за  выкуп.

Крестьянское землепользование состояло при крепостном праве из трех частей:

1) усадьба (усадебная  оседлость) включала крестьянский  двор со всеми постройками  и огородами;

2) полевой надел;

3) выгоны, пастбища, сенокосы находились в пользовании  всей деревни, крестьянского общества.

Вопрос о полевом  наделе был главным при проведении реформы.

Соотношение помещичьего  и крестьянского землевладения  было разным в различных районах  страны. В черноземных губерниях, например, где земля была плодородной  и давала большие доходы, помещики оставляли крестьянам минимальный  надел. В этих районах господствовала барщинная система. В центральных  промышленных губерниях помещикам  было выгоднее отпускать крестьян на оброк. Земля там была менее доходна. В степных губерниях земли  было много и наделы крестьян были довольно большие.

При подготовке законов  учитывались эти региональные особенности. По каждой группе губерний (черноземные, степные, северо-западные) были изданы отдельные положения о порядке  наделения крестьян землей. Крупные  регионы делились, кроме того, на местности с учетом внутрирегиональной дифференциации. Для каждых региона  и местности устанавливался максимальный размер душевого надела. Минимальный  надел не мог быть ниже '/з максимального. Помещик не имел права отводить крестьянам меньше минимального надела. По своему усмотрению он мог увеличить максимальный надел.

Разброс максимальных наделов по регионам был довольно велик. По всем регионам он составлял  от 1 до 12 десятин на душу (мужскую) населения. В нечерноземной полосе высший надел  колебался по различным местностям от 3 до 7 десятин, а низший -- от 0,75 до 1, в черноземных губерниях -- от 6 до 2,75 десятины. Самый низший надел  во всех регионах уменьшался, как уже  было сказано, в 3 раза. Если до реформы  у крестьян было меньше минимального надела, помещик обязан был при  выходе из крепостной зависимости добавить ему надела до минимальной нормы  по закону. Если до реформы у крестьян было больше максимального надела, помещик имел право отрезать излишек. Помещик имел право также уменьшить  размеры крестьянских душевых наделов, если в его распоряжении оставалось меньше принадлежавших ему до реформы  земель, а в степных губерниях -- меньше половины.

Так возникли уже  в ходе реформы, так называемые прирезки и отрезки. Случаев прирезок, т.е. увеличения крестьянского землевладения  по сравнению с дореформенным, было мало, в то время как отрезки  имели место почти во всех губерниях. В некоторых районах они достигли довольно больших размеров. В Воронежской  губернии, например, крестьянское землевладение  было уменьшено по сравнению с  дореформенным на 26,6%, а в Павловском уезде этой губернии -- на 43,2%. В Тверской губернии у крестьян было отрезано 22%, в Смоленской -- 16% земли. В распоряжении крестьян черноземных губерний находилось до реформы 5 580 тыс. десятин пахотных земель, а в ходе реформы они  получили 4818 тыс. десятин. Половина крестьян этого региона получили урезанный  надел, и лишь у 6,7% крестьянских хозяйств он увеличился.

При решении вопроса  о земле правительство стремилось согласовать интересы государства, помещиков и крестьян. Но это не получилось. Преимущественная отрезка  свидетельствует, что при проведении реформы больше учитывались интересы помещиков. Отрезки стали впоследствии источником социальной напряженности  и острых конфликтов между помещиками и крестьянами.

Усадебная земля  была выкуплена в короткие сроки, а переход к выкупу наделов  затянулся на два десятилетия. До завершения выкупной сделки крестьяне  оставались на положении временнообязанных. Лично они были свободны, но обязаны  были отбывать регламентированные законом  повинности -- барщину или оброк. Смешанная форма эксплуатации, самая  тяжелая для крестьян, была отменена.

Информация о работе Реформы 1861