Реформы 1861

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание

К концу царствования Николая I уже все понимали, что Россия должна встать на путь реформ. Крепостной строй полностью дискредитировал себя. Лакмусовой бумажкой краха крепостной системы стало поражение России в Крымской войне (1853–1856 гг.).

Работа состоит из  1 файл

Реформы 1861.docx

— 223.76 Кб (Скачать документ)

 

[править]Общие положения манифеста


1. Крепостное право на  крестьян, водворенных в помещичьих  имениях, и на дворовых людей  отменяется навсегда, в порядке,  указанном в настоящем Положении  и в других, вместе с оным  изданных, Положениях и Правилах.

2. На основании сего  Положения и общих законов  крестьянам и дворовым людям,  вышедщим из крепостной зависимости,  предоставляются права, состояния  свободных сельских обывателей, как личныя, так и по имуществу.  В пользование сими правами  они вступают тем порядком  и в те сроки, какие указаны  в. Правилах о приведении в  действие Положений о крестьянах  и в особом Положении о дворовых  людях.

3. Помещики, сохраняя право  собственности на все принадлежащия  им земли, предоставляют, за  установленныя повинности, в постоянное  пользование крестьян, усадебную  их оседлость, и, сверх того, для обеспечения их быта и  для выполнения их обязанностей  Пред правительством и помещиком  то. количество полевой земли  и других угодий, которое определяется  на основаниях, указанных в местных  положениях.

4. Крестьяне, за отведенный, на основании предъидущей статьи, надел, обязаны отбывать, в пользу  помещиков определенныя,в местных  положениях повинности: работою  или деньгами.

5. Возникающия из сего  обязательный поземельный отношения  между помещиками и крестьянами  определяются правилами, изложенными  как в сем Общем, так и  в особых местных положениях. Примечание. Сии местныя положения  суть: 1) для тридцати четырех губерний  Великороссийских, Новороссийских  и Белорусских; 2) для губерний  Малороссийских: Черниговской, Полтавской  и части Харьковской; 3) для губерний  Киевской, Подольской и Волынской; 4) для губерний Виленской, Гродненской,  Ковенской, Минской и части  Витебской. Кроме того, к местным  положениям присоединены дополнительныя  правила: 1) об устройстве крестьян, водворенных в, имениях мелкопоместных  владельцев, и о пособии сим  владельцам; 2) о приписанных к  частным горным заводам людях  ведомства министерства финансов; 3) о крестьянах и работниках, отбывающих  работы при пермских частных  горных заводах и соляных промыслах; 4) о крестьянах, отбывающих работы  на помещичьих фабриках; 5) о крестьянах  и дворовых людях в Земле  Войска Донского; 6) о крестьянах  и дворовых людях в Ставропольской  губернии; 7) о крестьянах и дворовых  людях в Сибири, и 8) о людях,  вышедших из крепостной зависимости  в Бессарабской области.

6. Наделение крестьян  землею и другими угодьями, а  равно следующия за сие повинности  в пользу помещика, определяются  преимущественно по добровольному  между помещиками и крестьянами  соглашению, с соблюдением лишь  следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый  крестьянам в постоянное пользование,  для обеспечения их быта и  исправнаго отправления ими государственных  повинностей, не был менее того  размера, который определен, с  этою целию, в местных положениях;

2) чтобы те повинности  крестьян в пользу помещика, которыя  отправляются работою, определялись  не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет  (при чем не воспрещается однако  же возобновлять такие договоры  в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее,  как на трехлетний срок); - и

3) чтобы вообще заключаемыя  между помещиками и крестьянами  сделки не были противны общим  гражданским законам и не ограничивали  прав личных, имущественных и  по состоянию, предоставляемых  крестьянам в настоящем Положении.

Во всех тех случаях, когда добровольныя соглашения между  помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление  ими повинностей производятся на точном основании местных положений.

7. На сих основаниях  составляются "уставныя грамоты", в которых должны быть определены  постоянный поземельныя отношения  между каждым помещиком и водворенными  на его земле крестьянами. Составление  таковых уставных грамот предоставляется  самим помещикам. Как на составление  оных, так на рассмотрение и  введение их в действие, назначается  два года со дня утверждения  сего Положения.

Примечание. Подробности, относящиеся  до составления и исполнения уставных грамот, содержатся в местных положениях и в Правилах о порядке приведения в действие Положений о крестьянах.

8. Помещики, наделив крестьян, в постоянное пользование, за.установленныя  повинности, землею, на основании  местных положений, не обязаны  впредь, Ни в каком случае, наделять  их каким бы то ни было. сверх  того, количеством земли.

9. По введении в действие  настоящего Положения слагаются  с помещиков: 1) обязанности по  продовольствию и призрению крестьян; 2) ответственность по взносу крестьянами  государственных податей и отправлению  ими денежных и натуральных  повинностей; 3) обязанность ходатайствовать  за крестьян по делам гражданским  и уголовным, на основании ст. 11193ак.о Сост. Т. IX Свода Зак. 1857 года, и 4) ответственность за них  во всех казенных взысканиях, как-то: штрафах, пошлинах, и проч. 10. Затем, на самих крестьян  возлагается попечение по общественному  продовольствию и призрению и  ответственность за исправное  отбывание следующих с них  казенных и земских, натуральных  и денежных повинностей, на  основаниях, изложенных ниже (раздел III).

11. Крестьянам предоставляется  право выкупать в собственность  усадебную их оседлость, посредством  взноса определенной выкупной  суммы и с соблюдением правил, в местных положениях изложенных.

12. С согласия помещиков  крестьяне могут, сверх усадебной  оседлости, приобретать в собственность,  на основании общих законов,  полевыя земли и другая угодья, отведенный тем крестьянам в  постоянное пользование. С таковым  приобретением крестьянами в  собственность их надела, или  определенной в местных положениях  части онаго, прекращаются все  обязательныя поземельныя отношения  между помещиками и означенными  крестьянами.

13. Независимо от способа,  указанного в предшествующей  Статье, обязательныя поземельныя  отношений между помещиками и  крестьянами прекращаются следующими  двумя способами:

1) если крестьяне добровольно  откажутся, с соблюдением того  порядка и тех условий, какие  определены в местных положениях, от пользования предоставленным  им наделом; - и

2) если крестьяне перейдут, с соблюдением всех установленных  для сего правил, в другая сословия.

14. Дабы облегчить крестьянам  приобретение в собственность  отведенных им в постоянное  пользование земель, в случае  добровольного на то соглашения  между помещиком и крестьянами,  или в случае требования самого помещика, правительство оказывает пособие, в . том размере и тем порядком, какие определены в особом Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению ими в собственность полевых угодий.

15. Крестьяне, вышедшие  из крепостной зависимости, но  состоящие в обязательных поземельных  отношениях к помещикам, именуются  "временно-обязанными крестьянами".

16. Крестьяне, вышедшие  из крепостной зависимости и  приобревшие в собственность  поземельныя угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются  "крестьянами-собственниками".

17. Вышедшие из крепостной  зависимости крестьяне составляют, по делам хозяйственным, сельския  общества, а для ближайшего управления  и суда соединяются в волости.  В каждом сельском обществе  и в каждой волости заведывание  общественными делами предоставляется  миру и его избранным, на  основаниях, в сем Положении изложенных.

18. Помещику, впредь до  прекращения обязательных к нему  отношений крестьян, на его земле  водворенных, .предоставляется вотчинная  полиция и попечительство над  обществом сих крестьян, на основании  статей 148 - 163 сего Положения.

19. Крестьяне и общественныя  их учреждения подчиняются общим  губернским и уездным управлениям.

20. Для приведения в  действие Положений о крестьянах  и для разрешения особых дел,  возникающих из обязательных  поземельных отношений между  помещиками и временно-обязанными  крестьянами, учреждаются в каждой  губернии: 1) губернское по крестьянским  делам Присутствие; 2) уездные мировые  съезды, и 3) мировые посредники. Состав, предметы ведомства, пределы власти  и порядок действия сих учреждений  определяются в особом о них  Положении.

 

 

2,3

Дворяне.

II. Право представлять правительству свои ходатайства могло бы иметь весьма существенное значение в государственной жизни, в особенности потому, что закон (6 дек. 1831) разрешал дворянству представлять высшему правительству о прекращении местных злоупотреблений и об устранении неудобств в местном управлении. Но в действительности это дворянское право никогда не имело практического значения, и самый объем этого права, существенно ограниченного рескриптом 26 янв. 1865 и потом вновь расширенного высочайшим повелением 14 апр. 1888, представляется весьма неопределенным и спорным.

III. Денежным складкам дворянства закон стремился придать характер добровольных взносов, почему право дворянских обществ на самообложение было крайне стеснено. Сборы были двух родов: 1) на надобности, необходимые для дворян всей губернии; эти сборы должны были быть утверждены по крайней мере двумя третями присутствовавших дворян, но и при таком большинстве, если от кого-либо, не согласившегося со складкою, был подан отзыв, то сбор мог быть утвержден лишь высочайшей властью. Такие сборы были обязательны для дворян всей губернии; 2) сборы на издержки частные; эти сборы обязательны были только для тех дворян, которые выразили свое согласие на них.

IV. Дисциплинарная власть дворянских обществ выражалась в том, что общество могло исключить из своей среды дворянина, который хотя и не был судим, но бесчестный поступок которого всем был известен.

 

 

Крестьяне.

«Крепостное право  на крестьян и дворовых людей, то есть на их личность отменялось просто безо всяких условий, а стоимость обязательного  труда крестьян, в зависимости  от того, насколько он принадлежал  помещику, включалась в оценку земельного надела, который получали крестьяне  при выходе из крепостной зависимости». По «Общему положению» помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие  им земли, должны были предоставлять  крестьянам в постоянное пользование  их инвентарь, недвижимость и сверх  того для обеспечения их быта и  исполнения обязанностей перед правительством, определенное количество полевой земли, за что крестьяне должны были выполнять  ряд повинностей. Либо, если у крестьян были деньги, они могли выкупать свои наделы. Таким образом, мы видим, что в окончательном варианте возобладал «прусский» вариант Милютина, наиболее выгодный царскому правительству. Цены на крестьянские наделы были намерено завышены в 1,5–2 раза.

На время отработки  крестьяне оставались «временно  обязанными», то есть не получали личной свободы. Наделение крестьян землей, как и следующие за это повинности в пользу помещика, определялись преимущественно  по добровольному между помещиком  и крестьянином соглашению, или же по закону, на основании местных  положений, если бы такое соглашение не состоялось. Его условия излагались по каждому сельскому обществу или  мнению в особом акте – так называемой уставной грамоте.

Уставная грамота  являлась основным документом, фиксировавшим  момент перехода крепостных во «временнообязанное состояние» и определявшим социально?экономические  условия этого состояния.

«Крестьянам предоставлялось  право выкупать их усадебное имущество, а для приобретения в собственность  полевого надела необходимо было согласие помещика. При приобретении крестьянами  в собственность вместе с усадебным  имуществом и полевого надела им оказывалось  содействие от правительства посредством  выкупной операции (выкупа)». Это содействие заключалось в том, что правительство  ссужало под выкупные земли определенную сумму с рассрочкою крестьянам на продолжительный срок (49 лет со дня  выдачи выкупной суммы) и само взыскивало с них платежи как в счет процентов по выданной ссуде, так  и на постепенное погашение долга. С выкупом поземельного надела временнообязанными крестьянами прекращались их обязательные отношения с помещиками и они  вступали в состояние свободных  крестьян?собственников.

Крестьянская реформа  завершилась распространением основных начал «Положений» 19 февраля 1861 г. на удельных крестьян (около 11,5 млн. душ) и государственных (около 10 млн. душ). С приобретением в собственность наделов без содействия или с содействием правительства различные слои крестьянского населения образовали одно сословие свободных крестьян-собственников.

 

Горожане.

Реформа 1861  г.  вызвала  перемены  в  основе   российской 
экономики - сельском хозяйстве.  Ускорилось социальное расслоение 
крестьянства - выделение богатых  людей,  сельской  буржуазии  (к 
концу века - около 20% крестьянства) и бедняков, превращавшихся в 
пролетариат  (до  50%).   Это   подтолкнуло   развитие   рыночных 
отношений. Беднота  продавала свою рабочую силу,  создавала кадры 
наемных работников  для  промышленности   и   предпринимательских 
аграрных   хозяйств.   Лишаясь  собственного  хозяйства,  бедняки 
формировали  спрос  на  предметы  потребления.  В  свою  очередь, 
"крепкие   крестьяне"   покупали   сельскохозяйственную  технику, 
удобрения, а продавали продукцию своих хозяйств. 
      Сельское хозяйство  России   все   более   превращалось   в 
товарное, предпринимательское.     Товаром     становилась      и 
сельскохозйственная продукция,   и   рабочая   сила,   и   земля. 
Углублялась специализация регионов.  В Нечерноземье и  на  Севере 
усиленно   развивалось   льноводство,  в  Прибалтике  и  западных 
губерниях - производство мяса и молока, в Бессарабии и на Украине 
росли   посевы  сахарной  свеклы.  Центр  зернового  производства 
постепеннно  смещался   из   Центральночерноземных   губерний   в 
Новороссию  (Причерноморье),  на  Дон,  в  Поволжье  и  Заволжье, 
степное Предкавказье. 
      Выделялись специализированные    хозяйства    -   например, 
огромные капиталистические  экономии  на   юге.   Эти   "зерновые 
фабрики" применяли   прогрессивный   наемный   труд,   улучшенную 
технику и   машины.    С    70-х    по    90-е    годы    покупка 
сельскохозяйственной  техники  в России выросла в три с половиной 
раза. 
      Благодаря специализации  и новым формам труда увеличивалось 
сельскохозяйственное производство.  Среднегодовые  сборы   хлебов 
выросли с  60-х  по  90-е  годы  в 1,7 раз.  Увеличилась зерновая 
торговля. В 90-е годы на рынок поступала половина  сбора  хлебов; 
1/5 часть сборов вывозилась за рубеж.  Российский хлебный экспорт 
вырос за 60-90 годы в  5  раз  (хотя  многих  крестьян  вынуждали 
продавать не излишки производства а необходимый хлеб). 
      В конце  XIX  в.  Россия давала до половины мирового урожая 
ржи, до четверти мирового урожая овса,  стояла на первом месте по 
общему объему   сельскохозяйственного  производства.  Но  ее  уже 
догоняли Соединенные Штаты  Америки,  где  была  масса  незанятых 
земель на  окраинах,  много  рабочей  силы (иммигрантов) и полная 
свобода для капиталистических отношений. 
 
 
 
               3.2. 2  0Типы аграрного капитализма в России. 
 
      В России  соперничали  два  типа   аграрного   капитализма: 
"прусский" (когда преобладают помещичьи хозяйства,  перешедшие на 
буржуазные рельсы)  и  "американский"  (преобладают  крестьянские 
хозяйства наподобие  американских   ферм).   Некоторые   помещики 
(например,  владельцы гигантских экономий на юге) устраивали свое 
хозяйство  на  чисто  капиталистический   лад,   но   большинство 
дворян-землевладельцев держалось обычаев крепостничества. 
      "Американский" "крестьянский"   путь   был   прогрессивнее. 
Крестьяне-предприниматели гораздо шире,  чем помещики,  применяли 
наемный труд, не тратились на управляющих, надсмотрщиков. К концу 
столетия они давали около половины товарного хлеба страны - в два 
раза больше,  чем  помещики  (хотя  владели  таким же количеством 
земли). Крестьяне-предприниматели (вместе с купцами  и  мещанами) 
скупали дворянские  земли:  к  началу XX века дворянство потеряло 
около трети своих владений. 
      По "американскому" пути  развивались  окраины,  не  знавшие 
крепостного права,  - Новороссия,  Заволжье,  Сибирь. Здесь новые 
землевладельцы перехватывали у дворян не только хозяйственную, но 
и общественную инициативу.  Так,  доля крестьян, купивших землю в 
частную собственность,  выросла с 60-х до 80-х годов в Крыму в 14 
раз, в Екатеринославской губерни (Южная Украина) - в 5 раз. 
 
                  3.3. Остатки крепостничества 
 
      Но крепостничество,  уходя, оставило много  проблем на пути 
аграрного капитализма.  Связи помещиков с их бывшими  крепостными 
рвались постепенно:  к  1880  году  еще  15%  крестьян оставались 
временнообязанными. В 1882 году все помещичьи,  а в 1886 году все 
государственные крестьяне   были   переведены  на  выкуп.  Однако 
формированию самостоятельного  крестьянского  хозяйства  мешал  и 
другой фактор - малоземелье. 
      У крестьян после 1861 года отрезали часть земли (в  среднем 
- одну  пятую),  причем  помещики  постарались "затеснить" наделы 
крестьян так,  чтобы им трудно было пользоваться лесом, покосами, 
выгоном, водопоем для скота. Поэтому массе не очень состоятельных 
крестьян приходилось арендовать у  помещиков  земли.  Платили  не 
деньгами (их  почти  не  было),  а  обрабатывали господскую землю 
своим инвентарем (отработки)  или  отдавали  долю  своего  урожая 
(издольщина). 
      Отработки заменили барщину. Отработочный труд был дешевым и 
не требовал переорганизации хозяйства помещиков,  поэтому  многие 
помещики - особенно в губерниях черноземного центра - охотно  его 
использовали. Но  отработки приводили к низкой производительности 
труда (урожаи были в полтора раза ниже, чем при свободном найме), 
тормозили развитие  сельского  хозяйства  и тяжело сказывались на 
состоянии самих крестьян.  При  этом  государственные  повинности 
(выкупные платежами,  подушная подать), часто съедали весь доход, 
а иногда и превышали его. Это не только мешало крестьянам скопить 
капитал, но   и   приводило   многих   из   них  к  полуголодному 
существованию.  К 90-м годам заговорили об "оскудении  Центра"  - 
подрыве сил исторического ядра Великороссии. 
      Однако правительству   нужны были деньги на военные нужды и 
развитие  промышленности.  Оно  продолжало  выжимать  средства из 
крестьян, поощряя хлебный экспорт. Одним из итогов такой политики 
стал  страшный  голод 1891 года,  за которым последовала эпидемия 
холеры; поглибли 500 тыс. человек. 
      Развитию аграрного   капитализма  мешали  также  паспортная 
система,  ограничивавшая свободу передвижения крестьян, и община. 
Авторы  реформы 1861 года рассчитывали,  что эти проблемы в жизни 
крестьян будут со временем отменены, но правительство в 80-е годы 
поступило наоборот - пошло на "контрреформы", "заморозило" общину 
и неполноправность сословия крестьян, чтобы поддержать дворян. 
      Периодический передел земель в общине,  круговая порука при 
отбывании податей,  запрет на выход из общины и  продажу  наделов 
уберегали   массу  крестьян  от  обнищания,  но  в  то  же  время 
задерживали выделение зажиточной верхушки. 
      К началу  XX в.  крестьянское население выросло почти в два 
раза; при сохранении прежних  размеров  наделов  это  значительно 
усилило недостаток   земель.   Возникло  аграрное  перенаселение. 
Обострение всех аспектов аграрного вопроса говорило  о  том,  что 
возможности для  развития  сельского  хозяйства,  предоставленные 
реформой 1861 года,  подходят  к  концу.  Встал  вопрос  о  новых 
аграрных  преобразованиях,  которые  могли  быть    либо 
реформистскими, либо революционными.

Информация о работе Реформы 1861