Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:34, курсовая работа
К концу царствования Николая I уже все понимали, что Россия должна встать на путь реформ. Крепостной строй полностью дискредитировал себя. Лакмусовой бумажкой краха крепостной системы стало поражение России в Крымской войне (1853–1856 гг.).
Размеры барщины
и оброка определялись в зависимости
от величины надела. Для высшего
надела барщина была установлена
в 40 мужских и 30 женских рабочих
дней в году. При исчислении оброка
учитывалась возможность
Самый высокий оброк -- 12 руб. в год от высшего душевого надела -- был установлен для местностей, находящихся в 25 верстах от Петербурга. В других промышленных губерниях оброк был определен в 8--10 руб.
При проведении выкупной операции правительство заботилось, чтобы помещики не теряли своих обычных доходов. За основу бралась величина оброка. Помещик должен был получить за надел такую сумму, чтобы, положив ее в банк, он продолжал получать свой оброк в виде банковского процента на капитал. Банки выплачивали в то время в среднем 6% в год, т.е., вложив в банк 100 руб., ежегодно можно было получать 6 руб., а вложив 150 руб. -- 9 руб. Чтобы получить 10 руб. в год банковского дохода, необходимо было вложить 166 руб. 50 коп. Сумма оброка увеличивается в 16,7 раза. Таким образом определялись выкупные суммы душевого надела. Величина оброка для высшего по данной местности надела увеличивалась в 16,7 раза. Эти деньги помещик должен был получить за свою землю. Закон предусматривал, что выкуп земли проводится добровольно, при согласии помещика.
Правительство понимало,
что крестьяне не в состоянии
выплатить всю сумму сразу. Поэтому
при заключении добровольной сделки
между помещиками и крестьянами
последние выплачивали только 20%
установленного выкупа (20 коп. с 1 руб.).
Остальные 80% правительство вкладывало
на имя помещика в банк в виде
ценных бумаг. Каждый год помещик
получал 6% дохода, которые равнялись
величине оброка. Крестьяне могли
свою долю в 20% выплачивать не деньгами,
а работой на помещика. После выплаты
этой суммы временнообязанное
Вложенные правительством за выкуп земли деньги записывались за крестьянами как ссуда, казенный долг. Крестьянин становился должником правительству и обязан был выплачивать полученную ссуду в виде выкупных платежей в течение 49 лет, по 6% в год от первоначальной суммы. Сюда входили погашение ссуды и процент за пользование выданной в долг суммы. Выкупные платежи стали наиболее тяжелой повинностью крестьян. Только в результате крестьянских волнений в годы первой российской революции правительство отменило с 1 января 1907 г. выкупные платежи. Но фактически крестьяне выплатили уже больше отпущенной правительством ссуды в 700 млн. руб.
Не всегда помещики соглашались на заключение выкупной сделки. Им выгодно было сохранить временнообязанное состояние и выполнение крестьянских повинностей. К началу 1881 г. осталось еще 1,5 млн. временнообязанных. По указу нового императора Александра III выкупная операция была завершена в обязательном порядке. С 1 января 1883 г. временнообязанное состояние было прекращено, остатки крепостного строя были ликвидированы.
5. Заключение
Итак, мы рассмотрели
в общих чертах процесс отмены
крепостного права в России 1861
г. Реформа 1861 г. ударила «одним концом
по барину, другим -- по мужику». Будучи
несправедливой, по отношению к крестьянам,
она в известной мере ущемляла
и экономические интересы поме-щиков:
личное освобождение крестьянства ликвидировало
монопо-лию помещиков на эксплуатацию
крестьянского труда, реформа заставила
отдать крестьянам в собственность
их надельную землю. Велико было нравственное
потрясение бар - «последышей», привык-ших
бесконтрольно распоряжаться
Крестьянская реформа
1861 г., несмотря на свою непоследова-тельность
и противоречивость, явилась, в конечном
счете, важней-шим историческим актом
прогрессивного значения. Она стала
переломным моментом, гранью между
Россией крепостной и Рос-сией свободного
предпринимательства, создав необходимые
усло-вия для утверждения
Отмена крепостного права и последующие реформы в суде, образовании, печати, в области финансов, военном деле, проведе-ние ряда правительственных мер для индустриального развития страны обеспечили прочное положение России в ряду крупнейших мировых держав.
6. Библиография
1. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 2. - М.: Мысль, 1997.
2. Скрыпников Р.Г. История Российская. IX-XVIIвв. - М.: Издательство «Весь Мир», 1997.
3. Федоров В.А. История России. 1861 - 1917: Учеб. для вузов. - М.:Высш.шк., 2001.
4. Чунтулов В. Т. и др. Экономическая история СССР. М.: Высш. шк. 1987
1,2
Глава 2. Оценки реформ в историографии
Уступки, на которые пошло самодержавие, решившись на реформы 1860-х годов, провозглашались «выдающейся вехой» в истории России, их называли даже «революцией сверху». Эйдельман Н. Ч. Указ. соч. С. 329. Исследователь Б. Г. Литвак считает, что Эйдельман в этой работе подменяет понятия «реформа» и «революция сверху», и делает это весьма убедительно. Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России… С. 276 - 277
Послушаем двух современников
эпохи кануна реформ. Князь Д. А. Оболенский,
служивший в Морском
В 1860 г., в самый канун
отмены крепостного права, Лев Толстой
в романе «Декабристы» обобщит свои
впечатления о той оттепели: «Как
тот француз, который говорил, что
тот не жил вовсе, кто не жил
в Великую французскую
Оба одинаково видели рубеж,
отделявший в 1856 г. Россию казарменно-палочного
режима от грядущей -- новой, пробуждающейся
к общественной жизни и самосознанию.
Интересна и возникшая у
2,1
Великие реформы 60-х - 70-х годов.
Причины отмены крепостного права
ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ
В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной2 системы, которую сменили акцизы3 (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).
60-х гг. 19 в. в России - бурж. реформы,
заключавшиеся в установлении
гласности бюджета,
Ф. р., как все проводившиеся царизмом в 60-е гг. бурж. реформы, были непоследовательны и сохранили немало от дореформенных порядков. Так, в системе прямых налогов сохранялся до 1883 и осн. налог рус. феод. гос-ва - подушная подать; ревизия Гос. контроля распространялась не на все ведомства и т. д. Не была реализована денежная реформа 1862. Предусмотренный ею размен бумажных денег на золото и серебро пришлось прекратить 5 дек. 1863 из-за недостатка металлич. фонда. Созданная Ф. р. система сохранялась с нек-рыми изменениями (в 80-90-х гг. и 1906) до 1917.
Лит.: 2 ПСЗ, т. 37, СПБ, 1865, No 38309; Сабуров П., Мат-лы для истории рус. финансов. 1866-1897, СПБ, 1899; Министерство финансов. 1802-1902, ч. 1-2, СПБ, 1902; Коняев A., Финансовый контроль в дореволюционной России, М., 1959; Погребинский А. П., Финансовая реформа нач. 60-х гг. XIX в. в России, "ВИ", 1951, No 10; его же, Очерки истории финансов дореволюционной России (XIX-XX вв.), М., 1954.
Земская реформа 1864
Принцип проведенной в 1864 г. земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов. Женщины и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в выборах. Это давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. Собрания выбирали земские управы. Земства ведали делами местного значения, содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохранению — проводили работу, на которую у государства не находилось средств.
Согласно «Положению» 1864, создавались
губернские и уездные земские
собрания и земские управы. В основу
избирательной системы были положены
выборное, имущественное (цензовое) и
сословное начала. Избиратели делились
на 3 курии: уездных землевладельцев,
городских избирателей и
Председателями губернских и уездных
съездов были предводители дворянства.
Земские собрания и управы были лишены
права как учреждения общаться между собой,
они не имели принудительной власти, так
как полиция им не подчинялась; их деятельность
контролировалась губернатором и министром
внутренних дел, имевшими право приостанавливать
исполнение любого постановления земского
собрания. Опасаясь влияния земских учреждений,
правительство предоставило им право
ведать лишь местными хозяйственными
делами: содержанием путей сообщения,
строительством и содержанием школ и больниц
(для чего земства облагали население
местными сборами), «попечением» о развитии
местной торговли и промышленности и т.
п.
Земская реформа проводилась не повсеместно
и не одновременно. К концу 70-х гг. земства
были введены в 34 губерниях Европейской
России и в Области войска Донского (где
в 1882 году ликвидированы). Многие национальные
и другие районы Российской империи земств
не имели.
Земская реформа содействовала развитию
местной инициативы, буржуазного хозяйства
и культуры.