Реформы 1861

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание

К концу царствования Николая I уже все понимали, что Россия должна встать на путь реформ. Крепостной строй полностью дискредитировал себя. Лакмусовой бумажкой краха крепостной системы стало поражение России в Крымской войне (1853–1856 гг.).

Работа состоит из  1 файл

Реформы 1861.docx

— 223.76 Кб (Скачать документ)

Размеры барщины  и оброка определялись в зависимости  от величины надела. Для высшего  надела барщина была установлена  в 40 мужских и 30 женских рабочих  дней в году. При исчислении оброка учитывалась возможность получения  крестьянами доходов.

Самый высокий оброк -- 12 руб. в год от высшего душевого надела -- был установлен для местностей, находящихся в 25 верстах от Петербурга. В других промышленных губерниях  оброк был определен в 8--10 руб.

При проведении выкупной операции правительство заботилось, чтобы помещики не теряли своих обычных  доходов. За основу бралась величина оброка. Помещик должен был получить за надел такую сумму, чтобы, положив  ее в банк, он продолжал получать свой оброк в виде банковского  процента на капитал. Банки выплачивали  в то время в среднем 6% в год, т.е., вложив в банк 100 руб., ежегодно можно было получать 6 руб., а вложив 150 руб. -- 9 руб. Чтобы получить 10 руб. в год банковского дохода, необходимо было вложить 166 руб. 50 коп. Сумма оброка увеличивается в 16,7 раза. Таким образом  определялись выкупные суммы душевого надела. Величина оброка для высшего  по данной местности надела увеличивалась  в 16,7 раза. Эти деньги помещик должен был получить за свою землю. Закон  предусматривал, что выкуп земли  проводится добровольно, при согласии помещика.

Правительство понимало, что крестьяне не в состоянии  выплатить всю сумму сразу. Поэтому  при заключении добровольной сделки между помещиками и крестьянами  последние выплачивали только 20% установленного выкупа (20 коп. с 1 руб.). Остальные 80% правительство вкладывало на имя помещика в банк в виде ценных бумаг. Каждый год помещик  получал 6% дохода, которые равнялись  величине оброка. Крестьяне могли  свою долю в 20% выплачивать не деньгами, а работой на помещика. После выплаты  этой суммы временнообязанное состояние  прекращалось. Крестьянин становился полностью свободным.

Вложенные правительством за выкуп земли деньги записывались за крестьянами как ссуда, казенный долг. Крестьянин становился должником  правительству и обязан был выплачивать  полученную ссуду в виде выкупных платежей в течение 49 лет, по 6% в год  от первоначальной суммы. Сюда входили  погашение ссуды и процент  за пользование выданной в долг суммы. Выкупные платежи стали наиболее тяжелой повинностью крестьян. Только в результате крестьянских волнений в годы первой российской революции  правительство отменило с 1 января 1907 г. выкупные платежи. Но фактически крестьяне  выплатили уже больше отпущенной правительством ссуды в 700 млн. руб.

Не всегда помещики соглашались на заключение выкупной сделки. Им выгодно было сохранить  временнообязанное состояние и  выполнение крестьянских повинностей. К началу 1881 г. осталось еще 1,5 млн. временнообязанных. По указу нового императора Александра III выкупная операция была завершена  в обязательном порядке. С 1 января 1883 г. временнообязанное состояние  было прекращено, остатки крепостного  строя были ликвидированы.

5. Заключение

Итак, мы рассмотрели  в общих чертах процесс отмены крепостного права в России 1861 г. Реформа 1861 г. ударила «одним концом по барину, другим -- по мужику». Будучи несправедливой, по отношению к крестьянам, она в известной мере ущемляла и экономические интересы поме-щиков: личное освобождение крестьянства ликвидировало  монопо-лию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, реформа заставила  отдать крестьянам в собственность  их надельную землю. Велико было нравственное потрясение бар - «последышей», привык-ших  бесконтрольно распоряжаться судьбами и даже жизнью своих «крепостных  душ». Подавляющее большинство помещиков  встре-тило реформу 1861 г. с раздражением, надеясь, что изданный закон скоро  будет изменен в желаемом для  них духе. Отовсюду посыпались жалобы помещиков на грозящее им разорение. Помещичья фронда нашла свое выражение  в начале 1861 г. в дворянских губернских собраниях, на которых раздавались  открытые протесты против нарушения  «священной дворянской собственности» и вносились предложения изменить в пользу дворянства изданный закон. Так, петербургское и московское дворянские собрания заявили, что реформа 1861 г. противоречит Жалованной грамоте  дворянству 1785 г., и потребовали пересмотра закона 1861 г.

Крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою непоследова-тельность  и противоречивость, явилась, в конечном счете, важней-шим историческим актом  прогрессивного значения. Она стала  переломным моментом, гранью между  Россией крепостной и Рос-сией свободного предпринимательства, создав необходимые  усло-вия для утверждения капитализма  в стране. По сравнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического разви-тия, сложилась новая социальная структура, характерная для капи-талистической  страны: сформировались новые социальные слои населения -- пролетариат и промышленная буржуазия. Измени-лось и крестьянство. На смену темному, забитому, патриархальному  крестьянину пришел крестьянин, побывавший на заработках в городе, много видевший и многому научившийся. В условиях относительно быстрого экономического развития России в конце XIX -- начале XX в. и подъема культуры сформировался  значитель-ный слой людей интеллектуального  труда в различных областях науки  и техники, литературы и искусства, школьного и врачебного дела.

Отмена крепостного  права и последующие реформы  в суде, образовании, печати, в области  финансов, военном деле, проведе-ние  ряда правительственных мер для  индустриального развития страны обеспечили прочное положение России в ряду крупнейших мировых держав. 

 6. Библиография

1. Ключевский В.О.  Русская история. Полный курс  лекций в 3 кн. Кн. 2. - М.: Мысль, 1997.

2. Скрыпников Р.Г.  История Российская. IX-XVIIвв. - М.: Издательство  «Весь Мир», 1997.

3. Федоров В.А.  История России. 1861 - 1917: Учеб. для  вузов. - М.:Высш.шк., 2001.

4. Чунтулов В.  Т. и др. Экономическая история  СССР. М.: Высш. шк. 1987

 

1,2

Глава 2. Оценки реформ в историографии

Уступки, на которые пошло  самодержавие, решившись на реформы 1860-х годов, провозглашались «выдающейся  вехой» в истории России, их называли даже «революцией сверху». Эйдельман  Н. Ч. Указ. соч. С. 329. Исследователь Б. Г. Литвак считает, что Эйдельман  в этой работе подменяет понятия  «реформа» и «революция сверху», и делает это весьма убедительно. Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России…  С. 276 - 277

Послушаем двух современников  эпохи кануна реформ. Князь Д. А. Оболенский, служивший в Морском министерстве («министерстве прогресса») под началом  великого князя Константина Николаевича, брата Александра II, свой человек  в «верхах», вместе с тем подружившийся  с вернувшимися из ссылки декабристами Е. П. Оболенским и И. И. Пущиным, оставил  в своем дневнике характерные  записи. 16 октября 1856 г.: «Вообще есть сила, на которую я начинаю возлагать  большие надежды,-- это сила вещей, она неоспоримо начинает действовать... Люди начинают свободно дышать, уже  это большой шаг к выздоровлению. Хотя дико еще кажется многим это  отсутствие постоянного гнета, хотя еще правительство не составило  плана и не определило образ действия в новом направлении, но... всеобщее окоченение начинает пропадать, и как  в отдельных лицах, так и в  обществе начинает проявляться некоторое  сознание». Захарова Л. Г. Россия на переломе…  С. 21. 30 декабря, подводя итог истекшего 1856 г.: «Он, однако, ярко отличается от предшествовавших годов, как перед наступлением весны  бывают дни хотя еще холодные, но с весенним запахом, предшественником наступающей оттепели. Свободно дышала Россия в этом году». Там же.

В 1860 г., в самый канун  отмены крепостного права, Лев Толстой  в романе «Декабристы» обобщит свои впечатления о той оттепели: «Как тот француз, который говорил, что  тот не жил вовсе, кто не жил  в Великую французскую революцию, так и я смею сказать, что, кто  не жил в пятьдесят шестом году в России, тот не знает, что такое  жизнь». Захарова Л. Г. Россия на переломе…

Оба одинаково видели рубеж, отделявший в 1856 г. Россию казарменно-палочного  режима от грядущей -- новой, пробуждающейся к общественной жизни и самосознанию. Интересна и возникшая у Толстого ассоциация с европейской революционной  историей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,1

Великие реформы 60-х  -  70-х годов.

Причины отмены крепостного права

                                


 

 





 

 

 

 

 



 

 


 

 



 

ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ

В 1860 г. был учрежден Государственный  банк, произошла отмена откупной2 системы, которую сменили акцизы3 (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен  кредитных билетов на золото и  серебро по установленному курсу).

60-х гг. 19 в. в России - бурж. реформы,  заключавшиеся в установлении  гласности бюджета, преобразовании  финанс. контроля, изменении налоговой  системы, введении бюджетного  и кассового единства и т.  п. Инициатором большинства реформ, проводившихся при мин. финансов  А. М. Княжевиче (1858-62) и М. X. Рейтерне (1862-78), был чиновник гос. контроля  В. А. Татаринов (1863-71 - гос. контролер). 22 мая 1862 были введены "Правила  о составлении, рассмотрении, утверждении  и исполнении государственной  росписи и финансовых смет  министерств и главных управлений". Все ведомства должны были  составлять ежегодно сметы по  установленной форме и с подробными  указаниями отд. статей и параграфов  расходов (ранее в гос. росписи  указывалась лишь общая сумма  расходов и доходов). Общая подробная  роспись бюджета гос-ва составлялась  мин-вом финансов, затем утверждалась  Государственным советом и императором,  после чего становилась законом.  Вводилось единство кассы: все  гос. доходы сосредоточивались  в кассах Гос. казначейства  мин-ва финансов. Из них в соответствии  с бюджетными сметами и кассовыми  расписаниями производились расходы.  Это единство касс было введено  в 1864-68. С проведением этой реформы  возросло значение финанс. гос.  контроля, к-рый ежегодно проверял  законность проекта росписи доходов  и расходов до его рассмотрения  в Гос. совете. С 1862 бюджет стал  гласным и гос. роспись стала  публиковаться. Гос. контроль  ежегодно представлял Гос. совету  отчет об исполнении финанс. сметы  за прошлый год. С 1 янв. 1865 были  созданы местные органы Гос.  контроля - контрольные палаты. В  нач. 60-х гг. были отменены винные  откупа. С 1 янв. 1863 начал вводиться  (завершено к 1887) акцизный сбор  на произ-во спиртных напитков, а в 1866 - акциз на табак. Для  взимания акциза были созданы  губ. и окружные акцизные управления. Департамент разных податей и  сборов мин-ва финансов был разделен (в мае 1863) на департаменты неокладных сборов (косвенные налоги) и окладных сборов (прямые налоги). Частью финанс. реформ было учреждение Государственного банка России (31 мая 1860) и образование (2 авг. 1862) в мин-ве финансов Главного выкупного учреждения для проведения выкупной операции.

Ф. р., как все проводившиеся царизмом в 60-е гг. бурж. реформы, были непоследовательны  и сохранили немало от дореформенных  порядков. Так, в системе прямых налогов  сохранялся до 1883 и осн. налог рус. феод. гос-ва - подушная подать; ревизия  Гос. контроля распространялась не на все ведомства и т. д. Не была реализована  денежная реформа 1862. Предусмотренный  ею размен бумажных денег на золото и серебро пришлось прекратить 5 дек. 1863 из-за недостатка металлич. фонда. Созданная Ф. р. система сохранялась  с нек-рыми изменениями (в 80-90-х гг. и 1906) до 1917.

Лит.: 2 ПСЗ, т. 37, СПБ, 1865, No 38309; Сабуров П., Мат-лы для истории  рус. финансов. 1866-1897, СПБ, 1899; Министерство финансов. 1802-1902, ч. 1-2, СПБ, 1902; Коняев A., Финансовый контроль в дореволюционной  России, М., 1959; Погребинский А. П., Финансовая реформа нач. 60-х гг. XIX в. в России, "ВИ", 1951, No 10; его же, Очерки истории  финансов дореволюционной России (XIX-XX вв.), М., 1954.

 

 

Земская реформа 1864

Принцип проведенной  в 1864 г. земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов. Женщины и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в выборах. Это давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. Собрания выбирали земские управы. Земства ведали делами местного значения, содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохранению — проводили работу, на которую у государства не находилось средств.

Согласно «Положению» 1864, создавались  губернские и уездные земские  собрания и земские управы. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественное (цензовое) и  сословное начала. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия  в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий  или др. недвижимого имущества  на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего  доход не менее 6 тыс. руб. в год, а  также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших  не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие  купеческие свидетельства, владельцы  предприятий или торговых заведений  с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). От выборов, таким  образом, отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция. Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в  уездное земское собрание. Губернские гласные избирались на уездных земских  собраниях. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков.  
 
Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.  
 
Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. Опасаясь влияния земских учреждений, правительство предоставило им право ведать лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц (для чего земства облагали население местными сборами), «попечением» о развитии местной торговли и промышленности и т. п.  
 
Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 70-х гг. земства были введены в 34 губерниях Европейской России и в Области войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели.  
 
Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства и культуры.

Информация о работе Реформы 1861