Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:34, курсовая работа
К концу царствования Николая I уже все понимали, что Россия должна встать на путь реформ. Крепостной строй полностью дискредитировал себя. Лакмусовой бумажкой краха крепостной системы стало поражение России в Крымской войне (1853–1856 гг.).
Судебная реформа 1864
Новые судебные уставы
были утверждены 20 ноября 1864 г. Судебная
власть была отделена от исполнительной
и законодательной. Вводился бессословный
и гласный суд, утверждался принцип
несменяемости судей. Было введено
два вида суда — общий (коронный)
и мировой. Общий суд ведал
уголовными делами. Судебный процесс
стал открытым, хотя в ряде случаев
дела слушались при «закрытых
дверях». Была учреждена состязательность
суда, введены должности
Для разбора гражданских дел был введен институт мировых судей. Апелляционной инстанцией для судов являлись судебные палаты. Была введена должность нотариуса. С 1872 г. крупные политические дела рассматривались в Особом присутствии правительствующего Сената, который стал одновременно высшей кассационной инстанцией.
В основу преобразований,
осуществлявшихся в ходе реформы 1864
года, был положен принцип разделения
властей: судебная власть отделялась от
законодательной и
Важной частью реформы было кардинальное
упрощение судоустройства. Вместо множества
судов учреждались единые для всех сословий
общегражданские суды. В их число включались
две группы судов: общие судебные установления
и местные судебные установления.
Основными звеньями общих судебных установлений
были: окружные суды, судебные палаты и
Правительствующий сенат
Изменились
функции прокуратуры, ее главной
задачей стало: поддержание обвинения
в суде, надзор за законностью деятельности
судов, следствия и за местами
лишения свободы. Прокурорская система
возглавлялась генерал-
При окружных судах учреждался институт
следователей, осуществляющих предварительное
расследование преступлений под надзором
прокуратуры.
Формирование принципов состязательности
в судебном процессе потребовало создания
нового специального института - адвокатуры
(присяжных поверенных). Большую роль играли
адвокаты в уголовном процессе.
В судебном процессе
теория свободной оценки доказательств
заменила формальную, т.е. задача суда
состояла в поиске объективной истины,
для чего необходим был тщательный
разбор дел и анализ доказательств
без всякого вмешательства
Судьи несли уголовную, гражданскую и
дисциплинарную ответственность за необоснованные
приговоры.
Судебные уставы закрепили формальное
равенство сторон.
В сфере гражданского судопроизводства
стороны получили одинаковые процессуальные
права. Гражданский процесс имел исковой
характер. Господствовал принцип: суд
не может выходить за пределы требований
сторон, т.е. стороны могли заключить мировой
соглашение.
В уголовном судопроизводстве обвинение
и защита получили право представлять
доказательства, отводить свидетелей
и допрашивать стороны в присутствии друг
друга, давать объяснения суду и опровергать
доводы противной стороны.
В законе отмечалось, что в судебном процессе
«власть обвинительная отделяется от
судебной» (статья 3 Устава уголовного
судопроизводства), провозглашалась гласность
и публичность в заседаниях (статья 7).
Вводятся также другие новые принципы
- приговор может быть только или осуждающий,
или оправдывающий подсудимого, оставление
в подозрении не допускается (ст. 9); различие
подсудности по сословиям отменяется
(ст. 17); осмотры, обыски, выемки производятся
в присутствии понятых (ст. 43). Устав устанавливает
воспрепятствования подозреваемому уклоняться
от следствия и суда - меры пресечения:
отобрание вида на жительство, отдачу
под особый надзор полиции, взятие залога,
отдачу на поруки, домашний арест, взятие
под стражу (статья 49).
В судопроизводстве были четко регламентированы
процессуальные действия, законодательно
конкретизированы действия сторон в процессе.
Предварительное следствие (в т.ч. и дознание)
начиналось после заявления частных и
должностных лиц, в случае обнаружения
признаков преступления - прокуратурой
и полицией. Следователь не мог по собственному
почину прекратить следствие. Это делал
соответствующий суд. Контролировала
следствие прокуратура, после его завершения
она проверяла дело и передавала его судебным
органам. В ходе судебного следствия исследовались
доказательства, заслушивались свидетели
и пр. После прений обвинения и защиты
последнее слово предоставлялось подсудимому,
затем выносился приговор.
В местных судах процесс носил упрощенный
характер.
Чтобы обеспечить организованное осуществление
намеченных преобразований, 19 октября
1865 года Александр II утвердил «Положение
о введении в действие судебных уставов»,
которое ориентировало на постепенное,
планомерное распространение по всей
территории огромной страны предписаний
новых законов. Официально реформа шла
в течение 35 лет, до того момента, когда
царь Николай II издал специальный указ
о ее окончании (1 июля 1899г.). На деле же
идеи реформы пытались реализовать вплоть
до начала Первой мировой войны, т.е. почти
в течение 50 лет. Судебная реформа была
наиболее последовательной буржуазной
реформой.
Таким образом,
судебная реформа 1864 года провозгласила
новые, буржуазные по своему характеру,
принципы: отделение суда от администрации,
его независимость, создание всесословного
суда, гласность судопроизводства,
равенство всех перед судом, несменяемость
судей, право защиты, прокурорский надзор.
Это должно было повысить законность
в суде, усилить влияние общественности
в судебном процессе.
Для того времени и на фоне существовавших
тогда судебных систем в других странах
российскую реформу можно считать безусловно
прогрессивной. Она не была слепым подражанием
порядкам, сложившимся в государствах
Европы и Северной Америки, ее основные
положения строились с учетом специфики
условий, сложившихся в России.
Реформа образования 1864
«Положение о
начальных народных училищах» от
14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-
Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. Руководство учебным заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось студенчество. Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани.
В результате издания ряда законов в России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведен
Низкий уровень образования являлся препятствием на пути развития России. Это сделало необходимой реформу системы образования. В ДК 1864 были утверждены Положение о народных начальных училищах и Устав гимназий и прогимназий. Начальное образование дети получали в государственных, церковно-приходских, земских школах. Срок обучения составлял 1-3 года. Преемственность м.начальными училищами и гимназиями не устанавливалась. В городах были созданы четырёхклассные прогимназии и семиклассные гимназии, которые делились на классические, дававшие преимущественно гуманитарное образование, и реальные, где большее внимание уделялось естественнонаучной подготовке. В 1871 реальные гимназии были преобразованы в реальные училища. Сокращённый курс изучения древних языков не давал выпускникам права поступления в университет. Реформа школы была направлена на создание бессословного образования. Однако на практике достичь этого не удалось. Начальное образование не стало бесплатным и обязательным, поэтому значительная часть детей из низших слоёв общества не посещала школу. Классическая гимназия оставалась доступной лишь представителям высших слоёв общества, преимущественно дворянства (дети купечества посещали в основном реальные училища, дававшие лучшее математическое образование). Важной составной частью
реформы образования стала | |
|
Реформа цензуры 1865
Реформа цензуры. В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены «временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов (240 стр.); редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.
Городская реформа 1870
Проведенная в 1870 г. городская реформа по характеру была близка к земской. В крупных городах учреждались городские думы на основе всесословных выборов. Однако выборы проводились на цензовой основе, и, к примеру, в Москве в них участвовало лишь 4% взрослого населения. Городские думы и городской голова решали вопросы внутреннего самоуправления, образования и медицинского обслуживания. Для контроля за земской и городской деятельностью было создано присутствие по городским делам.
Военная реформа 1874
После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года. Срок службы сокращался в армии до 6 лет, на флоте до 7 лет. Призыву в армию не подлежали духовные лица, члены ряда религиозных сект, народы Казахстана и Средней Азии, а также некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. От службы освобождались единственный сын, единственный кормилец в семье. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе, за исключением получивших льготы, тянули жребий. Для окончивших начальную школу служба сокращалась до 3-х лет, для окончивших гимназию — до 1,5 лет, университет или институт — до 6 месяцев.
Великие реформы 60 – 70 годов дали мощный толчок эволюционному развитию русского общества, государства, экономики по буржуазному пути.
Итоги отмены крепостного права
1,3
Буржуазные черты реформы |
Феодальные пережитки |
1. Ликвидация крепостного права |
1. Земля в руках помещиков |
2. Уравнение крестьян в правах с другими сословиями |
2. Временнообязанное состояние крестьян |
3. Расслоение крестьянства |
3. Сохранение общины |
4. Стимулирование развития промышленности и торговли |
4. Примитивные методы хозяйствования |
5. Политическое бесправие крестьян |
Оценивая крестьянскую реформу важно подчеркнуть следующее:
1. Крестьянская реформа
стала результатом компромисса
между помещиками, крестьянами и
правительством. Причем интересы
помещиков были максимально
2. Условия освобождения
крестьян изначально заключало
в себе будущие противоречие
и источник постоянных
3. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.
4. Реформа не решила крестьянский вопрос.
5. Были созданы условия
для утверждения
Вывод:
1. Реформа непоследовательная, половинчатая, незавершенная.
2. Назревает необходимость проведения новой реформы.
3.
1. Отработки - крестьяне
получали во временное
2. Отрезки - часть земли, которую отрезали у крестьян в пользу помещиков по реформе 1861 года.
3. Прирезки - часть земли, которую отдавали в пользу крестьян по реформе 1861 года.
4. Испольщина - крестьяне
получали во временное
5. Временнообязанные - крестьяне
пока не выплатят долг
6. Выкупные платежи - выкуп
крестьянами земли у помещиков.
Все
12.1. Отмена крепостного права: причины, подготовка, основные положения
Необходимость преобразований в стране, главное из которых заключалось в отмене крепостного права, для всех слоев российского общества особенно стала очевидной в период Крымской войны, закончившейся поражением для России.
Страна стояла перед дилеммой: либо империя теряет статус европейской державы, либо в спешном порядке проводит реформы и догоняет соперников.
Император Александр II (1855–1881) в сложившейся ситуации пришел к пониманию необходимости назревших перемен в стране.
Во внутренней политике
появились новации, выразившиеся прежде
всего в снятии множества запретов
предыдущего периода
В обществе начали появляться и бурно обсуждаться записки и произведения, касающиеся самых животрепещущих вопросов. Большое влияние на формирование общественного мнения и взгляды царя оказала «Записка об освобождении крестьян в России» К.Д. Кавелина,[9] в которой он отмечал пагубность крепостного права в экономическом, политическом и нравственном отношениях.
Со своим проектом «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе» выступил в 1856 г. известный славянофил Ю.Ф. Самарин (1819–1876), проповедовавший отмену крепостного права с позиции необходимости сохранения и укрепления крестьянской общины. Многие положения этого проекта впоследствии нашли отражение в документах крестьянской реформы.
Сторонниками освобождения крестьян были также и некоторые члены императорской фамилии.
Существуют различные
точки зрения относительно причин,
заставивших верховную власть пойти
на отмену крепостного права. Большинство
отечественных историков