Реформы 1861

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание

К концу царствования Николая I уже все понимали, что Россия должна встать на путь реформ. Крепостной строй полностью дискредитировал себя. Лакмусовой бумажкой краха крепостной системы стало поражение России в Крымской войне (1853–1856 гг.).

Работа состоит из  1 файл

Реформы 1861.docx

— 223.76 Кб (Скачать документ)

По смыслу данных правил, губернское по крестьянским делам  присутствие являлось окончательной  инстанцией в решении споров крестьян с помещиками о покупных землях. Однако, как показывают архивные документы  высших государственных учреждений, крестьяне при отказах им в  исках губернскими присутствиями  обращались с ходатайствами в  Главный комитет об устройстве сельского  состояния и в Земский отдел  Министерства внутренних дел (в архивных фондах которых и сохранились  многочисленные тяжебные дела бывших крепостных крестьян о покупных землях). Судя по этим документам, полная драматизма борьба крестьян за собственные земли  продолжалась почти два десятилетия  после обнародования Положений 19 февраля 1861 г.

В 1862 году Министерство внутренних дел предложило Главному комитету об устройстве сельского состояния  пересмотреть условия закрепления  купчих крестьянских земель, сняв десятилетний срок давности для предъявления иска и расширив круг принимаемых к  рассмотрению доказательств. Но утвержденное 6 мая 1863 г. царем мнение Государственного совета оставило в неприкосновенности эти правила. В 1871 году последовало  разъяснение Главного комитета: «Помещик имеет право землю, купленную  крестьянами на его имя до 3 марта 1848 г., передать им или оставить за собою, и затем продать в составе  прочего своего имения как собственность». Тем самым самому помещику предоставлялось  право решать, возвращать крестьянам их покупную землю или распоряжаться  ею как своей собственностью.

Предоставление  ст. 33 - 35 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. крестьянам права приобретать  в полную собственность землю, как  в индивидуальном порядке, так и  обществами и товариществами, имело  далеко идущие экономические и социальные последствия. За 1863 - 1892 годы крестьянами  было куплено 12 110 816 десятин земли, из них в единоличную собственность - 5 789 862 десятины, товариществами - 4 847 643 десятины и сельскими обществами -- 1473311 десятин. Основным объектом купли-продажи  земли были помещичьи земли, так  как крестьянские надельные земли  на долгое время были фактически исключены  из торгового оборота. Вовлечение помещичьей земли в торговый оборот и формирование буржуазной земельной собственности.

Как следует из содержания ст. 36 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т., в случаях, когда земля  приобреталась на вольном рынке  обществами и товариществами, любому участнику этих покупок предоставлялось  право, даже без согласия общества и  товарищества, потребовать выделения  в единоличную собственность  своего пая или же денежного за него вознаграждения. Значимость таковой  возможности заключается в том, что крестьянину, собственнику земли, открывался путь выхода из общины: он мог  отказаться от своего надела (выполнив при этом все прочие формальности) и строить свое хозяйство на покупной земле.

Второй раздел Положения  регулировал устройство сельских обществ  и волостей и их управления.

«Сельское общество»  составлялось из крестьян, на земле  одного помещика: оно могло состоять либо из целого селения, либо из одной  части разнопоместного селения, либо из нескольких мелких, по возможности  смежных, и, во всяком случае, ближайших  между собой поселков (выселков, починков, хуторов, застенков, односелий, или отдельных дворов, и т.п.), пользующихся всеми угодьями, или некоторыми из них сообща, или же имеющих другие общие хозяйственные выгоды.

«Волости» образовывались из состоящих в одном уезде  и, по возможности, смежных, сельских обществ. При соединении в волости сельские общества не раздроблялись. Сельское общественное управление составляли сельский сход и сельский староста. Сверх того, общества могли иметь: особых сборщиков  податей; смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц; лесных и полевых  сторожей; сельских писарей, и т. п.

«Сельский сход»  составлялся из крестьян-домохозяев, принадлежавших к составу сельского  общества, и, кроме того, из всех назначенных  по выбору сельских должностей лиц. Не воспрещалось домохозяину, в случае отлучки, болезни и вообще невозможности  лично явиться на сход, присылать  вместо себя кого-либо из членов своего семейства; с дворов же многотягольных дозволялось присылать на сход двух или более крестьян, если сие согласно с местным обычаем.

Ведению сельского  схода подлежали:

выборы сельских должностных лиц и назначение выборных на волостной сход;

приговоры об удалении из общества его членов; временное  устранение крестьян от участия в  сходах не долее, как на три года;

увольнение из общества членов его и прием новых;

назначение опекунов и попечителей; проверка их действий;

разрешение семейных разделов;

дела, относящиеся  до общинного пользования мирскою  землею: передел земель, накладка и  скидка тягл, окончательный раздел общинных земель на постоянные участки  и т.п.;

при участковом или  подворном (наследственном) пользовании  землею, распоряжение участками мирской  земли, не состоящими в подворном  пользовании;

совещания и ходатайства  об общественных нуждах, благоустройстве, обучении грамоте;

принесение, жалоб  и просьб, по делам общества, через  особых выборных;

назначение сборов на мирские расходы;

раскладка всех лежащих  на крестьянах казенных податей, земских  и мирских денежных сборов, равно  как земских и мирских натуральных  повинностей, и порядок ведения  счетов по означенным подателям и  сборам;

учет должностных  лиц, сельским обществом избранных, и назначение им жалованья или  иного за службу вознаграждения;

дела по отбыванию  рекрутской повинности, в той степени, в какой они касаются сельского  общества;

раскладка оброка и издельной повинности по тяглам, по душам, или иным принятым способом, там, где повинности, в пользу помещика, отбываются за круговую порукою целого общества;

принятие мер  к предупреждению и взысканию  недоимок;

назначение ссуд из запасных сельских магазинов и  всякого рода вспомоществований;

дача доверенностей  на хождение по делам общественным;

Для решения нижеследующих  дел требуется согласие не менее  двух третей всех крестьян, имеющих  голос на сходе:

о замене общинного  пользования землею участковым или  подворным (наследственным);

о разделе мирских  земель на постоянные наследственные участки;

о переделах мирской  земли;

об установлении мирских добровольных складок и  употреблении мирских капиталов;

об удалении порочных крестьян из общества и предоставлении их в распоряжение Правительства.

Сельский староста исполнял, в пределах ведомства сельского  общественного управления, следующие  обязанности:

созывал и распускал  сельский сход и сохранял на нем  порядок;

предлагал на рассмотрение схода все дела, касающиеся нужд и польз сельского общества;

приводил в исполнение приговоры сельского схода, распоряжения волостного управления и мировых  учреждений;

наблюдал за целостью меж и межевых знаков, на землях, в пользовании крестьян находящихся  или принадлежащих им в собственность;

наблюдал за исправным  содержанием дорог, мостов, гатей, перевозов  и пр., на землях, отведенных сельскому  обществу в надел или приобретенных  крестьянами в собственность;

наблюдал за исправным  отбыванием крестьянами податей  и всякого рода повинностей как  казенных, земских и мирских, так  оброка или издольной повинности в пользу помещика, и собирал сии  подати и оброки в тех обществах, где не было особых сборщиков;

понуждал к исполнению условий и договоров крестьян между собою, а равно заключенных  с помещиками и посторонними лицами, когда такие договоры не оспариваются самими крестьянами;

надзирал за порядком в училищах, больницах, богадельнях  и других общественных заведениях, если они учреждены сельским обществом  на свой собственный счет;

наблюдал за своевременным  составлением ревизских сказок, и  подавал, куда следует;

по просьбам крестьян о выдаче им установленных билетов  и паспортов на отлучки, или об увольнении вовсе из общества, давал  волостному старшине надлежащее удостоверение  в том, что к увольнению означенных крестьян препятствия нет;

заведовал, в порядке, установленном обществом, мирским  хозяйством и мирскими суммами; надзирал за целостью запасного общественного  хлеба и за правильным распоряжением  оным;

охранял от растраты те имущества неисправных плательщиков, коими обеспечивалось взыскание  недоимки.

Волостное управление составляли волостной сход, волостной  старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд.

«Волостной сход»  составлялся из сельских и волостных  должностных лиц, замещаемых по выбору, и из крестьян, избирае-мых от каждого  селения или поселка, к волости  принадлежащего, по одному от каждых десяти дворов, как пользующихся землею за повинности, так и приобретших  участки в собственность.

Ведению волостного схода подлежали:

выборы волостных  должностных лиц и судей волостного суда;

постановление о  всех вообще предметах, относящихся  до хозяйственных и общественных дел целой волости;

учреждение волостных  училищ; распоряжения по волостным  запасным магазинам, где они есть;

принесение, куда следует, жалоб и просьб, по делам волости, чрез особых выборных;

назначение и  раскладка мирских сборов и повинностей, относящихся до целой волости;

поверка действий и учет должностных лиц, волостью избираемых;

поверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности,

дача доверенностей  на хождение по делам волости.

По полицейским  делам, волостной старшина в пределах ведомства волостного управления был  обязан:

объявлять, по предписаниям земской полиции, законы и распоряжения правительства, и наблюдать за нераспространением между крестьянами подложных  указов и вредных для общественного  спокойствия слухов;

охранять благочиние в общественных местах и безопасность лиц имуществ от преступных действий, а также принимать первоначальные меры для восстановления нарушенной тишины, порядка и безопасности, впредь до распоряжения земской полиции;

задерживать бродяг, беглых и военных дезертиров, и  представлять их полицейскому начальству;

доносить земской  полиции о самовольно отлучившихся из волости и о преступлениях  и беспорядках, случившихся в  волости;

наблюдать за точным исполнением установленных настоящим  Положением правил о приписке, увольнении и перечислении крестьян из одного общества в другое, и доносить об этом земской полиции, для уведомления  Уездного Казначейства и Казенной Палаты;

распоряжаться в  чрезвычайных случаях, как например: при пожарах, наводнениях, повальных  болезнях, падеже скота и других общественных бедствиях, и немедленно доносить полицейскому начальству о  чрезвычайных происшествиях в волости;

предупреждать и  пресекать преступления и проступки, принимать полицейские меры для  открытия и задержания виновных, и  представлять их на дальнейшее распоряжение подлежащего начальства;

наблюдать за исполнением  приговоров мировых учреждений и  волостного суда.

Волостное правление  составлялось из старшины, всех сельских старост или помощников старшины, и из сборщиков податей, там, где  есть особые сборщики.

Решению правления, единогласному или по большинству  голосов наличных членов, подлежали  только следующие дела:

производство из волостных сумм денежных расходов, утвержденных уже волостным судом;

продажа частного крестьянского имущества, по взысканиям казны, помещика или частного лица, кроме тех случаев, которые по закону возлагаются на общую полицию,

определение и увольнение волостных должностных лиц, служащих по найму.

Старшина, по всем другим делам его ведомства, только советуется с правлением, но распоряжается  по своему усмотрению, под личною свою ответственностью.

Для составления  волостного суда избирается ежегодно волостным сходом (или сельским, если волость состоит из одного сельского  общества) от четырех до двенадцати очередных суден. Определение числа  сих выборных и установление между  ними очереди предоставляется сходу, на следующих основаниях:

присутствие суда должно было состоять не менее, как  из трех судей;

судьи могли быть избраны, или для бессменного  в течение целого года, отправления  своей должности, или для отправления  оной по очереди, заранее определенной сходом;

в последнем случае, из избранных в числе от 4-х  до 12-ти судей, должны выбывать, в назначенные  сроки (как например: через два, четыре или шесть месяцев), не более половины, и затем выбывшие замещаются другими  избранными судьями, по очереди.

Волостной суд ведал, на основании следующих статей, как  споры и тяжбы между крестьянами, так и дела по маловажным их проступкам.

Волостной суд решал  окончательно: все споры и тяжбы  собственно между крестьянами, ценою  до ста рублей включительно, как  о недвижимом и движимом имуществах в пределах крестьянского надела, так и по займам, покупкам, продажам и всякого рода сделкам и обязательствам, а равно и дела по вознаграждению за убытки и ущерб, причиненные крестьянскому  имуществу.

Окончательному  решению волостного суда подлежали  все, без ограничения ценою иска, между крестьянами споры и  тяжбы, которые тяжущиеся стороны  предоставят решению волостного суда. Споры и тяжбы, в коих, кроме  крестьян, участвовали посторонние  лица, могли быть также, по желанию  тяжущихся сторон, предоставляемы окончательному решению волостного суда.

Волостной суд разбирал и приговаривал к наказанию крестьян, принадлежащих к волости, за маловажные проступки, когда данные совершены  в пределах самой волости против лиц, принадлежащих к тому же состоянию, и без участия лиц других состояний, а также, когда означенные проступки  не находились в связи с уголовными преступлениями, кои подлежат рассмотрению общих судебных мест. Если в совершении проступка участвуют крестьяне, принадлежащие к другой волости, то виновных приговаривал к наказанию  суд той волости, в пределах которой  проступок был совершен.

Информация о работе Реформы 1861