Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:34, курсовая работа
К концу царствования Николая I уже все понимали, что Россия должна встать на путь реформ. Крепостной строй полностью дискредитировал себя. Лакмусовой бумажкой краха крепостной системы стало поражение России в Крымской войне (1853–1856 гг.).
Волостной суд был
властен приговаривать
«Положение
о выкупе крестьянами, вышедшими
из крепостной зависимости, их усадебной
оседлости, и о содействии правительства
к приобретению сими крестьянами
в собственность полевых
Данное Положение также играло важную роль в законодательном обеспечении реформы. В нем излагались правила:
о выкупе в собственность, вышедшими из крепостной зависимости, временно-обязанными крестьянами усадеб, отдельно от полевых угодий;
о содействии государства к приобретению теми же крестьянами в собственность, вместе с усадьбами всего, или части полевого надела, предоставленного им от помещиков в постоянное пользование за определенные повинности.
Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставлялось право выкупать в собственность их усадебную оседлость.
Приобретение в
собственность крестьянами
При приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною оседлостью, полевого надела, оказывалось содействие от государства. Содействие заключалось в том, что Правительство ссужало, под приобретаемые на этом основании земли, определенную сумму, с рассрочкою крестьянам уплаты на продолжительный срок, и само взыскивало следующие с них платежи, как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Эта сумма выдавалась помещику процентными кредитными бумагами, по коим Правительство принимает на себя уплату процентов и капитала.
Определение размера
выкупа за усадьбы, на основании соглашения,
засвидетельствованного Мировым Посредником,
в присутствии посторонних
Для определения этой доли усадьбы каждого селения причисляются одному из четырех разрядов, установленных в означенном Местном Положении. Из оброка, причитающегося за весь крестьянский надел в селении, относится собственно на усадебные земли: первого разряда - не более 1 р. 50 коп второго разряда - не более 2 р. 50 коп., третьего разряда - не более 3 р. 50 коп. на ревизскую душу. В четвертом разряде, к коему причисляются усадьбы в селениях, обложенных, на основании означенного Положения, за представленные крестьянам особые выгоды, возвышенным оброком, денежная повинность за усадьбы может быть определена порядком, указанным в том Положении, и свыше 3 р. 50 коп. на душу.
Для исчисления выкупной суммы за усадебную оседлость, причитающаяся с нее, по уставной грамоте часть оброка умножается на шестнадцать и две трети; таким образом за каждый рубль ежегодного оброка падающего на усадьбы, полагается выкупная сумма в 16 руб. 67 коп.
Исчисленная за все
усадьбы сельского общества выкупная
сумма разверстывалась между
домохозяевами по мирскому приговору,
с утверждения помещика. В случае
несогласия помещика на мирскую разверстку,
возникшее недоразумение
Когда все домохозяева селения вместе желали выкупить свои усадьбы оседлость, в таком случае они должны были внести сполна выкупную сумму, определенную за все усадьбы. Когда один домохозяин выкупал свою усадебную оседлость отдельно от других, то он вносил единовременно сумму, причитающуюся на усадьбу по разверстке. В тех селениях, где существовало общинное пользование угодьями, крестьянин, отдельно выкупающий свою усадебную оседлость, уплачивал помещику эту сумму, с прибавлением к ней двадцати копеек на каждый рубль.
Порядок выкупа устанавливался следующий. Крестьяне, желавшие приступить к выкупу своей усадебной оседлости, обращались с просьбой к помещику; но предварительно, они обязаны были внести выкупную сумму в Уездное Казначейство, для хранения и выдачи, впоследствии помещику при окончательном закреплении за крестьянами выкупленных усадеб.
Помещику предоставлялось право, не ожидая предложения со стороны крестьян, сделать такое заявление в уставной грамоте, при составлении ее, или впоследствии, чрез Мирового Посредника. Если этого заявления не было сделано, а между тем, по отсутствию помещика, или по другим причинам, непосредственное соглашение с ним крестьян, относительно выкупа усадеб, не было достигнуто, то предоставлялось крестьянам право обращаться прямо к Мировому Посреднику.
Крестьяне, со дня выдачи им «данной», освобождались от платежа помещику той доли оброка, которая падает на выкупленные усадьбы, и получали ее в собственность, с тем лишь ограничением, что в продолжение первых девяти лет со времени утверждения Положения, усадьбы не могли быть передаваемы, или закладываемы посторонним лицам, не принадлежащим к обществу. По прошествии этого срока, крестьяне могли располагать выкупленными усадьбами, как своей собственностью, на основании общих законов. Домохозяин, выкупивший свою усадебную оседлость, сохранял право участия в пользовании общественным выпуском и другими частями сей оседлости, состоящими в распоряжении всего общества.
Завершающим этапом ликвидации феодальных отношении в бывшей помещичьей деревне являлся перевод крестьян на выкуп. Этот процесс начался одновременно с введением уставных грамот и растянулся на десятилетия. Положения 19 февраля 1861 г. не устанавливали никакого окончательного срока прекращения временнообязанного состояния крестьян: перевод крестьян на выкуп всецело зависел от воли помещика, который имел право заключать выкупные сделки как по обоюдному соглашению с крестьянами, так и в одностороннем порядке. Уже на 3 января 1862 г. из 2796 представленных уставных грамот по 322 грамотам переводились на выкуп 2782 души мужского пол крестьян, на 3 января 1863г. из 95300 представленных уставных грамот по 5808 грамотам на выкуп переводились 678811 душ мужского пола крестьян. К началу 1864 года на выкуп перешло 959 892 души мужского пола крестьян.
В 1863 году в связи
с восстанием в Польше и развернувшимся
широким крестьянским движением
в Литве, Белоруссии и на Правобережной
Украине, где владельцами населенных
имении были преимущественно польские
дворяне, правительство изменило условия
реформы в сторону некоторых
уступок крестьянству, чтобы, с одной
стороны, ослабить накал классовой
борьбы в деревне в этих регионах,
с другой -- попытаться опереться
на местное крестьянство, представленное
преимущественно литовцами, белорусами
и украинцами, в борьбе с польским
национально-освободительным
На 19 февраля 1870 г.
перешло на выкуп 6679344 души мужского
пола, что составило 66,6% от общего числа
бывших помещичьих крестьян. На 1 января
1877г. перешедшие на выкуп составляли
71,9% от общего числа крестьян. На 1 января
1881 г. крестьян-собственников
На 1 января 1895 г. числилось крестьян, перешедших на выкуп, --9 158754 души мужского пола в местностях с общинным землевладением и 109 791 домохозяев с подворным землевладением. Было заключено 124 тысячи выкупных сделок, из них 20% по обоюдному соглашению крестьян с помещиками, 50% -- по одностороннему требованию помещика и 30% -- «правительственной мерой» (т. е. указами 1 марта, 30 июля и 2 ноября 1863г. и Положением от 28 декабря 1881 г.).
В Закавказье, где
крепостное право было отменено законами
13 октября 1864г. и 13 октября 1865г. (в Грузии)
и 14 мая 1870г. (в Армении и Азербайджане)
перевод временно-обязанных
Выкупная операция -- буржуазная по своему содержанию мера, проводимая крепостническими методами насилия и принуждения. Выкуп крестьянами их надельных земель в большинстве случаев носил принудительный характер -- в силу несоразмерности выкупных платежей ценности и доходности выкупаемых наделов и длительности самой выкупной операции. Вот почему перевод крестьян на выкуп проводился преимущественно по одностороннему требованию помещиков или «обязательной мерой» правительства.
Выкуп не только способствовал
более интенсивному проникновению
товарно-денежных отношений в крестьянское
хозяйство, социальному расслоению
деревни, но он давал помещикам денежные
средства для перестройки своего
хозяйства на капиталистической
основе. Перевод крестьян на выкуп
означал дальнейшее отделение крестьянского
хозяйства от помещичьего. Выкупная
операция ликвидировала систему
феодальных отношений в деревне
и превращала крестьянина в самостоятельного
собственника земельных угодий. Выкупная
операция, оказавшаяся выгодной для
государства, несомненно, позволила
ему выйти из тяжелого финансового
кризиса, в каком оно оказалось
после Крымской воины, и проводить
активную экономическую политику: строить
казенные железные дороги и промышленные
предприятия, предоставлять значительные
ссуды помещикам и
Статьи 1 - 3 Российское
законодательство X-XX вв.: в 9 т. устанавливают
два вида поземельной собственности,
приобретаемой бывшими
По смыслу ст. 3, крестьяне не имели права требовать перевода их на выкуп. Оно предоставлялось только помещику, который мог заключать выкупные сделки как по обоюдному с крестьянами соглашению, так и без их согласия, в одностороннем порядке, но в последнем случае он лишался от 20 до 25% выкупной суммы, составлявшей так называемый дополнительный платеж.
Посредничество
государства между помещиками и
крестьянами в выкупной операции,
о чем говорится в статье, имело
важное социальное и экономическое
значение. Содействие выкупу со стороны
государства, которое гарантировало
помещикам выкупные платежи в
строго выдерживаемые им сроки, избавляло
также помещика в условиях социальной
напряженности в пореформенной
деревне от многочисленных столкновений
с крестьянами на этой почве. Выплатив
помещику соответствующую сумму, правительство
с помощью своего мощного административно-
Статья 5 Российское
законодательство X-XX вв.: в 9 т. подчеркивает,
что Положение о выкупе касается
только заключения сделок о выкупе
крестьянской надельной земли и
не распространяется на другие сделки
по купле-продаже недвижимой собственности.
Порядок заключения последних регламентируется
общим гражданским
Пункты 1 - 4 статьи
6 Российское законодательство X-XX вв.:
в 9 т. свидетельствуют о
Упоминаемые в статье 7 особые условия выкупа земель бывшими помещичьими крестьянами Сибири и Бессарабской области изложены в Дополнительных правилах о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Сибири (ст. 11--20), и в Правилах о людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области (ст. 8--11). Сибирским помещикам давалось право либо заключать со своими крестьянами сделки о предоставлении им в собственность их земельного надела, либо продать свои имения в казну. Помещик мог предоставить крестьянам их наделы в собственность либо за деньги (с рассрочкой в уплате выкупной суммы), либо за особые повинности (деньгами или работой) по смерть помещика, либо на определенный срок. При этом условия о выполнении определенных работ за надел пересматривались каждые три года.