Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:44, курсовая работа
Целью данной работы является изучение состояния рынка ценных бумаг в странах с рыночной и переходной экономикой и предложение мер по его совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
определение понятия и значения рынка ценных бумаг;
анализ состояния фондового рынка США;
изучение проблем развития рынка ценных бумаг в переходной экономике и поиск возможных путей по их решению.
Введение ……………………………………………………………………..…... 3
Рынок ценных бумаг: сущность, функции, структура и роль рынка
ценных бумаг в рыночной экономике……………..... .....……………………… 4
1.1.Рынок ценных бумаг, как важнейший институт рыночной экономики. 4
1.2.Функции и структура рынка ценных бумаг …………….…………… .. 7
1.3.Ценные бумаги: виды, сущность и их характеристики………… ……. 14
Практика функционирования ценных бумаг в странах с рыночной экономикой……………………………………………………..………………… 25
2.1.Рынок ценных бумаг в США………………….……………………….. 25
2.2.Становление и развитие рынка ценных бумаг в странах с рыночной и
переходной экономикой ………………..……………………………… 34
Заключение…. …………………………………………………………………… 38
Список использованных источников…………….……………………………. . 40
Популярность казначейских векселей возросла в связи с повышением процентных ставок в конце 70 — начале 80-х годов. Во второй половине 1991 г. в обращении находилось казначейских векселей на общую сумму около 564,6 млрд долл.
Казначейские билеты (казначейские ноты) — это среднесрочные ценные бумаги, которые завоевывают все большую популярность среди инвесторов фондового рынка США. Это связано прежде всего с тем, что их номинальная стоимость обычно колеблется от 1000 до 5000 долл., и потому они гораздо доступнее для большинства инвесторов, чем казначейские векселя с минимальной суммой займа. Кроме того, в связи с более поздним сроком погашения они обеспечивают и более высокую доходность в виде фиксированного процента.
Потребности Министерства финансов США в более долгосрочном финансировании обслуживаются путем эмиссии долгосрочных облигаций. Как правило, они имеют довольно низкий номинал — 1000 долл., для них устанавливается фиксированный процент и срок погашения. Однако ряд долгосрочных облигаций погашается Министерством финансов до наступления объявленных сроков погашения благодаря оговорке о досрочном выкупе. Эти облигации выпускаются только в бездокументарной форме в виде записей на счетах.
Купля-продажа государственных ценных бумаг осуществляется на внебиржевом фондовом рынке США. К числу крупнейших дилеров относятся те, которые признаны федеральной резервной системой в качестве первичных. Они принимают участие в регулярных аукционах Министерства финансов США. Дилеры связаны между собой телефонной или компьютерной сетью, их прибыль в виде наценки включается в цену приказа клиента о покупке или как скидка вычитается из цены исполнения приказа клиента о продаже. В сделках на вторичном фондовом рынке США почти полностью преобладают первичные дилеры и их клиенты.
Основными покупателями государственных долговых обязательств являются крупные институциональные инвесторы, в том числе иностранные, в руках иностранных инвесторов — страховых компаний, пенсионных фондов, центральных банков и физических лиц — находится 40% совокупного государственного долга США (1,3 трлн долл.).
Кроме государственных ценных бумаг, описанных выше, существуют разнообразные эмиссии, осуществляемые ассоциациями или агентствами, созданными по решению конгресса. Многие из них имеют государственную гарантию, но их качество немного ниже государственных (Министерства финансов США), поэтому обычно они имеют более высокую доходность для компенсации инвестору повышенного риска. Большинство ценных бумаг государственных агентств не освобождаются от уплаты налогов штату или местным органам власти.
Сроки погашения этих ценных бумаг разнообразны — от нескольких месяцев до 20 и даже 30 лет. Конгресс создал широкий круг агентств, которые получили право выпускать ценные бумаги.
Облигации местных органов власти на фондовом рынке США. Ценные бумаги, выпускаемые штатами и местными органами власти, обычно называются муниципальными, хотя реальным эмитентом их может быть и местный школьный округ, и такой большой штат, как, например, Калифорния.
Процентные платежи по муниципальным ценным бумагам освобождены от обложения налогами штатов и местных органов власти.
С точки зрения надежности, муниципальные облигации в США имеют две категории: обеспеченные общей гарантией и доходами от проекта. Облигации, обеспеченные общей гарантией, имеют достаточно высокую репутацию с позиции своевременной выплаты процента и основного долга. Этот тип облигаций гарантируется налоговыми органами, поэтому по надежности они уступают лишь ценным бумагам Правительства США.
Облигации, обеспеченные доходами от проекта, выпускаются агентствами или органами власти, созданными, согласно законодательству, в штатах и городах. Эти агентства обеспечивают свою деятельность, в том числе и обслуживание долга, за счет получаемых доходов. На средства, привлеченные путем выпуска муниципальных облигаций, кроме уже осуществленных грандиозных проектов, построены сотни больниц, гражданских центров, стадионов и т. п. Облигации, обеспеченные доходом от проекта, имеют сроки погашения от 20 до 30 лет, но могут быть погашены и раньше.
Практика показывает, что штаты и города испытывают потребность в наличных деньгах (налоговые поступления идут раз в квартал и даже в год, а расходы постоянны), поэтому они часто прибегают к выпуску краткосрочных ценных бумаг — векселей. Их эмиссия осуществляется по номинальной стоимости с фиксированной купонной ставкой. В то же время растет рынок краткосрочных ценных бумаг, продаваемых с дисконтом (со скидкой от номинала), а погашаемых по номинальной стоимости.
Сделки с муниципальными ценными бумагами, подобно правительственным бумагам, осуществляются на внебиржевом фондовом рынке США. Основными покупателями являются банки, страховые компании, взаимные фонды открытого типа и физические лица. Для благотворительных и пенсионных фондов эти ценные бумаги большого интереса не представляют, поскольку они не платят налоги в любом случае. Рынок этих ценных бумаг не считается ликвидным из-за огромного количества эмитентов (около 40 тыс.).
На рынке ценных бумаг действуют тысячи фирм. Только на рынке корпоративных ценных бумаг действуют, например, 8 тыс. специализированных компаний. Это брокерско-дилерские фирмы, инвестиционные банки. Имеются также крупнейшие брокерско-дилерские компании, которые выполняют все виды услуг. Нью-Йоркские фирмы носят название инвестиционных банков и обслуживают только крупных клиентов. Есть и специализированные фирмы, работающие лишь с одним типом ценных бумаг, например муниципальные. Существуют и так называемые дисконтные фирмы, или дисконтные дома, которые специализируются на исполнении заявок по поручению клиента.
На фондовом рынке США присутствует несколько типов инвестиционных компаний, среди которых наиболее распространены управленческие. Они управляют фондами двух типов: открытыми (взаимными) и закрытыми.
Открытый фонд напрямую заключает сделки с инвесторами. Инвестор может купить или продать (вернуть) акции открытого фонда в любое время.
Закрытый фонд имеет в обращении постоянное количество акций. Инвесторы покупают и продают их на открытом фондовом рынке США наравне с другими акциями. Учитывая, что рыночная цена акций формируется под влиянием спроса и предложения, акции закрытого фонда могут продаваться с надбавкой (премией) или чаще с дисконтом к чистой стоимости.
Взаимный фонд представляет собой портфель ценных бумаг, принадлежащий его акционерам. Каждый покупатель акций фонда становится его долевым собственником. Акционеры фонда выбирают руководящий орган — Совет директоров, который контролирует осуществление операций и управление портфелем. Деятельность всех фондов жестко регулируется Комиссией по ценным бумагам и биржам. Существует пять основных типов взаимных фондов:
- фонды обыкновенных акций почти все средства инвестируют в обыкновенные акции;
- доходные фонды формируют портфели ценных бумаг (облигаций, обыкновенных и привилегированных акций);
- облигационные фонды инвестируют средства в первую очередь в облигации с целью получения высокого дохода и сохранения стоимости капитала;
- сбалансированные фонды вкладывают средства как в обыкновенные акции, так и облигации;
- фонды денежного рынка обеспечивают своим акционерам возможность участия в операциях с высококачественными краткосрочными финансовыми документами.
Взаимные фонды в США получили наибольшее распространение, хотя в некоторых областях преобладают закрытые инвестиционные компании.
В последние десятилетия наиболее динамично развивались так называемые страховые фонды (преимущественно закрытые), вкладывающие средства в ценные бумаги отдельных стран.
Крупнейшими покупателями на фондовом рынке США государственных ценных бумаг (федерального правительства и местных органов власти) являются коммерческие банки. Они принимают также активное участие в андеррайтинговых синдикатах по муниципальным облигациям.
2.2.
Становление и развитие рынка
ценных бумаг в странах с
рыночной и переходной
Процесс перехода от командно-административной системы к так называемой рыночной экономике представляет собой этап обновления всей экономики, всех экономических и социальных структур в стране. Самая рыночная экономика должна может и должна включать в себя рынок средств производства, предметов потребления, рабочей силы, рынок капитала и рынок недвижимости, включая землю. Все эти элементы должны быть тесно связаны между собой и взаимодействовать, что позволит создать общенациональный рынок.
В структуре рынка в бывшем СССР
был лишь один элемент - банковская
система, весьма ограничена и неэффективна.
Для полноценного функционирования
рынка нужна была не только сама
банковская система, а ее дальнейшая
реорганизация и принятие законов
о Центральном банке, и создание
новой банковской системы. Первой попыткой
создание рыночных отношений в банковской
сфере была реорганизация банковской
системы в 1987 году. Создание новых
специализированных банков по существу
не прибавило эффективности в
функционировании банковской системы,
так как она проводилась при
отсутствии закона о собственности.
Новые банки оказались в руках
административной системы. Реорганизация
банковской системы 1987 г. носила скорее
отрицательный, чем положительный
характер, так как проводилась
она очень быстро при отсутствии
самой концепции перестройки
и новых рыночных механизмов. Отрицательная
сторона выражалась, прежде всего, в
том, что по существу было создано
несколько банков, монополия трех
банков была заменена монополией шести.
И опять как прежде предприятия
стали закрепляться за банками, не имея
альтернативы при выборе кредитного
учреждения. Спецбанки продолжали осуществлять
распределение ресурсов между своими
клиентами. Банки, как и раньше, проводили
финансовое обслуживание предприятий
и отраслей, продолжая сокрытие их
низкой ликвидности. Спецбанки не создали
условий для развертывания
В результате реформы 1987 года банковский аппарат вырос, а банки повели войну между собой за раздел многочисленных текущих и ссудных счетов. Главный банк, Госбанк страны продолжал функционировать как орган правительства, тогда как мировая практика показывает что он должен быть независимым. Госбанк должен был регулировать кредитные ресурсы других банков путем ужесточения процентных ставок и ограничение кредитных резервов. Создание в 1988-1989 г. отраслевых коммерческих банков без такого регулирования мало, что дало с точки зрения реального воздействия кредитной системы в целом на экономику. Созданные коммерческие банки должны были в определенном объеме хранить резервы в Госбанке, тогда возможно подлинное кредитное регулирование, приостановка кредита в случае неэффективных действий предприятий. Кроме того, должна быть определена связь между предприятием и банком по линии взаимного владения ценными бумагами, тогда возможна взаимная эффективность. Поэтому до конца 1990 года отношения банков с предприятиями носили не сколько объективный экономический характер, сколько административный. До конца 1990года в целом наша кредитная система была подогнана под административную систему, продолжая оставаться примитивной. Другим доказательством может служить тот факт, что Государственный банк до проекта закона 1990 года не осуществлял учета вексельного обращения, не хранил резервы других банков у себя и, таким образом, не производил их регулирование, не определял процентную ставку для других банков, а также не осуществлял покупку и продажу государственных ценных бумаг другим кредитно-финансовым институтам.
Большое значение при дальнейшей реорганизации банковской системы имело соотношение между налоговыми ставками на прибыль предприятия и процентами, взимаемыми банками. Поэтому необходим был гибкий механизм реагирования между финансовой и кредитными системами, позволяющий иметь объективную эластичную основу такого соотношения между налоговой и банковской процентными ставками. Поэтому финансовое оздоровление экономики в определенной степени зависело также и от кардинальной реорганизации кредитной системы страны. До 1990года были сделаны первые попытки создания отдельных элементов рынка ценных бумаг, так как до этого времени не было свободной торговли деньгами. Первые попытки создания такого рынка в 1988-1989г. носили ограниченный характер, поскольку распределение акций осуществлялось в пределах данного предприятия или в отношении каких-то других предприятий.
Нормативно-правовая база рынка ценных
бумаг в странах с развитым
рыночным хозяйством создавалась на
протяжении многих десятилетий. В России,
где формирование рыночных отношений
связано с преодолением многих препятствий,
созданных старой системой, этот процесс
протекает особенно трудно. Административно-командная
экономика почти не нуждалась
в ценных бумагах. Ликвидация после
1917 года рынка ценных бумаг и замена
экономических методов
В зависимости от времени и способа
поступления ценных бумаг на рынок
последний можно разделить на
первичные и вторичный. Впервые
ценные бумаги появляются на первичном
рынке, где осуществляется продажа
их инвестором. Обязательными участниками
первичного рынка являются эмитенты
ценных бумаг и инвесторы. Процесс
купли-продажи может