Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:18, курсовая работа
Знание логики экономических процессов необходимо не только тем, кто занимается их организацией по роду своей деятельности. Крайне непростая жизнь в экономике переходного периода, а именно такая существует сейчас в нашей стране и в мире в целом, - ставит перед любым гражданином массу трудных задач. Можно, конечно, пытаться искать наилучшие ответы на них на ощупь, интуитивно, но уж слишком велика при этом опасность ошибиться, причем, крайне болезненно. Знание рынка труда и причин и видов безработицы необходимо не только тем, кто занимается этими вопросами непосредственно, но и менеджерам, а также специалистам и руководителям других областей знаний. Нам необходимо понять причины и сущность таких проблем, как безработица, научиться находить оптимальные способы поведения в мире экономики, решать вопросы, связанные с этими проблемами.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Рынок труда……………………………………………………… 4
1. Экономическая природа рынка труда…………………………..………. 4
2. Что такое заработная плата и от чего она зависит?.......................... 9
3. Рынок труда Ярцевского района………………………………………. 17
Глава II. Безработица……………………………………………………. 18
1. Экономические проблемы безработицы………………………………. 18
2. Как можно сократить безработицу?.................................................... 24
3. Биржа труда. Закон Оукена…………………………………………… 28
Глава III Анализ состояния безработицы в экономике России……31
1. Специфические черты российского рынка труда и его современное состояние………………………………………………………………….…………31
2. Последствия безработицы……………………………………………………35
3. Государственная программа снижения безработицы в России………36
5. Итоги состояния безработицы в экономике России……………………36
4. Данные по безработице по Ярцевскому району………………………. 37
Заключение………………………………………………………………... 38
Список литературы……………………………………….……………… 40
Труд — это необходимое условие существования человечества. Обойтись без него невозможно. Но понимание этого все же не превращает труд в физиологическую потребность людей, хотя иногда и работа способна приносить немалую радость (особенно это характерно для людей творческих профессий) или дает высокоценимый многими общественный престиж (этот фактор хорошо прослеживается, например, в сфере общественной и политической деятельности).
И все же подавляющее большинство людей занимаются трудовой деятельностью только потому, что это приносит им выгоду и, главное, позволяет получить
Рис. 2.
Факторы формирования предложения на рынке труда
средства для существования. Отсюда легко прийти к выводу, что основной стимул к трудовой деятельности — та плата, которую за нее можно получить. Именно неизбежность траты своих сил и времени ради получения заработной платы (без которой своих потребностей не удовлетворить) побуждает человека отказываться от праздности и наниматься на работу. И чем выше эта плата, тем охотнее человек берется за труд.
Но, зная только это, я еще не пойму всей логики поведения людей на рынке труда. Для этого надо разобраться в том, что может ослаблять готовность людей трудиться.
Вспомним: в мире экономики у каждого выбора есть своя цена. Какую же цену выбора мы платим, когда идем работать? Цена эта измеряется тем свободным временем, которое мы могли бы использовать для занятий тем, что нам приятно, но которое теперь вынуждены отдавать работе.
Другой фактор, который ослабляет интерес людей к труду, — это тягость самих обязанностей, которые надо выполнять за плату. Чем более утомителен тот или иной вид работы, чем больше сил он отнимает у человека, тем большую плату люди за него потребуют.
Наконец, на предложение труда влияет сложность обязанностей, которые надо выполнить успешно, чтобы твои трудовые усилия были оплачены.
Для выполнения многих видов работ необходимо иметь особые способности и долго учиться. Но такими способностями наделены не все, и не все согласны на длительный срок профессионального обучения, предпочитая виды деятельности, где этот срок минимален.
Решая для себя — трудиться или бездельничать, а если трудиться, то какую профессию выбрать, люди сопоставляют факторы, отвращающие их от труда вообще или от занятия конкретным видом профессиональной деятельности, с той выгодой, которую они от трудовой деятельности могут получить.
Зная это, я могу сформулировать закон предложения для рынка труда:
Чем выше плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определенного вида работы, тем большее число людей готовы эту работу выполнять.
Естественно, что и этот закон проявляется именно так при прочих равных условиях. Скажем, заработки знаменитых оперных певцов чрезвычайно высоки, но им нечего опасаться, что завтра у дверей театров выстроятся очереди желающих петь сольные партии. Соответствующими вокальными данными и мастерством наделены очень немногие люди, и повышение заработной платы этого изменить не может.
2. Что такое заработная плата и от чего она зависит?
Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда подчиняется общим закономерностям рыночных процессов. Именно под влиянием этих закономерностей рождается равновесная цена труда — ставка заработной платы работников определенной профессии.
Рис. 3.
Формирование уровня оплаты труда на рынке труда
Ставка заработной платы становится равновесной ценой труда в том случае, если при сложившемся ее уровне количество людей, готовых заниматься определенной работой, и число рабочих мест, которое готовы предоставить работодатели, совпадают. Именно этот результат иллюстрирует рис. 3.
Как и цены товаров, формируемая рынком ставка заработной платы весьма изменчива. Причем меняются как абсолютные уровни оплаты труда работников определенных профессий, так и соотношения между ними в зависимости от отрасли или региона страны. С чем это связано?
Я выяснила, что человеческие потребности крайне разнообразны и переменчивы. Уже одно это делает ситуацию на товарных рынках весьма нестабильной. Кроме того, существует еще масса других факторов: прогресс науки и техники, неравномерное развитие экономик отдельных стран, погодные сюрпризы и т. д.
Все это порождает постоянную необходимость в изменении масштабов производства различных товаров. Выпуск залежавшихся товаров приходится свертывать, а дефицитных — наращивать.
Рис. 4 ясно показывает: такие колебания неизбежно должны сопровождаться изменениями численности занятых в производстве этих товаров. На предприятиях, выпускающих залеживающиеся товары, многие работники оказываются лишними, ненужными. Напротив, предприятия, производящие дефицитные товары, нуждаются в дополнительных рабочих и специалистах.
Решение этой проблемы становится возможным именно благодаря мобильности рабочей силы: она открывает возможность для перехода работников предприятий, сокращающих производство, на предприятия, наращивающие выпуск нужных рынку товаров. Реальное перераспределение работников обеспечивается с помощью механизма цен, действие которого приводит к удорожанию дефицитных товаров, а значит, к росту прибыльности их изготовления. Повышенная прибыльность, соответственно, позволяет изготовителям предложить дополнительным работникам более высокую заработную плату (кривая спроса на труд сдвигается вправо вверх).
Рис. 4.
Изменение ситуации на рынке труда при росте спроса на
трудовые ресурсы из-за возникновения дефицитности товаров.
Как видно на рис. 4, возрастание спроса на труд приводит к возможности увеличения как числа занятых, так и уровня заработной платы (с величины 3-1 до величины 3-2).
Узнав, что в другой фирме за примерно такую же работу предлагается более высокая зарплата, люди увольняются и продают свое рабочее время и навыки более щедрому покупателю. Увеличение числа занятых позволяет нарастить выпуск дефицитной продукции, и ее рынок постепенно достигает состояния сбалансированности.
Фирмы, выпускающие ненужную рынку продукцию, напротив, вынуждены сокращать масштабы занятости и своей деятельности в целом. В результате избыток их товаров постепенно «рассасывается» и рынок балансируется.
Как практически формируется уровень оплаты труда работников различных профессий и отраслей?
Основой этого процесса является ситуация на рынке товаров, которые производятся тем или иным предприятием. Отсюда вытекает и соотношение спроса и предложения на соответствующем рынке труда, которое определяет заработную плату.
Поэтому различия в оплате и условиях труда между преуспевающими и переживающими трудности фирмами являются обязательным элементом рынка труда.
Но если бы заработная плата определялась только такими краткосрочными изменениями в рыночной ситуации, то, в конце концов, во всех отраслях и профессиях ее уровень стал бы примерно одинаковым из-за перетока кадров с предприятия на предприятие в погоне за более высокой оплатой труда. Здесь самая подходящая аналогия — уровень воды в сообщающихся сосудах. Ведь все отрасли, как сосуды, соединены друг с другом через общенациональный рынок труда.
Однако физические законы на рынке труда срабатывают не полностью: между отраслями и профессиями, как правило, существуют и устойчивые различия в оплате труда. Некоторое представление о масштабе таких различий при развитом рынке труда можно составить на основе табл. 1.
Таблица 1
Уровни оплаты труда по отраслям экономики США (долл ./час)
Юридические и прочие услуги |
| 65,6 |
Финансы и страхование |
| 63,7 |
Добывающая промышленность |
| 59,7 |
Оказание информационных услуг |
| 57,2 |
Оптовая торговля |
| 48,8 |
Обрабатывающая промышленность |
| 43,0 |
Строительство |
| 38,4 |
Государственное управление |
| 36,5 |
Транспорт и складское хозяйство |
| 36,2 |
Торговля и другие операции с недвижимостью» | 32,9 | |
Медицина и социальные службы |
| 32,8 |
Образование |
| 32,1 |
Искусство, развлечения, отдых |
| 25,3 |
Городское управление и технические службы | 24,4 | |
Розничная торговля |
| 22,7 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, | рыболовство | 20,2 |
Гостиничное дело и общественное | питание | 13,7 |
Различия в оплате труда определяются пятью главными факторами:
1) сложностью труда. Чем сложнее трудовые обязанности, тем дольше им надо обучаться. И чтобы люди на это согласились, дополнительные усилия им надо компенсировать более высокой зарплатой. В большинстве развитых стран мира люди с высшим образованием, как правило, получают больше, чем люди, занятые на работах, где такого образования не требуется.
Это закономерно, поскольку люди с образованием приходят на рынок труда с большими знаниями и навыками, что позволяет им выполнять более ценные для нанимателей виды работ. За больший объем человеческого капитала, предоставляемого в распоряжение нанимателей, они и имеют повышенную оплату. С этих позиций получение лучшего образования выглядит не как удовлетворение людского любопытства, а как усилия по увеличению своего человеческого капитала и созданию себе в будущем более выгодных условий для продажи труда;
2) тягостью труда. Некоторые рабочие получают больше, чем инженеры. Это связано с тем, что зарплата должна компенсировать им не только усилия по обучению специальности, но и повышенную тягость работы в некоторых типах производств. Именно поэтому обычно довольно высоки заработки рабочих металлургических и химических производств, а также шахтеров;
3) ограниченностью талантов. Во всем мире очень высоки заработки выдающихся спортсменов, рок-музыкантов, оперных певцов и кинозвезд. Каждый из таких людей выступает на рынке труда как «уникальный товар» в силу естественной редкости таланта. «Приобрести» же этот товар желает огромное количество зрителей. Иными словами, предложение такого «товара» крайне ограниченно при высочайшем спросе. Следовательно, и цена этого таланта, т. е. оплата его труда, взмывает до небес;
4) степенью риска, с которой связана та или иная работа. Чем выше риск нужной обществу работы, тем более высокую ставку зарплаты запросят люди, согласные ею заняться. Это четко прослеживается, например, в оплате труда работников таких специальностей, как шахтеры, летчики-испытатели, космонавты, предприниматели и специалисты по биржевым операциям (например, с ценными бумагами): одни из них рискуют своим здоровьем и жизнью, другие — огромными суммами денег, вложенных в сделки;
5) социальной политикой государства.
Если экономические механизмы страны нормально отлажены, то рынок труда не допускает чрезмерных различий в уровнях оплаты труда для людей массовых профессий. Так, разброс в уровнях оплаты труда по отраслям экономики, например, в США, составлял около 4,8 раза.
Куда хуже обстоит дело в экономике, лишенной нормально функционирующего рынка труда и обслуживающих его систем (образования и жилищной торговли). Здесь мобильность рабочей силы резко снижается, что, в сочетании с другими факторами, ведет к огромным экономически не обоснованным различиям в уровнях оплаты труда, т. е. к чрезмерной дифференциации заработной платы.
Именно такую ситуацию в российской экономике в середине 2005 г. демонстрирует рис. 5.
Рис. 5.
Уровни заработной платы по отраслям экономики России
(2005 г., ноябрь, средняя по стране — 7046 р.)
Как видно, здесь разница в уровнях оплаты труда куда больше, чем в США, — примерно 7,34. Обратим внимание, что лидерами по уровню зарплаты являются топливная промышленность, банки, электроэнергетика и транспорт. За исключением банков (где причины особенно высоких доходов кроются в близости к выгодам от инфляционного роста денежной массы), три остальных лидера по оплате труда — отрасли, где самая слабая конкуренция и где фирмы легче всего могут навязать покупателям высокий уровень цен.
Вообще же на уровень заработной платы в России все больше влияют именно рыночные факторы, а именно баланс спроса и предложения работников по отдельным профессиям (табл. 2). Так, в силу острой нехватки производственного персонала ожидается, что предприятия начнут брать на работу менее опытных молодых специалистов на стажировку, обучать их на ходу. Соответственно, требования к специалистам на производстве будут несколько ниже положенных. Однако уже сейчас компании готовы платить своим сотрудникам таких профессий зарплаты, значительно превышающие их реальную стоимость на рынке труда.
Таблица 2
Зарплата российских специалистов в 2005 г., долл. США
Специалисты | 2005 г. |
Генеральный директор | 2000-8000 |
Директор по продажам | 1000-6000 |
Финансовый директор | 1000-5000 |
Директор по маркетингу | 1500-5000 |
Коммерческий директор | 1000-4000 |
Директор по рекламе | 1000-4000 |
Директор по персоналу | 800-3000 |
Руководитель службы IT | 1500-3000 |
Бренд-менеджер | 800-2500 |
Главный бухгалтер | 800-2500 |
Программист | 500-2500 |
PR-менеджер | 800-2500 |
Финансовый аналитик | 700-2200 |
Менеджер проекта | 1000-2000 |
Юрист | 500-2000 |
Специалист IT | 500-2000 |
Главный технолог | 800-2000 |
Логистик | 500-1800 |
Начальник производства | 800-1800 |
Менеджер по персоналу | 400-1500
|
Менеджер по маркетингу | 500-1200 |
Системный администратор | 500-1200 |
Инженер | 400-1200 |
Менеджер по продажам | 400-1000 |
Секретарь-референт | 250-1000 |
Менеджер по рекламе | 300-1000 |
Бухгалтер | 200-800 |