Рынок труда и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание

Знание логики экономических процессов необходимо не только тем, кто занимается их организацией по роду своей деятельности. Крайне непростая жизнь в экономике переходного периода, а именно такая существует сейчас в нашей стране и в мире в целом, - ставит перед любым гражданином массу трудных задач. Можно, конечно, пытаться искать наилучшие ответы на них на ощупь, интуитивно, но уж слишком велика при этом опасность ошибиться, причем, крайне болезненно. Знание рынка труда и причин и видов безработицы необходимо не только тем, кто занимается этими вопросами непосредственно, но и менеджерам, а также специалистам и руководителям других областей знаний. Нам необходимо понять причины и сущность таких проблем, как безработица, научиться находить оптимальные способы поведения в мире экономики, решать вопросы, связанные с этими проблемами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Рынок труда……………………………………………………… 4
1. Экономическая природа рынка труда…………………………..………. 4
2. Что такое заработная плата и от чего она зависит?.......................... 9
3. Рынок труда Ярцевского района………………………………………. 17
Глава II. Безработица……………………………………………………. 18
1. Экономические проблемы безработицы………………………………. 18
2. Как можно сократить безработицу?.................................................... 24
3. Биржа труда. Закон Оукена…………………………………………… 28
Глава III Анализ состояния безработицы в экономике России……31
1. Специфические черты российского рынка труда и его современное состояние………………………………………………………………….…………31
2. Последствия безработицы……………………………………………………35
3. Государственная программа снижения безработицы в России………36
5. Итоги состояния безработицы в экономике России……………………36
4. Данные по безработице по Ярцевскому району………………………. 37
Заключение………………………………………………………………... 38
Список литературы……………………………………….……………… 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Переделка).doc

— 616.00 Кб (Скачать документ)

Содержание этих программ может быть самым различным. Например, в ряде стран для начинающих предпринимателей создают специальные «бизнес-инкубато­ры». Такой «инкубатор» обычно представляет собой комплекс помещений, в кото­ром новым фирмам в течение определенного времени можно практически бесплат­но пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. Став на ноги и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор», уступая место новичкам.

В России поддержку самозанятости взяло на себя государство. В этих целях принята специальная Программа поддержки малого предпринимательства и созданы государственные органы, которые занимаются реализацией этой программы. Их цель — помогать начинающим отечественным предпринимателям, успешно стартовать и как минимум обеспечить средства для существования своим семьям, а в идеале и создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработи­ца ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их никто не хочет брать на работу из-за пока еще низкой квалификации и отсутствия опыта). Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

—    экономическое стимулирование молодежной занятости (например, предо­ставление определенных налоговых льгот фирмам, в штате которых моло­дые работники составляют оговоренную долю);

—    создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

—  создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на за­нятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго — в разных странах их придумано немало. Важно, однако, понимать, что все эти про­граммы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить цикличе­скую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении эконо­мической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на посо­бие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикцион­ной и структурной безработице.

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикци­онная и структурная безработица — явление нормальное и не представляет угрозы для развития страны. Более того, без этих видов безработицы развитие просто невозмож­но. Ведь если все работники заняты, то как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом?

Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе (в Древнем Риме, где родилось слово «стимулу-с», им обозначали заостренную пал­ку, которой вьючных ослов кололи в спину, чтобы они шли быстрее). Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых стран мира понимают отсутствие циклической безработицы при существовании безработицы фрикционной и струк­турной. Иначе говоря, это такое положение, когда безработица в стране соответ­ствует своей естественной норме.

Соответственно уровень полной занятости определяется уравнением:

 

Полная занятость = Рабочая сила * (1 - Естественная норма безработицы)

 

 

Для каждой страны естественная норма безработицы складывается по-своему, и единого значения для нее не существует. Например, в середине 70-х гг. американ­ские экономисты считали, что для их страны эта норма составляет порядка 4%. В середине 80-х гг. эти оценки возросли до 6,5—7,0%.

Уровень естественной нормы безработицы для России ориентировочно состав­ляет 3—3,5% общей численности трудоспособного населения. Между тем в мае 2004 г., по данным статистики, уровень безработицы (в процентах от численности экономически активного населения) составил в России 7,2%. Это выше, чем в Японии (4,6%), Великобритании (4,8%) и США (5,6%), столько же, сколько в Канаде, но меньше, чем, скажем, во Франции (9,8%) или Германии (П,5%).

В России значительную роль в сокращении безработицы играет государствен­ная политика содействия росту занятости населения. Она предполагает:

1)обеспечение равных возможностей в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости всем гражданам РФ независимо от на­циональности, пола, возраста, социального положения, политических убеж­дений и отношения к религии;

2)    поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуще­ствляемой в рамках закона, содействие развитию их способностей к произ­водительному, творческому труду;

3)    проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению за­нятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытываю­щих трудности в поиске работы (например, инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы; молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу, или лиц предпенсионного возраста);

4)    поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Теперь можно сформулировать еще один рецепт экономического благора­зумия:

Для предотвращения обнищания граждан и сохранения в стране социального мира необходимо стремиться к тому, чтобы безработица не превышала своего естествен­ного уровня, и создавать системы помощи безработным в поиске работы.

 

3. Биржа труда. Закон Оукена

Смягчение последствий безработицы осуществляется разными путями. Важ­нейшими из них являются создание бирж труда, выплата пособий по безработице.

Биржа труда — это учреждение, которое осуществляет посреднические опера­ции между работниками и предпринимателями при совершении сделок по купле-продаже рабочей силы, регистрацию безработных и изучение спроса и предложе­ния потенциальных работников.

Функции биржи труда в основном выполняют государственные органы, так на­зываемые государственные бюро занятости. В функции бирж труда входит, во-первых, выполнение посреднических операций при трудоустройстве лиц, желаю­щих получить работу; во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы; в-третьих, сбор и предоставление информации о наличии вакантных мест на предприятиях и в организациях; в-четвертых, профориентация различных групп населения с помощью спецслужб занятости.

В России биржи труда возникли в начале XX в. (создавались городскими упра­вами в крупных промышленных центрах). До 1917 г. широко использовались частные конторы по найму. В 1920-х гг. положение бирж труда изменилось. Во-первых, они передавались в полноправное управление рабочих организаций; во-вторых, в интересах рабочих законом были упразднены частные конторы по найму; в-третьих, были созданы специальные посреднические бюро, в задачи которых входил тщательный подбор работы в соответствии со спросом нанимателя. В 1929 г. рынок труда был заменен прямым распределением рабочей силы, что означало ликвидацию отношений купли-продажи рабочей силы.

В современных условиях биржи труда учитывают свободные места и вакантные должности; регистрируют незанятое население; осуществляют посредничество в выборе места работы и занимаются трудоустройством высвобождаемых работ­ников; проводят территориальное перераспределение рабочей силы и межрегио­нальный обмен кадрами; осуществляют профориентацию различных социальных групп населения.

Пособия по безработице. Уровень выплат по пособиям по безработице опре­деляется национальным законодательством: в США — 50% от уровня заработной платы; в Японии — 80%; в Германии — 60%. Продолжительность выплат по безра­ботице составляет в США — 7,5 месяцев; в Японии — 11 месяцев; в ФРГ - 26 ме­сяцев; во Франции — 28 месяцев. Кроме этого, на период безработицы государство устанавливает гражданам льготы, или субсидии, на оплату жилья, медицинской помощи, транспорта.

Во многих странах в отраслях, которые испытывают кризис и наступает угроза увольнения, государственные органы берут на себя поддержание занятости. В Япо­нии государственные органы принимают на себя до 50% выплат заработной пла­ты работникам, которые оказываются под угрозой увольнения. В Германии госу­дарство поддерживает перевод работников на неполное рабочее время с доплатой до 80% прежних заработков.

Американский экономист Артур Оукен (1928-1980) математи­чески обосновал отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП от потенциально возможного уровня.

Потенциально возможный уровень ВНП определяется выпуском продукции при «нормальных» темпах экономического роста и при естественном уровне без­работицы. Если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень, то общество «недополучает» некоторую часть ВНП. А. Оукен сформу­лировал следующий закон: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Этот закон вошел в экономическую науку как закон Оукена, а цифра 2,5 — как коэф­фициент Оукена.

Таким образом, возможно вычислять абсолютные потери продук­ции, связанные с любым превышением естественного уровня безработицы. На­пример, в 1983 г. уровень безработицы в США составил 9,5%, что на 3,5% выше естественного. Если умножить величину 3,5% на коэффициент Оукена 2,5, мы получим, что отставание объема ВНП от потенциально возможного уровня со­ставляло 8,75%. Реальный ВНП США в 1983 г. составил $3300 млрд. Если бы в 1983 г. был обеспечен естественный уровень безработицы, то объем ВНП был бы на 8,75% выше. Таким образом, недополученный объем ВНП составил почти $290 млрд.

 

 

 

 

 

 

Глава III

Анализ состояния безработицы в экономике России.

 

1. Специфические черты российского рынка труда

и его современное состояние

Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. Несомненно, однако, что в реальной жизни, не очень сопряженной с политэкономическими представлениями, миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Но несомненно и то, что существовавший рынок труда был в нашей стране своего рода квазирынком, порождением административной экономики, отягощенным многочисленными диспропорциями

Главное, что отличает наш рынок труда от реального, это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.

Безработные в соответствии с определениями МОТ - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

- не имели работы (доходного занятия);

- занимались поиском работы в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, используя при этом любые способы;

- были готовы к работе.

К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период:

- не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение 2 недель после обследуемой недели), и не продолжали дальнейшего ее поиска;

- не имели работы, но были готовы приступить к ней, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц.

- Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Информация о численности безработных, получивших официальный статус в органах государственной службы занятости, разрабатывается Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Рынок труда в России несбалансирован.

Так, в целом ряде областей и республик России в 2005-2006 г. предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на нее: в ивановской области - в 158 раз, в Республике Тува - в 143 раза, а в Архангельской и Тамбовской областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Дагестан - в 42 - 47 раз. 1

В то же время в районах Крайнего Севера все еще ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной. Существует также неудовлетворительный спрос на отдельные категории специалистов (юристов, банковских работников, программистов, экономистов и мн. др.) при растущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы

К началу 2005 года численность безработных в России на 8,3% превышала их количество годом раньше. Между тем численность зарегистрированных в службе занятости безработных по сравнению с началом февраля прошлого года снизилась на 1,6% и составила лишь 1 млн. 938 тыс. человек. Уровень безработицы в России за годы реформ неизменно увеличивался из года в год, колеблясь лишь по месяцам года.

Информация о работе Рынок труда и безработица