Рынок труда и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание

Знание логики экономических процессов необходимо не только тем, кто занимается их организацией по роду своей деятельности. Крайне непростая жизнь в экономике переходного периода, а именно такая существует сейчас в нашей стране и в мире в целом, - ставит перед любым гражданином массу трудных задач. Можно, конечно, пытаться искать наилучшие ответы на них на ощупь, интуитивно, но уж слишком велика при этом опасность ошибиться, причем, крайне болезненно. Знание рынка труда и причин и видов безработицы необходимо не только тем, кто занимается этими вопросами непосредственно, но и менеджерам, а также специалистам и руководителям других областей знаний. Нам необходимо понять причины и сущность таких проблем, как безработица, научиться находить оптимальные способы поведения в мире экономики, решать вопросы, связанные с этими проблемами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Рынок труда……………………………………………………… 4
1. Экономическая природа рынка труда…………………………..………. 4
2. Что такое заработная плата и от чего она зависит?.......................... 9
3. Рынок труда Ярцевского района………………………………………. 17
Глава II. Безработица……………………………………………………. 18
1. Экономические проблемы безработицы………………………………. 18
2. Как можно сократить безработицу?.................................................... 24
3. Биржа труда. Закон Оукена…………………………………………… 28
Глава III Анализ состояния безработицы в экономике России……31
1. Специфические черты российского рынка труда и его современное состояние………………………………………………………………….…………31
2. Последствия безработицы……………………………………………………35
3. Государственная программа снижения безработицы в России………36
5. Итоги состояния безработицы в экономике России……………………36
4. Данные по безработице по Ярцевскому району………………………. 37
Заключение………………………………………………………………... 38
Список литературы……………………………………….……………… 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Переделка).doc

— 616.00 Кб (Скачать документ)

На конец 2005 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 1,7 миллиона незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,5 миллиона человек имели статус безработного (2,1% экономически активного населения). Нагрузка на одну заявленную вакансию - 1,8 человек.

 

Таблица 1.

Структура общей безработицы в России и странах ЦВЕ.

Группы

2005г

2006г

Страны ЦВЕ

Доля различных групп в общей численности безработных

По полу

мужчины

52,8

54

45,9-60,9

женщины

47,2

46

39,1-54,1

По типу поселения

город

77,3

75,9

село

22,7

24,1

По возрасту

молодежь

23,4

24,3

24,0-44,5

лица активного возраста

63,6

63,4

50,2-66,0

лица пред-пенсионного возраста

8,4

8,1

4,3-10,9

лица пенсионного возраста

4,6

4,2

0,9-5,3

Уровень безработицы

По полу

мужчины

13

10,4

5,2-13,9

женщины

12,8

9,6

5,1-13,5

По типу поселения

город

12,7

96

село

13,8

11,6

По возрасту

молодежь

23,2

19,6

7,0-33,5

лица активного возраста

11,8

9,1

4,0-12,0

лица пред-пенсионного возраста

9,6

6,6

2,1-9,5

лица пенсионного возраста

10,2

8,5

2,5-10,5

В 2006 г. заметно сократился удельный вес занятых в промышленности, строительстве, науке и возрос удельный вес занятых в сельском хозяйстве, торговле, транспорте и связи, в ЖКХ, здравоохранении, в кредитовании, т.е. в основном (за исключением сельского хозяйства) в непроизводственной сфере.

Такое положение нельзя назвать негативным, кроме снижения доли занятых в науке, так как в России длительные годы существовала структура занятости населения по отраслям экономики, деформированная в сторону гипертрофированной доли промышленности и отставания сферы обслуживания, то есть всей инфраструктуры, обеспечивающей современные процессы функционирования и развития общества.

Становление рыночных отношений приводит к естественному перемещению занятости из производственной сферы в сферу обслуживания. Однако, чтобы уровень производства обеспечивал потребность экономики и населения, необходима высокая производительность труда, а этим отечественная промышленность похвастаться не может. Снижение удельного веса промышленности в структуре занятости населения должно сопровождаться ростом экономической эффективности промышленного производства на основе достижений научно-технического прогресса, научной организации труда и производства, чего на самом деле в промышленности не происходит. Эти требования в равной степени относятся и к строительству и к другим отраслям экономики.

Прогноз характера воспроизводства населения, осуществленный центром экономической конъюнктуры при правительстве РФ совместно с Госкомстатом и Минэкономики России, показывает, что численность ее населения в ближайшие годы будет и дальше сокращаться вследствие снижения в течение последних 30 лет уровня рождаемости и роста смертности. Удельный вес населения моложе трудоспособного возраста снизится с 23% в 2004 г. до 15,4% в 2022 г., а молодежь, как известно является основным источником пополнения населения в трудоспособном возрасте. В тоже время в ближайшие годы возрастет доля населения трудоспособного возраста вследствие вхождения в него сравнительно многочисленного поколения молодежи, родившейся в 80-е годы, и выбытия из него многочисленного поколения, родившегося в годы войны.

Указанный прогноз разработан в двух вариантах: 1) среднем и 2) пессимистическом. По обоим вариантам, общая численность населения России до 2022 г. будет снижаться. По первому варианту численность населения с 2004 г. по 2022 г. уменьшится почти на 10 млн. чел., по второму - на 16,5 млн. чел. и составит 131,5 млн. чел. Прогнозируется также снижение средней продолжительности жизни населения России до уровня, значительно уступающего средней продолжительности жизни в большинстве развитых стран мира.

Как и в глобальном масштабе, в России происходит старение населения, а также урбанизация - рост доли городских жителей.

Кривая изменения уровня безработицы по возрасту представлена на таблице 2. Максимального значения он достигает в самой младшей возрастной группе (15-19 лет) - 35,1%, а затем почти монотонно падает на протяжении большей части возрастной шкалы. Минимум фиксируется в последней предпенсионной группе (50-54 года) - 6,2%, после чего наблюдается небольшое "постпенсионное" повышение (примерно на 1,3 процентных пункта). Сравнивая тендерные кривые, легко заметить, что только на самой нижней ступени возрастной шкалы женщины опережают мужчин. Скорее всего, этот разрыв в уровнях безработицы (почти на 9 процентных пунктов) объясняется отвлечением значительной части молодых мужчин данной возрастной категории на военную службу. Уже на следующей ступени вперед выходят мужчины, которые сохраняют "лидерство" вплоть до пятидесятилетнего возрастного рубежа. Однако в пожилых возрастах вперед вновь выходят женщины (наиболее значительный разрыв отмечается в группе 64-72 года). Важно тем не менее отметить, что во всех группах - за исключением самой младшей и самой старшей - уровни безработицы для мужчин и женщин оказываются практически одинаковыми.

 

Таблица 2.

Изменение уровня безработицы по возрастным группам.



 

 

 

Как и везде в мире, безработица среди молодежи в России выше, чем среди других возрастных групп. Это естественно, поскольку наиболее интенсивный поиск на рынке труда, сопровождающийся неизбежными пробами и ошибками, приходится на начальный этап трудовой активности человека. На протяжении большей части 90-х гг. общая безработица среди молодежи примерно вдвое превосходила среднероссийский уровень. Однако в некоторых других переходных экономиках ситуация была еще более критической, причем даже после их вступления в фазу подъема. Безработица среди молодежи в России приблизилась к показателям, характерным для стран ЦВЕ. В последние годы она достигала 20-25%. Высокую молодежную безработицу можно рассматривать как свидетельство того, насколько велика степень неопределенности и информационной непрозрачности, с которыми приходится сталкиваться "новичкам" при вступлении на российский рынок труда.

К уязвимым категориям с точки зрения занятости нередко относят лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Однако в переходных экономиках, включая российскую, вероятность попадания в состав безработных для данных возрастных групп относительно невелика. Так, в России безработица среди них была в последние годы на 2-5 процентных пунктов ниже среднероссийских показателей. Таким образом, широко распространенное представление, что риск попадания в ряды "лишних людей" особенно велик для женщин предпенсионного возраста, не находит подтверждения в данных ОНПЗ. Если они и подвергаются дискриминации на рынке труда, то, скорее всего, в иных формах - меньшей оплаты или худших условий занятости.

 

2. Последствия безработицы.

 

Поскольку в рамках курсовой работы безработица рассматривается как макроэкономическая проблема, то, прежде всего, необходимо рассмотреть сопутствующие этому явлению экономические потери.

Попытка оценить потери производства ВВП России от циклической безработицы была проведена Б.Бреевым, Т.Костенко и А. Нанавяном. Наряду с формулой А. Оукена ими был предложен расчет издержек, основанный на данных о численности безработных (исключающей их естественную составляющую) и среднегодовой выработке ВВП на одного занятого в экономике. Они признавали, что располагают недостаточно точными методами определения и информацией, поэтому истинной величиной ими считалась находящаяся в интервале между полученными результатами на основе закона А. Оукена и предложенного ими метода оценки

Наряду с открытой безработицей, скрытая безработица обладает всеми ее отрицательными чертами и вызывает соответствующие социально-экономические последствия. В этом вопросе я привожу предложенный Волгиным и Одеговым список негативных явлений:

Недопроизводство ВНП по сравнению с потенциально возможным уровнем;

Сравнительно невысокий уровень заработков снижает реальный уровень жизни населения;

Потеря стимула к труду и постепенное снижение квалификации;

Торможение научно-технического прогресса в результате низкой цены рабочей силы;

Создание препятствий для перелива рабочей силы в прогрессивные отрасли.

Все вышеперечисленные экономические проблемы наряду с параллельно возникающими социальными вопросами создают социально-экономическую напряженность в стране, которая в дальнейшем может перерасти в конфликт. По этому поводу я думаю, что в связи с возможными последствиями безработицы политике занятости необходимо уделять значительное внимание со стороны государства.

3. Государственная программа снижения безработицы в России

 

Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда

Для решения задач в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в "перспективных отраслях экономики"; разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в "проблемных отраслях" (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих организаций; разработка механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.

Принимаются меры  по развитию региональных рынков труда. Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления ряда мер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив по поддержанию занятости.

Проблема регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам.

 

 

5. Итоги состояния безработицы в экономике России

 

Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.

Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.

Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.

Не все виды безработицы рассматриваются экономистами как однозначно отрицательные явления. Согласно концепции монетаристов фрикционная безработица, способствует поддержанию гибкости рынка труда, структурная безработица является признаком развития рынков и может привести к увеличению трудового потенциала. Скрытая безработица также может выполнять позитивные функции: поддержание хотя бы на минимальном уровне благосостояния людей, сохранение кадрового потенциала экономики и сдерживание массовой явной безработицы во время экономического спада. Относительно данных видов безработицы позиция должна быть всесторонней, в то время как циклическая безработица по-прежнему считается мною отрицательным макроэкономическим явлением.

Таким образом, чтобы избежать атмосферы напряженности в стране, вызванной безработицей, государство должно различать виды существующей безработицы, их причины и влияние на экономику в целом, как положительное, так и отрицательное, а также должно иметь эффективный аппарат регулирования. Что касается причин, то до сих пор не найден компромисс между представителями различных экономических школ. Можно согласиться с суждением Волгина и Одегова о том, что ситуацию в России осложняло отсутствие высоко объективных методов количественной оценки показателей и качественного состава мер по сокращению уровня безработицы. В связи с этим я предполагаю, что безработица в ближайшее время будет оставаться одной из главных макроэкономических проблем в России.

Информация о работе Рынок труда и безработица