Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:25, шпаргалка

Описание

1) Основные этапы развития Экономической теории.
Впервые термин “политическая экономия” ввел в науч¬ный оборот француз Антуан де Монкретьен.
Первая школа полит экономии – меркантилизм (XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра).
Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства.

Работа состоит из  1 файл

Otvety_k_ekzamenu.doc

— 764.00 Кб (Скачать документ)

Ответы к  экзамену по Микроэкономике

1) Основные  этапы развития Экономической теории.

Впервые термин “политическая экономия”  ввел в научный оборот француз Антуан де Монкретьен.

   Первая школа полит экономии  – меркантилизм (XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра).

  Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства.

  Школа физиократов (классическая политическая экономия). Источник богатства – производство, но они признавали только одну производительную отрасль – с/х. Считали, что с/х может создать чистый продукт, все другие отрасли – бесплодные., т.к. только преобразуют продукты сельскохозяйственного труда.

  Рыночное направление классиков. А. Смит (1723-90) и Д. Риккардо (1772-1823). Главные идеи: необходимость свободной и конкурентной экономики, экономические свободы, максимум индивидуальной свободы. Труд – источник богатства. А. Смит придавал большое значение разделению труда.

  Марксистская полит экономия. К. Маркс (1818-83) и Ф. Энгельс (1820-95). Вели теорию классов и классовой борьбы; теорию пролетарской революции. Выделяли 2 основных класса: пролетариат и буржуазию. Капитал создается трудом наемных рабочих и присваивается собственником капитала. Считали необходимым ликвидацию класса буржуазии как эксплуататорского класса, ликвидацию частной собственности.

  Неоклассическое направление А. Маршал (1842– 1924). Анализировал теорию цены. Механизм ценообразования – взаимодействие спроса и предложения. В основе спроса – теория предельной полезности, а в основе предложения – концепция факторов производства и теория предельной производительности. Не разделял идей межклассовой борьбы, выступал за межклассовые отношения, социальное партнерство, согласие в обществе.

  Кейнсианство. Д. Кейнс (1883-1946) Главное- проблемы в макроэкономике, макроанализ. Для повышения спроса Кейнс рекомендовал использовать кредитно-денежную и бюджетную политику, не рассматривал рынок как идеальный саморегулирующийся механизм.

  Монетаризм. Денежная масса – определяющий фактор развития экономики. Считают, что достижение безинфляционного роста экономики требует контроля за денежной массой.

  Новая классическая экономика. Д. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент и др. Теория рациональных ожиданий: экономические агенты сами приспосабливаются к меняющимся экономическим условиям согласно рациональному использованию имеющейся у них информации, поэтому вмешательство гос-ва в экономику не требуется.

  Теория общественного выбора. Д. Бьюкенен, Г. Таллок и др. Изучали закономерности выбора направлений деятельности правительства в области экономики и того, каким образом осуществляется этот выбор. Основная идея: человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах. 

  Институционализм. Т. Веблен, У. Митчелл и др. Главная идея: исследование человека в зависимости от среды, которая.его окружает. Согласно этой теории эконом жизнь и эконом категории имеют институциональный характер.

2) Предмет  эк теории: различные подходы

Экономическая теория - наука, изучающая закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распред, обмена, потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни чел и общества в целом. Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках.

Предмет эк. теории - хозяйственная жизнь общества и способы производства, обмена и распределения благ при условии ограниченности ресурсов.

Микроэкономика- это часть эконом теории, изучающая поведение отдельных эконом едениц (домашних хоз-в и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов.

В экономической теории применяются  различные методы познания: позитивный, нормативный, систематизация факторов, научная абстракция, эксперимент и др. 
Позитивный метод предполагает создание определенной философии экономической науки, формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, рыночных наблюдений и т. д. Так. философия экономической науки формирует учение о равновесии и эволюции систем командно-административной и рыночной, их структуре и инфраструктуре. 
Нормативный метод познания предполагает анализ практической деятельности человека, базирующейся на принципах максимальной эффективности. Главный принцип этого метола в том, что он направлен на получение результатов, приносящих пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Применение этого метода предполагает использование математических приемов ранения экстремальных задач на минимум или максимум, решение системных ситуаций и проблем. 
Развитие экономической науки в современный период предполагает использование такого метода как сбор информации, анализ и синтез. 
Экономическая жизнь это скопление фактов, которые существуют в конкретной действительности. Поэтому данный метод связан со сбором большого количества данных. Однако, чтобы познать эти факты, необходимо от их обозрения подняться на более высокую ступень, к научному обобщению. 

Один из методов, активно используемый в экономической науке, - метод восхождения от абстрактного к конкретному, от сущности к явлению. Абстракция позволит высветить ту основу, причинно-следственную связь, которая дает возможность управлять ситуацией. 
Метод научной абстракции приобретает огромное значение именно в общей экономической теории. Общественную жизнь нельзя изучать в лабораторных условиях. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений и отыскивание главного, наиболее существенного в них. Таким образом, улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений. 
Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза. 
Анализ экономических явлений предполагает расчленение изучаемого явления на отдельные элементы и исследование каждого элемента как необходимой составной части целого. Синтез предполагает, что явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое и делается общий вывод. 
Определенную роль среди используемых методов общей экономической теории играет эксперимент и экономические реформы. Они занимают особое место в исследовании и требуют тщательной подготовки, расчета, обоснования, научной проработки. В общей экономической теории широко используется принцип сочетания ис-торического и логического. Исторически общество развивается от простого к сложному, но развитие это не свободно от отступлений и забеганий вперед. Изучение истории помогает понять внутреннюю логику предмета, а знание внутренних структур общества придает истории научный характер. Единство исторического и логического - методологический принцип, который помогает концентрировать внимание науки на усилении аргументации, обоснованности выводов. Как в самих исследованиях, так и в логических построениях при изложении ее результата необходим постоянный взаимоконтроль: логику исследования надо постоянно контролировать историческим сопоставлением, а факты истории - располагать в логической последовательности, вытекающей из парадигмы экономической науки. Однако единство исторического и логического нужно понимать как определенную тенденцию, достаточно свободную в своем колебании. Жесткая связь исторического и логического может породить догматическое представление о некоторых эпизодах истории или возвести формальную логику в научный аргумент.

3) Общественное  производство и его структура.

  В самом общем виде производство  можно определить как деятельность, направленную на преобразование  экономических ресурсов (факторов  производства) в целях получения необходимых экономическим субъектам товаров и услуг.

   В процессе производства  используются самые разнообразные  факторы производства. И цель  предпринимателя состоит в обеспечении  их наиболее эффективного применения. Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

 

Под рабочей  силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.

Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная  производительная сила.

Предмет труда - это все  то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.

Средства труда - это  вещи или комплексы вещей, с помощью  которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средств труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

 

Предметы  труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

4) Проблема  выбора в экономике. Кривая  производственных возможностей

  Ограниченность экон ресурсов  и неограниченность человеческих  желаний порождают фундаментальную  экон проблему - проблему выбора. Человек вынужден выбирать направления и способы распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями. Р. Х. Франк, автор популярного учебника по микроэкон анализу, даже определил микроэкономику как учение о выборе людей в условиях дефицита.

Кривая производственных возможностей - трансформация. Её экономический смысл в том, что общество осуществляет технологический выбор в экономике путем распределения ресурсов. Трансформация иллюстрирует тот факт, что национальная экономика, полностью реализующая потенциал, не может увеличить производство какого-либо блага, не пожертвовав другим благом.


 

 

 

 

 

 

 

Кривая АBС определяет границу производственных возможностей. Каждая точка на прямой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

 В условиях, когда объем внутренних  и внешних ресурсов ограничен, доп. производство 1-го из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара.

Альтернативные издержки- издержки 1-го блага, выраженного в др. благе, от которого пришлось отказаться (издержки упущенных возможностей).

5) Виды экономических систем. Критерии классификации.

Экономические системы – совокупность взаимосвязанных экон элементов, образующих определенную целостность, эконом структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экон. благ.

Выделяют доиндустриальные , индустриальные и постиндустриальные  экон системы.

Границами, отделяющими эконом системы  друг от друга, являются промышленная и научно - техническая революции.

В доиндустр (традиционную) эпоху господствовало натуральное  с/х производство. Отсутствие общественного разделения труда, замкнутость, изолированность от внешнего мира, самообеспеченность ресурсами, а также удовлетворение почти всех потребностей за счет собственных ресурсов составляют главные черты натуральной формы хоз-ва. Преимущественное значение имело качество продуктов, а не их цена, целью было личное потребление.

Индустриальное  общество.

 Промышленная революция означает  качественный скачок в развитии  производительных сил. Индустриальный труд вытесняет аграрный. Растет урбанизация населения. Товаро-денежные отношения приобретают всеобщий характер. Каждый товаропроизводитель хозяйствует на свой страх и риск и сам определяет, что, как и сколько производить, кому, когда и при каких условиях реализовать свою продукцию.

Постиндустриальное  общество.

В ходе научно-технической революции  наука превращается в непосредственную производительную силу, всеобщие производительные силы становятся ведущим элементом  системы производительных сил. Это  приводит к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил.

Современные экономические системы:

1. Рыночная экономика – организация экономики, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных потребителей.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"