Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:25, шпаргалка
1) Основные этапы развития Экономической теории.
Впервые термин “политическая экономия” ввел в науч¬ный оборот француз Антуан де Монкретьен.
Первая школа полит экономии – меркантилизм (XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра).
Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства.
Ответы к экзамену по Микроэкономике
Впервые термин “политическая экономия” ввел в научный оборот француз Антуан де Монкретьен.
Первая школа полит экономии – меркантилизм (XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра).
Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства.
Школа физиократов (классическая политическая экономия). Источник богатства – производство, но они признавали только одну производительную отрасль – с/х. Считали, что с/х может создать чистый продукт, все другие отрасли – бесплодные., т.к. только преобразуют продукты сельскохозяйственного труда.
Рыночное направление классиков. А. Смит (1723-90) и Д. Риккардо (1772-1823). Главные идеи: необходимость свободной и конкурентной экономики, экономические свободы, максимум индивидуальной свободы. Труд – источник богатства. А. Смит придавал большое значение разделению труда.
Марксистская полит экономия. К. Маркс (1818-83) и Ф. Энгельс (1820-95). Вели теорию классов и классовой борьбы; теорию пролетарской революции. Выделяли 2 основных класса: пролетариат и буржуазию. Капитал создается трудом наемных рабочих и присваивается собственником капитала. Считали необходимым ликвидацию класса буржуазии как эксплуататорского класса, ликвидацию частной собственности.
Неоклассическое направление А. Маршал (1842– 1924). Анализировал теорию цены. Механизм ценообразования – взаимодействие спроса и предложения. В основе спроса – теория предельной полезности, а в основе предложения – концепция факторов производства и теория предельной производительности. Не разделял идей межклассовой борьбы, выступал за межклассовые отношения, социальное партнерство, согласие в обществе.
Кейнсианство. Д. Кейнс (1883-1946) Главное- проблемы в макроэкономике, макроанализ. Для повышения спроса Кейнс рекомендовал использовать кредитно-денежную и бюджетную политику, не рассматривал рынок как идеальный саморегулирующийся механизм.
Монетаризм. Денежная масса – определяющий фактор развития экономики. Считают, что достижение безинфляционного роста экономики требует контроля за денежной массой.
Новая классическая экономика. Д. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент и др. Теория рациональных ожиданий: экономические агенты сами приспосабливаются к меняющимся экономическим условиям согласно рациональному использованию имеющейся у них информации, поэтому вмешательство гос-ва в экономику не требуется.
Теория общественного выбора. Д. Бьюкенен, Г. Таллок и др. Изучали закономерности выбора направлений деятельности правительства в области экономики и того, каким образом осуществляется этот выбор. Основная идея: человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах.
Институционализм. Т. Веблен, У. Митчелл и др. Главная идея: исследование человека в зависимости от среды, которая.его окружает. Согласно этой теории эконом жизнь и эконом категории имеют институциональный характер.
Экономическая теория - наука, изучающая закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распред, обмена, потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни чел и общества в целом. Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках.
Предмет эк. теории - хозяйственная жизнь общества и способы производства, обмена и распределения благ при условии ограниченности ресурсов.
Микроэкономика- это часть эконом теории, изучающая поведение отдельных эконом едениц (домашних хоз-в и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов.
В экономической теории применяются
различные методы познания: позитивный,
нормативный, систематизация факторов,
научная абстракция, эксперимент и
др.
Позитивный метод предполагает
создание определенной философии экономической
науки, формулирование знаний об экономике,
категориях и законах развития экономической
среды на основе описания и систематизации
факторов, опыта, рыночных наблюдений
и т. д. Так. философия экономической науки
формирует учение о равновесии и эволюции
систем командно-административной и рыночной,
их структуре и инфраструктуре.
Нормативный метод познания
предполагает анализ практической деятельности
человека, базирующейся на принципах максимальной
эффективности. Главный принцип этого
метола в том, что он направлен на получение
результатов, приносящих пользу всем субъектам
хозяйственной деятельности. Применение
этого метода предполагает использование
математических приемов ранения экстремальных
задач на минимум или максимум, решение
системных ситуаций и проблем.
Развитие экономической науки в современный
период предполагает использование такого
метода как сбор информации, анализ
и синтез.
Экономическая жизнь это скопление фактов,
которые существуют в конкретной действительности.
Поэтому данный метод связан со сбором
большого количества данных. Однако, чтобы
познать эти факты, необходимо от их обозрения
подняться на более высокую ступень, к
научному обобщению.
Один из методов, активно используемый
в экономической науке, - метод восхождения от абстрактного
к конкретному, от сущности к явлению.
Абстракция позволит высветить ту основу,
причинно-следственную связь, которая
дает возможность управлять ситуацией.
Метод научной абстракции
приобретает огромное значение именно
в общей экономической теории. Общественную
жизнь нельзя изучать в лабораторных условиях.
Научная абстракция есть мысленное отвлечение
(абстрагирование) от несущественных сторон,
свойств явлений и отыскивание главного,
наиболее существенного в них. Таким образом,
улавливается сущность явления. В результате
абстрагирования выводятся экономические
категории. Они выступают как теоретические
выражения реальных сторон экономики
(прибыль, цена, товар, деньги, зарплата).
В совокупности экономические категории
образуют понятийный аппарат. Дальнейшее
познание направлено на изучение связи
экономических явлений.
Абстрактное мышление порождает метод анализа и
синтеза.
Анализ экономических явлений предполагает
расчленение изучаемого явления на отдельные
элементы и исследование каждого элемента
как необходимой составной части целого.
Синтез предполагает, что явление первоначально
изучается как состоящее из различных
частей, а затем исследуется соединение
элементов в единое целое и делается общий
вывод.
Определенную роль среди используемых
методов общей экономической теории играет эксперимент и экономические
реформы. Они занимают особое место
в исследовании и требуют тщательной подготовки,
расчета, обоснования, научной проработки.
В общей экономической теории широко используется
принцип сочетания ис-торического и логического.
Исторически общество развивается от
простого к сложному, но развитие это не
свободно от отступлений и забеганий вперед.
Изучение истории помогает понять внутреннюю
логику предмета, а знание внутренних
структур общества придает истории научный
характер. Единство исторического и логического
- методологический принцип, который помогает
концентрировать внимание науки на усилении
аргументации, обоснованности выводов.
Как в самих исследованиях, так и в логических
построениях при изложении ее результата
необходим постоянный взаимоконтроль:
логику исследования надо постоянно контролировать
историческим сопоставлением, а факты
истории - располагать в логической последовательности,
вытекающей из парадигмы экономической
науки. Однако единство исторического
и логического нужно понимать как определенную
тенденцию, достаточно свободную в своем
колебании. Жесткая связь исторического
и логического может породить догматическое
представление о некоторых эпизодах истории
или возвести формальную логику в научный
аргумент.
В самом общем виде
В процессе производства
используются самые
Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.
Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.
Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.
Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средств труда развиваются, совершенствуются, усложняются.
Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.
Ограниченность экон ресурсов
и неограниченность
Кривая производственных возможностей - трансформация. Её экономический смысл в том, что общество осуществляет технологический выбор в экономике путем распределения ресурсов. Трансформация иллюстрирует тот факт, что национальная экономика, полностью реализующая потенциал, не может увеличить производство какого-либо блага, не пожертвовав другим благом.
Кривая АBС определяет границу производственных возможностей. Каждая точка на прямой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.
В условиях, когда объем внутренних и внешних ресурсов ограничен, доп. производство 1-го из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара.
Альтернативные издержки- издержки 1-го блага, выраженного в др. благе, от которого пришлось отказаться (издержки упущенных возможностей).
Экономические системы – совокупность взаимосвязанных экон элементов, образующих определенную целостность, эконом структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экон. благ.
Выделяют доиндустриальные , индустриальные и постиндустриальные экон системы.
Границами, отделяющими эконом системы друг от друга, являются промышленная и научно - техническая революции.
В доиндустр (традиционную) эпоху господствовало натуральное с/х производство. Отсутствие общественного разделения труда, замкнутость, изолированность от внешнего мира, самообеспеченность ресурсами, а также удовлетворение почти всех потребностей за счет собственных ресурсов составляют главные черты натуральной формы хоз-ва. Преимущественное значение имело качество продуктов, а не их цена, целью было личное потребление.
Индустриальное общество.
Промышленная революция
Постиндустриальное общество.
В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу, всеобщие производительные силы становятся ведущим элементом системы производительных сил. Это приводит к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил.
Современные экономические системы:
1. Рыночная экономика – организация экономики, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных потребителей.