Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:25, шпаргалка
1) Основные этапы развития Экономической теории.
Впервые термин “политическая экономия” ввел в науч¬ный оборот француз Антуан де Монкретьен.
Первая школа полит экономии – меркантилизм (XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра).
Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства.
Вмененные затраты - альтернативные издержки использования ресурсов, которые принадлежат фирме.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ [economic profit] — разница между совокупными доходами и совокупными экономическими издержкам фирмы (включающими альтернативные издержки распределения капитала владельца) за определенный период. Ее важно отличать от фактической прибыли, которая измеряется разницей только между доходами и собственно издержками (включающими действительные издержки и амортизационные отчисления). При отрицательной Э. п. рационален уход фирмы с рынка. В условиях долговременного равновесия Э. п. всех фирм стремится к нулю, но эта тенденция означает не то, что фирмы в отрасли работают неэффективно, а то, что сама отрасль является конкурентной. Лишь те фирмы, которые имеют собственные технические патенты или иные преимущества, позволяющие выпускать продукцию с издержками более низкими, чем у других, на краткосрочном этапе получат повышенную Э. п.
Производство товаров и услуг
непременно сопряжено с издержками,
которые состоят в затратах ресурсов.
Знание издержек производства необходимо
фирме для получения
Бухгалтерские издержки стоимость ресурсов, которые фирма приобрела у внешних поставщиков на рынке. Все выплаты фиксируются в бухгалтерских документах. Такой способ оценки издержек называется бухгалтерским, а оцененные с его помощью издержки бухгалтерскими издержками.
Основные статьи бухгалтерских издержек:
материальные затраты оплата сырья, материалов, топлива, энергии, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;мзатраты на оплату труда заработная плата наемных работников, а также другие выплаты, предусмотренные трудовыми договорами; отчисления на социальные нужды отчисления по установленным законодательством нормам в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд содействия занятости и т.п.; амортизация отчисления по установленным законодательством нормам, отражающие износ оборудования, зданий и т.п.; прочие затраты комиссионные платежи банку за кассовое и банковское обслуживание; проценты за кредит, арендные платежи; оплата работ и услуг, оказываемых другими фирмами; налоги и сборы, включаемые законодательством в издержки производства.
Величина бухгалтерских
Существует другой подход к оценке затрат ресурсов концепция альтернативных издержек (или издержек упущенных возможностей). Согласно этой концепции, издержки это ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования данного ресурса.
Описанный метод оценки затрат ресурсов называют экономическим, сами же издержки именуют альтернативными (или экономическими), а также издержками упущенных возможностей.
Альтернативные издержки играют большую роль в распределении капитала по отраслям экономики, так как он обычно устремляется в те отрасли, где эти издержки велики, стремясь превратить их в реальный доход.
Виды прибыли. В общем виде прибыль это разность между общей выручкой от реализации продукции и суммарными издержками. Если затраты ресурсов оценены бухгалтерским методом, то разность между выручкой и бухгалтерскими издержками образует бухгалтерскую прибыль. Если затраты ресурсов оценены экономическим методом, то разность между выручкой и альтернативными (явными и неявными) издержками дает экономическую прибыль. Явные издержки совпадают с бухгалтерскими, поэтому бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных (внутренних) издержек.
Бывает так, что по бухгалтерским меркам предприятие вполне благополучно. Оно получает прибыль, выплачивает владельцам дивиденды, платит налоги и т.п. Но экономическая прибыль оказывается отрицательной. Это означает, что ресурсы и деньги были вложены не лучшим образом. Занявшись иным видом бизнеса, фирма получила бы большую прибыль.
Величина нормальной прибыли тяготеет к средней, обычной в данной экономике норме прибыльности. Можно определить ее и по-другому: нормальным является минимальный уровень прибыльности, достаточный для того, чтобы владельцы предприятия считали для себя выгодным продолжение занятий данным видом бизнеса.
Сопоставим размеры всех трех показателей
прибыли. Чтобы получать бухгалтерскую
прибыль, фирме достаточно добиться
превышения доходов над явными издержками.
Чтобы предприниматели
Наконец, положительная экономическая прибыль всегда больше нормальной. Это стимулирует приток капиталов и предпринимательских талантов в соответствующую фирму или отрасль, ведь там доходность выше, чем в среднем по экономике.
25)Издержки производства. Себестоимость и цена: схожесть и различие.
Издержки производства — затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей.
Классификация издержек:
Экономические издержки = явные + неявные
В зависимости от бухгалтерских (явных) издержек формируется себестоимость произведенного товара.
Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.
Более полное определение себестоимости:
«Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию»
В экономической науке и для прикладных задач выделяется несколько типов себестоимости:
Полная себестоимость (средняя) — соотношение полных издержек к объему производства;
Предельная себестоимость — это себестоимость каждой последующей произведенной единицы продукции;
От себестоимости в
Цена – определенное кол-во денежных единиц, получаемых за товар.
Рыночная цена формируется с помощью цены спроса (по которой готовы купить) и цены предложения (по которой готовы продать).
Нормальная цена равна средним затратам производства.
По Марксу: цена - денежное выражение стоимости товара.
Схожесть цены и себестоимости: обе зависят от затрат производства.
Отличия – себестоимость определяется и зависит только от затрат производства, а цена формируется с помощью этих затрат, но также зависит от спроса и других внешних факторов.
26. Издержки предприятия и их виды: постоянные, переменные, общие и средние. Графическое изображение динамики различных видов издержек.
Издержки производства — затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей.
Постоянные издержки (FC) – издержки, объем которых не зависит от объема производимой продукции (амортизационные отчисления, аренда, з/п, % от банковских кредитов, страховые выплаты и т.д.).
Переменные издержки (VC) – издержки, объем которых зависит от объема производимой продукции (затраты на сырье, на электроэнергию, транспортные расходы).
Общие (совокупные) издержки (ТС) – сумма постоянных и переменных издержек, общий объем затрат на оплату факторов производства.
TC=ТFC+ТVC
Средние издержки (АС) – средний объем издержек на единицу продукции.
АС=ТС/Q
Предельные издержки (МС) – издержки от производства каждой дополнительной единицы товара.
Кривая предельных издержек пересекает кривые АТС и АVC в точках их минимального значения.
На основе второго графика можно выделить 4 модели развития фирмы в краткосрочном периоде:
В долгосрочном периоде:
Здесь АТС – издержки малого(1), среднего(2) и крупного(3) предприятия в краткосрочном периоде. Поэтому уместнее обозначения SATC.
АС – совокупные средние издержки долгосрочного периода, показывающие динамику издержек при росте объемов производимой продукции. Уместнее обозначение LATC.
27. Теория потребительского поведения.
Суверенитет потребителя - способность воздействия потребителя на производителя путем свободного выбора товара на рынке.
Свобода потребительского выбора очень важна. Ее ограничение может лишить возможности покупателя приобрести конкретный товар на рынке и повлиять на его производство. Решения будет приниматься административным путем и могут привести к кризису. Свобода выбора может быть искажена в результате:
следования потребителя за большинством покупателей (эффект присоединения к большинству или эффект подражания);
стремления потребителя
настойчивой демонстрации престижного потребления (эффект Веблена или эффект демонстрации исключительности).
Гипотеза о рациональности потребителя означает, что он стремится максимально эффективно распорядиться имеющимися у него средствами.
Маржиналистская теория поведения потребителя:
Анализ потребительского поведения (в математической интерпретации - функции полезности) требует знания критерия, который потребитель использует в своем свободном выборе. Таким критерием является полезность товара. Полезность - это степень удовлетворения, обеспечиваемая потреблением какого-либо блага. Причем в процессе потребления эта полезность снижается. Предельная полезность какого-либо товара - прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.
Первый закон Г. Госсена (закон убывающей предельной полезности): в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает.
На основе полезности формируется
потребительская стоимость
Общая полезность – суммарная полезность всех потребленных единиц.
Полезность связана с ценностью товара, которая зависит от внешних условий. Например, стакан воды в пустыне будет ценнее, чем золото.
Раз полезность снижается, то человек будет покупать дополнительные единицы товара только при понижении их цены. Отсюда возникает понятие излишков потребителя:
Если первая ед. товара стоит 5р, вторая – 4р, третья – 3р, а четвертая – 2р, то излишек потребителя на 4 ед. товара будет составлять 5-2+4-2+3-2+2-2=6р.
Ценовая дискриминация – установление разных цен на различные единицы одного и того же товара.
Ординалистский подход: возможность
сопоставления и сравнения
Кривая безразличия – геометрич