Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:25, шпаргалка

Описание

1) Основные этапы развития Экономической теории.
Впервые термин “политическая экономия” ввел в науч¬ный оборот француз Антуан де Монкретьен.
Первая школа полит экономии – меркантилизм (XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра).
Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства.

Работа состоит из  1 файл

Otvety_k_ekzamenu.doc

— 764.00 Кб (Скачать документ)

Основные черты: господство частной  собственности; свободное предпринимательство; многообразие форм собственности на средства производства; рыночное ценообразование  договорные отношения между субъектами экономики; упор на личные интересы (главный мотив эконом деятельности); вмешательство гос-ва в экономику ограничено.

2.Командная экономика – форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в гос-ной собственности и распределяются правительством в соответствии с жёстким планом.

Основные черты: господство гос-ной  собственности; административные методы в экономике( преимущественно в  форме приказов); отсутствие личного  интересов (инициативы); централизованное эконом планирование (гос план, в соответствии с которым осуществляется производство и распределение продукции).

Командная экономика – экономика  дефицита, несмотря на полную занятость  и полную загрузку производственных мощностей. Это связано с гос-ным  регулированием цен, гос-ным планированием.

3.Смешанная экономика – организация экономики, которая сочетает в себе рыночную эффективность с гос-ным регулированием, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги. При этой системе большое внимание уделяется соц сфере. Гос-во обеспечивает эконом и полит стабильность общества, сглаживает циклические колебания, кризисные явления и др.

4.Традиционная. Существует в ряде слаборазвитых стран. Экономические роли членов общества определяются обычаями и традициями, а также наследственной и кастовой принадлежностью. Её основные черты:

Низкий уровень развития производительных сил этой эк-ки

Низкие темпы эк-го роста

Традиционная р-я эк-ка управляется, регулируется и контролируется, главным образом, традициями, обычаями и, в значительной степени, религиозными канонами.

торговля развита слабо и  только с соседними государствами. Гос-во играет активную роль: следит за соблюдением традиций. Большую роль играет иностранный капитал.

6) Основные категории товарного хозяйства

 Товарная форма хозяйства зарождалась как противоположность натуральному хозяйству, сначала в отношениях между общинами, а затем проникла и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества.    

Товарное (рыночное) хоз-во – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.    

Для развития товарного хозяйства  необходимы были два условия:

     1. Общественное разделение труда, при котором каждый производитель специализируется на выработке определенного вида продукции. Специализация явилась основным условием для роста производительности труда, а в последствии и для технологических революций. Это явилось предпосылкой для создания некоторых излишков продукции сверх нужного для потребления внутри общины.      

2. Экономическое обособление производителей друг от друга как собственников, в силу чего возникла необходимость в обмене результатами труда.

   Общественное разделение  труда скорее является условием  возникновения товарного производства, а экономическое обособление  товаропроизводителей - причиной.

   Необходимо различать два вида товарного хозяйства:

. Простое (неразвитое) товарное производство - это производство продуктов для обмена самостоят-ми частными товаропроизводителями; это хозяйство ремесленников и крестьян. Оно основано на личном труде, а связь с рынком поддерживается через продажу излишков (сверх своего потребления) производимой продукции.

Капиталистическое (развитое) товарное производство основано на наемном труде и в полном объеме связано с рынком. Товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства (земля, труд капитал, предпринимательские способности). Происходит овеществление всей системы экономических отношений, которые выступают как отношения между вещами, возникает товарный фетишизм.

Концепция товарного фетишизма в целом, как и сам термин, полностью принадлежит К. Марксу. 

Товарное хозяйство при капитализме таким образом расширяется, становится основной формой экономической жизни. Товарные отношения здесь пронизывают все сферы и функции общественного хозяйства, а товар превращается, как писал К. Маркс, в его элементарную "клеточку". Свойственные натуральному хозяйству прямые экономические связи между производством и потреблением: "производство - распределение - потребление" сменяется при капитализме всеобщей опосредованной связью: "производство - обмен - потребление".

7)Происхождение и сущность  денег. Основные теории денег.

Деньги- вид финансовых активов, который может быть использован для совершения экономических сделок.; это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. В деньгах выражается национальное богатство и объем производимого годового продукта. Характерной чертой денег является их абсолютная ликвидность. Ликвидность – это способность благ обмениваться на другие блага с большей или меньшей лёгкостью. Они легко реализуемы, их везде от вас примут в обмен на благо или услугу.

Функция денег - соизмерение стоимостей, а функция меры стоимостей – это лишь частное проявление на определённой стадии развития производственных отношений.

Деньги выполняют 3 ф-ции:

  1. Мера стоимости. В деньгах измеряют свою стоимость другие товары и услуги.
  2. Средство обращения. Деньги позволяют осуществлять обменные сделки.
  3. Средство накопления. Деньги служат для осуществления сбережений.
  4. Cредство платежа (В качестве платежа выступают реальные деньги – золото, монеты, и бумажные деньги, кредитные карты)

Чтобы выполнять функции денег, сам денежный материал должен обладать рядом характеристик:

  1. Портативность (относительно большая ценность в малом объеме);
  2. Сохраняемость;
  3. Экономическая делимость ( часть целого стоит соответствующую часть от стоимости целого).

 Деньги возникли 6 - 7 тыс. лет  тому назад, бумажные стали  внедряться в Европе в 18 веке.

 Деньги возникли в процессе  товарного обращения.

Количество денег, необходимых  для обеспечения товарного обращения, зависит прежде всего от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.

  Денежная масса в обращении  - это не только наличные деньги, но и чековые вклады в банках. Она увеличивается, когда коммерческие банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда клиенты возвращают ссуды. Изменения в денежной массе влияют на совокупный спрос. Количество денег в обращении зависит и от скорости оборота каждой денежной единицы..

    Стоимость денег определяется  их редкостью по отношению  к их полезности. Полезность денег  состоит в их уникальной способности  обмениваться на товары и услуги  как сейчас, так и в будущем.  Количество товаров и услуг,  приобретаемых за денежную единицу, изменяется обратно пропорционально уровню цен.

  Когда индекс потребительских  цен растет, покупательская способность  денег падает, появляются деньги, не обеспеченные товарами, что  означает инфляцию. Она может  вызываться разными причинами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, когда расходы государства превышают его доходы, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом и другими факторами. 

   От того как поставлено  в обществе "управление" денежным  обращением, зависят темпы экономического  роста, стабильность уровня цен,  занятость населения, спокойное  или возбужденное его состояние.

Виды денег

• наличные деньги – банкноты, которые выпускают ЦБ стран, это казначейские билеты, выпускаемые министерствами финансов стран (в России-нет), и металлические деньги – монеты

• собственно деньги – это все наличные деньги и чеки, которые выписываются всем тем, кто положили свои наличные деньги в коммерческие банки на так называемые чековые вклады (депозиты).

• квазиденьги (почти деньги) – это бесчековые депозиты в коммерческих банках; это все те вклады до востребования, это все срочные вклады, это текущие счета фирм в коммерческих банках, и это государственные ценные бумаги

• кредитные деньги (банковские деньги) – это банкноты, чеки и векселя. Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая, что какое-то лицо купило у продавца товар в кредит

• электронные деньги, которыми расплачиваются с помощью электронных сигналов компьютеров и компьютерных сетей. (пластиковые карточки, кредитные карточки, дебетовые карточки)/

• безналичные деньги – это все текущие счета фирм и все депозиты в коммерческих банках.

Денежная масса – совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в экономике страны.

  Современная теория денег.

Сегодня ценность бумажных денег определяется тремя факторами:

1)Общепризнанностью бумажных денег  во всём мире. Люди к ним  привыкли, люди давно научились считать их деньгами, и у них не возникает никаких вопросов по этому поводу.

2)Стоимость, ценность бумажных  денег определяется декретивностью, т.е. номиналы бумажных денег  задаются государством, люди привыкли  к этому.

3)Главный фактор: стоимость, ценность бумажных денег определяется их редкостью, т.е. их соответствием суммам цен тех товаров и платных услуг, которые производятся в данной рыночной экономике в данном году. Как только это соответствие, будет нарушено, стоимость ценных денег изменится.

8)Рынок: содержание, функции, хозяйственный механизм.

  Рынок-  система отношений, в которой  связи покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения,где функционирует торговый капитал и не только он.

  Механизм рынка - это механизм  прогресса.

Рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Рыночный механизм действует как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей действовать в конечном счете на пользу потребителей. Рыночный механизм- механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимод продавцов и покупателей по поводу производства и потребления.

Функции рынка:

Интегрирующая функция рынка состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворить свои потребности. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.

Регулирующая функция рынка предполагает воздействие рынка на все стороны экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в произ¬водстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и с какой пользой.

Контролирующая  функция рынка играет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая  функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.

участникам рынка через постоянно  меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о  спросе и предложении товаров  и услуг на рынке.

Преимущества  рыночного механизма:

  1. - эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов;
  2. - возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными являются сведения об уровне цены и издержках);
  3. - гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия в режиме саморегулирования;
  4. - оптимальное использование достижений НТР;
  5. - регулирование и координация деятельности людей без принуждения, т. е. свобода выбора и действий экономических субъектов;
  6. - способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки  рыночного механизма:

  1. - не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
  2. - не имеет эффективного экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты);
  3. - не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона);
  4. - не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных;
  5. - не обеспечивает фундаментальные исследования в науке;
  6. - не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы и спады, инфляция, безработица и т. д.).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"