Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:25, шпаргалка

Описание

1) Основные этапы развития Экономической теории.
Впервые термин “политическая экономия” ввел в науч¬ный оборот француз Антуан де Монкретьен.
Первая школа полит экономии – меркантилизм (XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра).
Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства.

Работа состоит из  1 файл

Otvety_k_ekzamenu.doc

— 764.00 Кб (Скачать документ)

Условие максимизации прибыли для  конкурентной фирмы.

Тогда кривая спроса на продукцию  отдельной фирмы, работающей на рынке  совершенной конкуренции, является при рыночной цене абсолютно эластичной (прямая P=const, параллельная оси абсцисс), хотя спрос на продукцию отрасли в целом имеет обычный отрицательный наклон. (Рис.1) отрасль

Прибыль=TR-TC

Прибыль увеличивается, если P>MC, и уменьшается, если P<MC. 
Условие максимизации прибыли для конкурентной фирмы: P=MC

1.Фирма имеет положительную  экономическую прибыль, когда  цена больше средних затрат, при  оптимальном объеме выпуска. 

P>AC, π>0.

2. Фирма на имеет нормальную  прибыль, то есть экономическая  прибыль равна нулю, а цена равна средним издержкам.

P=AC, π>0

3. Фирма на при сложившейся  цене покрывает лишь переменные  затраты и часть постоянных  затрат, и несет убытки в размере  постоянных затрат, то есть цена  меньше средних издержек, но больше  средних переменных.

AVC<P<AC, π<0

В этой ситуации убытки меньше, чем  они могли быть, если бы фирма  вообще приостановила выпуск продукции.

при сложившейся цене покрывает  лишь переменные затраты и несет  убытки в размере постоянных затрат, то есть цена равна средним переменным издержкам.

P=AVC, то есть TR=VC, убытки = FC

5. Прекращение производства для  уменьшения убытков в краткосрочный  период. Если цена опускается  ниже средних переменных издержек, то в этом случае лучшим  выходом для фирмы является  временная приостановка производства. P<AVC, Q=0

Кривая предложения конкурентной фирмы.

Кривая предложения фирмы, стремящейся  максимизировать прибыль в условиях совершенной конкуренции, совпадает  с возрастающей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных затрат.

Монополия.

Монополия –  это рыночная структура, в которой  одна фирма является поставщиком  на рынок товара, не имеющего близких  заменителей.

  1. На рынке единственная фирма осуществляет весь выпуск. Действия фирмы оказывают влияние на рыночную цену.
  2. Монополист осуществляет контроль над ценой.
  3. Продукт монополии уникален.
  4. Высокие барьеры для вступления новых фирм в отрасль.

Барьеры вступления фирм в отрасль:

  1. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Такие отрасли называются естественными монополиями. Характерным признаком естественной монополии является снижение средних затрат вплоть до полного насыщения отраслевого спроса.
  2. Легальные барьеры: патенты и лицензии.
  3. Владение уникальными природными ресурсами.
  4. Директивный запрет заниматься некоторыми видами деятельности (государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции).
  5. Высокий начальный капитал, когда необходимо осуществить большие единовременные вложения в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли, нельзя вернуть.

Ограничения с которыми сталкивается монополист

  1. Кривая спроса для монополиста имеет отрицательный наклон.
  2. Монополист  должен продавать всю свою продукцию по одинаковой цене всем покупателям.

Условие максимизации прибыли  для монополии.

  1. Предельная выручка меньше цены при всех условиях выпуска. MR<P
  2. Для монополиста такая цена всегда выше предельных издержек. P>MC

Рынок монополистической  конкуренции.

Монополистическая конкуренция –  одна из форм несовершенной конкуренции.

Основные характеристики данной рыночной структуры:

    1. На рынке действует множество фирм. Каждая фирма на рынке настолько мала, что ни одна из них не находиться в существенной зависимости от действий других.
    2. Барьеры для входа фирм в отрасль относительно невелики.
    3. Товар дифференцированный, то есть товар одной фирмы несколько отличается от товара конкурентов.

Олигополия.

Олигополия-это  рыночная структура ,при которой  большая часть производства и  продаж осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий.

Наиболее важная черта олигополии состоит в том, что на рынке действует всего несколько фирм, поэтому специфическим фактором ценообразования в условиях олигополии является стратегический план реакции олигополиста на ожидаемые  действия конкурентов. Высокие барьеры затрудняют вход новых фирм. Можно выделить различные примеры поведения фирм на олигополическом рынке.

Сговор или картель фирм. Он предполагает явное или молчаливое соглашение между фирмами, чтобы установить цены и объемы выпуска.

Нескоординированная олигополия. При  отсутствии сотрудничества между олигополистами поведение фирмы становится непредсказуемым. Рыночная цена будет колебаться между ее конкурентным и монопольным уровнями. Олигополистическая взаимозависимость может принимать различные формы.

Лидерство в ценах. Фирмы не вступают друг с другом  в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным правилам. Лидерство в ценах стоит в том, что все крупные изменения цен проводит одна фирма (обычно самая крупная), а остальные фирмы следуют за лидером.

14)Пределы  возможностей рыночного механизма. Роль гос-ва в рыночной экономике. Смешанная экономика.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынков. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, конкуренции, падающего спроса, изменения предложения, равновесной цены и др.

     Рыночный механизм  – механизм формирования цен  и распределения ресурсов, механизм  взаимодействия продавцов и  покупателей товаров по поводу определения их количества, качества, структуры производства.

     Известно, что рыночный  механизм, хотя и представляет  собой хорошо отлаженный механизм, способный решать важнейшие экономические  задачи, стоящие перед обществом, все же не срабатывает в ряде областей хозяйственной жизнедеятельности. Такие ситуации, при которых рыночный механизм не может обеспечить эффективное использование ресурсов, принято называть провалами (фиаско, несостоятельностью) рынка.

     Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

Общественные  блага – товары и услуги, предоставляемые государством на благо всех граждан или большинства населения страны (образование, здравоохранение, жилье). Прямая плата за них отсутствует. Большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками.

Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не находящие отражение в ценах, которые распространяются также на людей, непосредственно не осуществляющих материальных или денежных затрат, но использующих побочные эффекты деятельности других, т.е. они касаются и производителей и потребителей. Отрицательные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Например, загрязнение воды, почвы, воздуха в результате работы частного предприятия. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательным внешним эффектом. Положительные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительным внешним эффектом.

 Несовершенная (асимметричная)  информация – ситуация, в которой часть участников рыночной сделки владеет важной информацией, которой не владеют другие заинтересованные лица; характерная для многих ситуаций в бизнесе. Как правило, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. Асимметричная информация приводит к несостоятельности рынка в регулировании распределения ресурсов. Факт асимметричной информации требует более активного участия правительства в регулировании экономики, ибо недостаточная информация может разрушить рынки.

Монополии – тип структуры рынка, в которых существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, т.е. обладает монопольной властью. Монопольная власть – возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Монопольная власть ведет к росту цен и сокращению объема выпуска. В результате ухудшается благосостояние потребителей и растет благосостояние фирм-монополистов.

Иногда  сюда относят также неспособность  рынка обеспечить нужным количеством  денег обращение.

Во всех этих случаях требуется вмешательство государства.

Последствия гос. регулирования рыночного ценообразования.

Основными средствами гос. воздействия являются:

Налоги  и дотация. В результате введения налога (акциза) в размере T единиц с  единицы проданной продукции  линия предложения сдвигается вверх  на величины налога от S1 к S2. Так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителю на T единиц дороже. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения. Дотация приводит к росту предложения. Тогда равновесная цена падает, а равновесный объем продаж растет. Воздействие гос-ва на процесс рыночного ценообразования посредством налогов и дотаций снижает экономическую эффективность функционирования рынка. Посредством налогов и дотаций гос-во осуществляет перераспределение благосостояния между экономическими субъектами.

4.Директивные  цены (установление верхних и нижних пределов цен)

- установление  «потолка цен». Если потолок цен  Pg установлен на уровне ниже, чем равновесная цена, то возникает дефицит в размере Qd(Pg)-Qs(Pg).

- установление  «пола цен». «Пол цен» связывается  с необходимостью гос. поддержки отраслей. При установлении директивной цены выше, чем равновесная, возникает избыток предложения, поэтому гос-во во избежание появления «черного» рынка с ценой ниже директивной, должно закупить все избыточное предложение Qs(Pg)-Qd(Pg), либо выплачивать дотацию на каждую единицу продукции, проданную сверх минимального объема Qd, либо ограничивать объем производства на уровне Qd, соглашаясь на чистые потери об-ва.

3.  Регулирование  количества. Политика протекционизма  – гос-во может квотировать  (ограничивать кол-во продаваемой продукции) объем продаж на рынке. Данная политика может привести к сокращению объема продаж до установленного в квоте Q2* и росту цены на рынке, так как ограниченное кол-во будет продано по максимально возможной цене P2*.

Смешанная экономика – организация экономики, которая сочетает в себе рыночную эффективность с гос-ным регулированием, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги. При этой системе большое внимание уделяется соц сфере. Гос-во обеспечивает эконом и полит стабильность общества, сглаживает циклические колебания, кризисные явления и др.

15)Экономические  функции гос-ва в рыночной экономике.

Последствия гос. регулирования рыночного цнообразования.

Основными средствами гос. воздействия являются:

Налоги и дотация. В результате введения налога (акциза) в размере T единиц с единицы проданной продукции  линия предложения сдвигается вверх  на величины налога от S1 к S2. Так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителю на T единиц дороже. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения. Дотация приводит к росту предложения. Тогда равновесная цена падает, а равновесный объем продаж растет. Воздействие гос-ва на процесс рыночного ценообразования посредством налогов и дотаций снижает экономическую эффективность функционирования рынка. Посредством налогов и дотаций гос-во осуществляет перераспределение благосостояния между экономическими субъектами.

4.Директивные цены (установление  верхних и нижних пределов  цен)

- установление «потолка цен». Если  потолок цен Pg установлен на уровне ниже, чем равновесная цена, то возникает дефицит в размере Qd(Pg)-Qs(Pg).

- установление «пола цен». «Пол  цен» связывается с необходимостью гос. поддержки отраслей. При установлении директивной цены выше, чем равновесная, возникает избыток предложения, поэтому гос-во во избежание появления «черного» рынка с ценой ниже директивной, должно закупить все избыточное предложение Qs(Pg)-Qd(Pg), либо выплачивать дотацию на каждую единицу продукции, проданную сверх минимального объема Qd, либо ограничивать объем производства на уровне Qd, соглашаясь на чистые потери об-ва.

3.  Регулирование количества. Политика  протекционизма – гос-во может квотировать (ограничивать кол-во продаваемой продукции) объем продаж на рынке. Данная политика может привести к сокращению объема продаж до установленного в квоте Q2* и росту цены на рынке, так как ограниченное кол-во будет продано по максимально возможной цене P2*.

16)Государственное  вмешательство: альтернативные подходы  (кейнсианский и неоклассический).

Основные направления экономической мысли - кейнсианское и неоклассическое.

        Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Данная теория доказывает необходимость создания “эффективного спроса” как условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока инвестиций должно сыграть государство с его не только кредитно-денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответствующей системы налогов, не исключая всякого рода компромиссов и способов сотрудничества государственной власти с частной инициативой.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"