Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:25, шпаргалка
1) Основные этапы развития Экономической теории.
Впервые термин “политическая экономия” ввел в науч¬ный оборот француз Антуан де Монкретьен.
Первая школа полит экономии – меркантилизм (XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра).
Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства.
Недостатки рыночного механизма саморегулирования предопределяют необходимость государственного вмешательства в экономику, но преимущества этого механизма требуют такого вмешательства государства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.
Формы рынков:
• Личный контакт (цены устанавливаются заранее, до процесса купли-продажи)
• Безличный контакт (цены складываются непосредственно в процессе купли-продажи)
9)Структура и инфраструктура рынка.
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Классификация структуры рынка
Некоторые из выделенных рынков также
неоднородны и имеют
Не менее многолик и разнообразен
финансовый рынок, где предметом
купли-продажи выступают
Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:
деятельность по сбору, обобщению
и распространению
деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах; деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.(+ в учебнике и в лекции есть 18 элементов инфраструктуры)
Инфраструктура рынка
В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы
`
Спрос- это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей продукта. Спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар.
Функция спроса – зависимость объема
спроса от определяющих его факторов.Qd=Q(P,Pc,Ps,I,T,
Qd – количество товара, которое покупатели желают и могут (готовы) приобрести в единицу времени при данной цене. (P-цена товара, Рс-цена товаров, дополняющий данный товар в потреблении,Ps-цены товаров, заменяющих данный товар в потреблении, I-доход потребителя, Т-вкусы и предпочтения потребителя, Е-ожидания потребителей, N- количество потребителей)
Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Все факторы, кроме цены данного товара, называется неценовыми детерминантами спроса.
Между ценой данного товара и величиной спроса на него существует обратная зависимость: чем выше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях, которая называется законом спроса.
Исключение из закона спроса называется «парадокс Гиффена»: рост цены приводит к росту величины спроса на благо.
Qd=a-bP, где Qd- количество спроса на товар, Р- цена данного товара, а- минимальный, не зависящий от цены объем спроса, b- коэффициент, характеризующий реакцию потребителей на изменение цены.
Неценовые детерминанты спроса
1.Изменение доходов
Спрос на товар зависит от изменения доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар при прочих равных, то такой товар называется нормальным товаром. Товары, которые люди начинают покупать в меньших количествах если их доход возрастет при прочих равных условиях – инфериорные ( низшие ) товары.
Блага:
1.Нормальные – блага, спрос на которые растет при росте доходов.
2.Инфериорные – блага, спрос на которые падает при росте доходов.
2.Изменение цен других товаров, связанных с данным товаром.
Спрос на товар зависит от изменения цены на другой товар. Если рост цены одного товара вызывает рост спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимозаменяющими. Если рост цены одного товара вызывает падение спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимодополняющими.
3. Ожидания покупателей:
4.Число покупателей: Спрос
5. Вкусы и мода.
6. Государственное регулирование
Если повышаются налоги на заработную плату, то располагаемый доход покупателей снижается, что приводит к понижению спроса на товар.
Изменение неценовых факторов спроса приводит к сдвигу кривой спроса.
Рост спроса – сдвиг вправо вверх, падение спроса – сдвиг влево вниз.
Рыночный спрос это общий объем спроса всех потребителей данного товара.
Рыночный спрос на благо образуется в результате сложения идивидуальных способов всех потребителей данного блага.
Предложение(supply)-обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных продавцов продукта.
Qs=Q(P,Pr,Pa,Tech,N,t or sb,E) (Qs-объем
предложения товара, P-цена товара, Pr-цены
ресурсов, используемыхв производстве
товара, Pa-цены альтернативных товаров,
которые могут быть произведены с помощью
тех же ресурсов, что и данный товар,Tech-технологии,
применяемые в производстве товара и характеризуемая
соотношением факторов производства,N-количество
продавцов,t or sb-налоги(tax)или субсидии(subsidy),вводимые
гос-вом для регулирования рынка товара,E-ожидания(
Все факторы, кроме цены данного товара, называются неценовыми детерминантами предложения. Объем предложения-это количество товара, которое продавцы желают и имеют возможность предложить к продаже в единицу времени при данной цене. Кривая предложения-кривая, показывающая, какое количество блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Чем выше цена, тем больше величина предложения при прочих равных условиях.
Изменение цены приводит к изменению величины предложения, что означает движение вдоль кривой предложения. Qs=Q(P)
Индивидуальное предложение-
Изменение неценовых факторов предложения приводит к сдвигу кривой предложения.
1.Применение более
2. Изменение цен на эк. ресурсы. Рост цен приводит к росту затрат на производство, поэтому предложение уменьшается, и наоборот.
3. Введение потоварного налога (или субсидии) на продавцов.
4. Изменение цен на другие товары.
5. Ожидания изменения цен на товар в будущем.
6. Число продавцов на рынке.
Цена равновесия-цена, при которой объем спроса равен объему предложения.
Под равновесным качеством подразумевается такое количество товара, при котором цена спроса равна цене предложения. При равновесной цене рынок устойчив.
Равновесие на товарном рынке означает, что величина спроса равна величине предложения, цена спроса равна цене предложения: Qd=Qs; Pd=Ps.
При данном количестве товара Q* максимальная цена, по которой себе могут позволить приобрести его покупатели (цена спроса Pd)совпадает с ценой, минимально приемлемой для продавцов (цена предложения Ps), что и будет означать установление на данном рынке единой устойчивой равновесной цены P*, по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара Q*.
Для любой цены выше равновесной объем предложения превышает объем спроса, таким образом возникает избыток товаров на рынке, то есть избыточное предложение. Величина избыточного предложения=Qs1(P1)-Qd1(P1)
Для любой цены ниже равновесной
объем спроса превышает объем
предложения и приводит к избыточному
спросу. Величина избыточного спроса=Qs2(P2)-Qd2
Для определения параметров равновесия необходимо: 1.) приравнять друг к другу функции спроса и предложения и решить полученное уравнение относительно цены; 2.) подставить полученное значение цены в функцию спроса или в функцию предложения.
Qd=a-bP, Qs=c+dP
a-bP=c+dP
P*=(a-c)/(b+d)
Q*=(bc+ad)/(b+d)
Изменение рыночных условий
Реакция на изменение спроса. Спрос вырос=>равновесная цена и равновесный объем продаж вырастут, и наоборот.
Реакция на изменение предложения. Спрос вырос=>равновесная цена упадет, а равновесный объем продаж увеличится, и наоборот.
Реакция на одновременное изменения
спроса и предложения. Предложение
и спрос выросли одновременно=>
Последствия гос. регулирования рыночного цнообразования.
Основными средствами гос. воздействия являются:
Налоги и дотация. В результате введения налога (акциза) в размере T единиц с единицы проданной продукции линия предложения сдвигается вверх на величины налога от S1 к S2. Так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителю на T единиц дороже. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения. Дотация приводит к росту предложения. Тогда равновесная цена падает, а равновесный объем продаж растет. Воздействие гос-ва на процесс рыночного ценообразования посредством налогов и дотаций снижает экономическую эффективность функционирования рынка. Посредством налогов и дотаций гос-во осуществляет перераспределение благосостояния между экономическими субъектами.
Директивные цены (установление верхних и нижних пределов цен)
- установление «потолка цен». Если потолок цен Pg установлен на уровне ниже, чем равновесная цена, то возникает дефицит в размере Qd(Pg)-Qs(Pg).
- установление «пола цен». «Пол
цен» связывается с
3. Регулирование количества. Политика
протекционизма – гос-во может
квотировать (ограничивать кол-
Четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.
Рынок совершенной конкуренции.
На рынке присутствует одновременно множество фирм и покупателей. Действия одной фирмы не оказывают влияния на рыночную цену.
Конкурентная фирма является «ценополучателем», который не может повлиять на цену своего продукта.
Фирмы в данной отрасли производят однородную продукцию (стандартизированную).
Отсутствуют барьеры для входа фирм в отрасль и выхода из нее.
Все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на ресурсы, необходимых для производства. Все покупатели осведомлены о характеристиках товара. Все продавцы располагают равной информацией о технологии производства.