Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:25, шпаргалка
1) Основные этапы развития Экономической теории.
Впервые термин “политическая экономия” ввел в науч¬ный оборот француз Антуан де Монкретьен.
Первая школа полит экономии – меркантилизм (XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра).
Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства.
Если для потребителя будет меняться уровень полезности наборов товаров, кривая безразличия будет смещаться. Совокупность кривых безразличия, помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия. Данная карта описывает предпочтения потребителя.
Для кривой безразличия характерны следующие свойства:
Наклон любой из кривых безразличия выражает пропорцию, в которой потребитель готов заменить один товар в наборе на другой. Для измерения этой пропорции используют специальный показатель - предельную норму замещения.
Предельная норма замещения - это максимальное количество товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара.
Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) - черта покупательной способности потребителя, ограничивающая комбинацию товаров, которые могут быть приобретены на рынке при данном уровне денежного дохода (зависимость от доходов и цены).
P1Q1+P2A2<=R
Q2=R\P2 – P1Q\P2
Равновесие потребителя устанавливается в той точке (при таком наборе товаров), когда достигается наибольший возможный уровень полезности при данном бюджетном ограничении. Это точка Е, которая носит название оптимума потребителя.
Эффект дохода – при снижении цены товара, реальный доход потребителя увеличивается, что дает ему возможность приобрести больше товаров.
Эффект замещения - если цена на товар падает, он становится дешевле других схожих товаров, поэтому потребитель по закону рациональности поведения начнет потреблять данный товар вместо других, более дорогостоящих товаров.
28. Принцип предельной полезности и его роль в ценообразовании.
Смотри билет 27.
29. Поведение потребителя и классификация спроса.
Поведение потребителя – смотри билет 27.
Классификация спроса с наших лекций:
30. Понятие, структура, кругооборот и повышение отдачи основных средств фирмы.
К основным средствам относятся средства производства, неоднократно участвующие в производственном процессе, сохраняющие при этом свою натуральную форму, переносящие свою стоимость на производимую продукцию по частям по мере снашивания. К ним относятся средства производства со сроком службы более 12 месяцев.
К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и вложения в арендованные объекты основных средств.
В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Для учета, анализа и оценки основные
средства группируются по функциональному
назначению; по отраслевому признаку;
по вещественно-натуральному составу;
по степени участия в
О том, насколько быстро идет этот процесс, можно судить по коэффициентам выбытия и обновления основных средств:
Большие значения этих коэффициентов наблюдаются тогда, когда на предприятии идет интенсивная замена оборудования вследствие реконструкции или модернизации производства.
Для того чтобы судить, насколько эффективно используются основные средства, существует ряд показателей, среди которых важнейшими являются фондоемкость и фондоотдача.
Фондоотдача – это прямая величина, характеризующая уровень отдачи капитала.
Фондоемкость или коэффициент закрепления основных средств - это величина обратная показателю фондоотдачи.
Зная фондоемкость продукции, можно рассчитать потребность в основных средствах.
Фондоемкость и фондоотдачу относят к обобщающим показателям. Кроме обобщающих, существуют частные показатели эффективности использования основных средств, которые характеризуют использование отдельных групп основных средств. Важнейшими из них являются коэффициенты использования оборудования. К ним относят коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования оборудования, а также интегральный коэффициент.
Коэффициент экстенсивного использования оборудования показывает использование его во времени. Различают коэффициенты использования календарного и режимного фонда времени.
Календарный фонд составляет 365 ´ 24 = 8760 ч. Режимное время зависит от характера производственного процесса. Для непрерывных процессов оно равно календарному, для прерывных – календарному за минусом выходных и праздничных дней.
Коэффициент интенсивного использования оборудования отражает уровень использование его по производительности:
Интегральный коэффициент –
характеризует использование
Эффективность функционирования предприятия в целом в большой степени зависит от уровня использования его основных средств. Не меньшую роль в деятельности предприятия играют и нематериальные активы.
32. Кривая безразличия и ее свойства.
Кривая безразличия – геометрич
Если для потребителя будет меняться уровень полезности наборов товаров, кривая безразличия будет смещаться. Совокупность кривых безразличия, помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия. Данная карта описывает предпочтения потребителя.
Для кривой безразличия характерны следующие свойства:
Наклон любой из кривых безразличия выражает пропорцию, в которой потребитель готов заменить один товар в наборе на другой. Для измерения этой пропорции используют специальный показатель - предельную норму замещения.
Предельная норма замещения - это максимальное количество товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара.
34)Производственная функция.
Производственная функция, также функция производства — экономико-математическая количественная зависимость между величинами выпуска (количество продукции) и факторами производства, (затраты ресурсов, уровень технологий и др.) может выражаться как множество изоквант.
Q = f(L,K,M),
где Q - максимальный объем продукции, произведенной при данной технологии и определенных факторах производства; L - труд; К - капитал; М - материалы; f - функция.
3 основных производственных функции:
Q=aK+bL
a, b – коэффициенты пропорциональности замещения.
Q=min{aK,bL}
a, b – показывают на сколько % изменится выпуск продукции, если затраты капитала или труда изменить на 1%.
35. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Поведение предприятия в условиях совершенной (чистой) конкуренции. Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей.
Поэтому спрос на продукцию отдельного производителя является совершенно эластичным. Конкурентная фирма в краткосрочном периоде располагает неизменным капиталом и пытается максимизировать прибыль путем изменения объемов производства, варьируя переменными факторами (труд, материалы и т.п.).Равновесное положение фирмы – это позиция фирмы на рынке, при котором она достигает своей цели, т.е. максимизирует прибыль. Для нахождения равновесного положения проведем анализ доходов и расходов фирмы, выраженных в валовых показателях, при изменении объемов производства (табл.) Введем два показателя, характеризующие доход фирмы:
Средний доход AR – усредненный доход фирмы, получаемый от реализации единицы продукции
Предельный доход MR – прирост дохода фирмы от продажи дополнительной единицы продукции .Поскольку на рынке совершенной конкуренции цена товара устанавливается рынком и является равной для всех торговцев, на таком типе рынка средние и предельные доходы фирмы равны рыночной цене товара: Û
37) Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции.
Модель поведения фирмы в
условиях монополистической конкуренции
представляет собой сочетание моделей
монополии и совершенной
1) график спроса на продукцию фирмы является
не горизонтальной линией (как в условиях
совершенной конкуренции), а имеет нисходящий
характер (как в условиях монополии). Но
при этом график спроса на продукцию фирмы
более эластичен, чем график отраслевого
спроса, так как на рынке производятся
товары, являющиеся частичными субститутами;
2) благодаря небольшому размеру фирм отсутствуют
ощутимые барьеры на входе, что способно
запустить в действие механизм «парадокса
прибыли». Но при этом, в отличие от совершенной
конкуренции в долгосрочном периоде, экономическая
прибыль лишь стремится к нулю, а не достигает
его;
3) благодаря достаточно большому числу
фирм и дифференцированности товаров
у разных фирм, каждая из фирм может осуществлять
собственную ценовую политику, не опасаясь
реакции конкурентов.
Итак, механизм ценообразования в условиях
монополистической конкуренции содержит
элементы, присущие как рынку совершенной
конкуренции, так и монополизированному
рынку. Специфическим результатом взаимодействия
этих элементов является установление
долгосрочного рыночного равновесия при
цене, превышающей предельные издержки
(свойство монополизированного рынка),
но равной средним издержкам (свойство
рынка совершенной конкуренции). Условия
монополистической конкуренции не позволяют
осуществлять выпуск с минимально возможными
при данной технологии затратами производства.
Вследствие этого равновесная цена на
продукцию монополистического конкурента
содержит “плату за разнообразие”. Специфика
положения монополистического конкурента
проявляется также в том, что функция спроса
на его продукцию зависит от его общих
издержек, поскольку затраты на рекламу,
повышение качества продукции и обслуживания
покупателей увеличивает спрос на продукцию
фирмы.
42)Особенности формирования цен на рынке труда. Заработная плата.
Рынок труда – система экономич. механизмов, норм, институтов, обеспечивающих воспроизводство раб. силы и ее использование. Труд – целесообразная деят-сть человека, реализация его умственных и физических возможностей в процессе произв-ва; это процесс потребления раб. силы; он отличается осознанностью действий, направлен на достижение опред. результата.
На рынке труда работник продает не свой труд, а способность к труду – раб. силу, причем на время. По теории К. Маркса труд не может быть товаром, т.к. не существует до начала произв-ва, и не имеет стоимости, т.к. стоимость сама определяется по затратам труда. Раб. сила – товар, имеющий опред. стоимость (цену) и потребительную стоимость (полезность). Стоимость раб. силы определяется общественно необходимым временем на воспроизв-во раб. силы и стоимостью жизненных средств, необходимых для воспроизв-ва. Обеспечение нормального воспроизв-ва раб. силы составляет экономическую функцию з/п. Специфика полезности раб. силы как товара: раб. сила способна производить стоимость больше, чем собственная. Эта разница составляет прибавочную стоимость.
В основе теории з/п лежит вопрос о вознаграждении за труд. Заработная плата – цена услуг труда, факторный доход наемного работника. Номинальная з/п – сумма денежных средств, полученных работником за отработанное время. Реальная з/п – кол-во товаров и услуг (экономич. благ), кот. можно приобрести за номинальную з/п. Объем реальной з/п зависит от объема номинальной з/п, уровня цен, уровня инфляции. основные формы з/п: сдельная – определяется величиной выполненной работы (кол-вом выпущенной продукции) и сдельными расценками за единицу продукции; повременная – размер з/п устанавливается в зависимости от отработанного раб. времени.
W SL(MRCL)
wE
DL(MRPL)
0 LE L
СПРОС- это количество рабочей силы, которое готовы нанять производители в определенный момент при заданном уровне зарплаты.
Спрос на труд, который предъявляется на рынке фирмами, зависит от двух факторов: во-первых, от придельной производительности труда и, во-вторых, от предложения других факторов производства.
Руководитель фирмы, желающий нанять работника, увеличивает спрос на труд до тех пор, когда заработная плата придельного рабочего не будет равна получаемой фирмой от его использования выручке.
Таким образом, производительность предельного работника определяет не только его зарплату, но и зарплату остальных.
Кривая спроса на труд со стороны руководителя фирмы это график функции предельной производительности труда (МRPL) от его цены (W)(рис 4 приложение)