Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:25, шпаргалка
1) Основные этапы развития Экономической теории.
Впервые термин “политическая экономия” ввел в науч¬ный оборот француз Антуан де Монкретьен.
Первая школа полит экономии – меркантилизм (XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра).
Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства.
Коммерция – торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. Основная цель современной коммерции – всестороннее обслуживание непосредственно производства и рационализация сферы обращения.
К новейшим формам предпринимательства можно отнести лизинг (своеобразное сочетание аренды и кредита для реализации средств производства) и факторинг (форма коммерческой деятельности, ускоряющая торговые сделки по реализации продукции путем покупки у производящей фирмы требований к своим клиентам).
ФИРМА — самое общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, коммерческой организации. Различают разновидности фирм: аффилированная — близкая, родственная фирма, присоединенная к более крупной материнской компании в виде филиала, дочерней фирмы; брокерская — посредническая фирма, преследующая коммерческие цели и действующая по поручению и за счет клиентов; венчурная — мелкая или средняя инвестиционная фирма, финансирующая научные исследования, инженерные разработки; инвестиционная — занятая инвестированием и операциями с ценными бумагами; инжиниринговая, специализирующаяся на предоставлении инженерно-консультационных услуг; инновационная, созданная для отработки новых технологий на базе результатов научно-исследовательских работ фирмой, которая становится ее совладельцем; консалтинговая, сфера деятельности которой — консультации в различных сферах; производственная, занятая изготовлением конкретной продукции; торговая, занимающаяся торгово-посреднической деятельностью; риэлторская, занимающаяся операциями в сфере недвижимости.
ФИРМА [firm] — основной экономический субъект в рыночной экономике, элемент экономической системы, в котором происходит преобразование затрат (входов) в результаты экономической деятельности (выходы), причем стоимость затраченных фирмой ресурсов (факторов производства) возрастает на величину добавленной стоимости. Деятельность Ф. тесно связана с получением прибыли, что отличает ее от экономических объектов — домашних хозяйств, правительств, бесприбыльных общественных институтов и т. п. Будучи элементом рынка, Ф. участвует в конкуренции, может обладать монопольной властью или монопсонической властью, быть прайс-тейкером или прайс-мейкером при решении вопросов определения цен на свою продукцию. Различается ряд форм собственности (государственная, акционерная, коллективная, семейная и др.) и форм организации управления Ф. (предпринимательская, менеджерская и др.), а также форм объединения Ф. в корпорации, холдинговые компании, концерны.
Фирма является основной структурной единицей рыночной экономики. Фирма (предприятие) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.
Любое предприятие имеет конечную, главную цель – получить максимально возможную прибыль. Но получить оно ее может, если в лучшем виде, нежели другие производители, удовлетворяет спрос потребителей.
Классификация предприятий:
в зависимости от ассортимента выпускаемой продукции:
Однопрофильные предприятия занимаются выпуском и реализацией одного продукта. Современные предприятия – это в основном многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает предприятие более устойчивым в период экономических спадов, сложившейся неблагоприятной конъюнктуры в отношении одного из выпускаемых товаров и т.п.
в зависимости от занятых на производстве и размеров производственной деятельности:
Предприятия делятся на мелкие (малые), средние и крупные. Например, в России в сфере промышленности малым считается предприятие, где средняя численность занятых не превышает 100 человек.
По организационно-правовой форме предприятия различаются как: индивидуальные частные предприятия, партнерства (товарищества), корпорации. Индивидуальное частное предприятие - это предприятие, находящееся в индивидуальном частном владении. Владелец фирмы является собственником всех ресурсов предприятия, организует и управляет производством в собственных интересах, распоряжается доходом, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем обязательствам фирмы (то есть несет неограниченную ответственность).
Достоинствами такого предприятия являются: простота организации предприятия, нет проблем с учредительством; свобода действий, сам себе хозяин; сильные экономические стимулы, все зависит от собственника и все достается собственнику.
Но недостатки этой организационно-правовой формы предприятия также значительны: ограниченность собственных финансовых и материальных ресурсов, трудности получения кредита; предприниматель вынужден выполнять все основные управленческие функции, нет специализации в управлении производством; неограниченная ответственность, собственник рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей личной собственностью.
Партнерство (товарищество) - это предприятие, организованное двумя или несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими предприятием. Партнерства возникли как организационно-правовая форма, в какой-то степени устраняющая недостатки индивидуального частного предприятия. Партнеры объединяют свои финансовые ресурсы и профессиональные навыки. Точно так же они распределяют риски, делят прибыли или убытки. Партнерства жизнеспособны при ограниченном числе участников. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью, где наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность предприятия, есть участники с ограниченной ответственностью.
У партнерств есть несколько преимуществ: их так же легко организовать, как и индивидуальное частное предприятие; используется специализация в управлении; расширяются финансовые возможности, увеличивается собственный капитал и улучшаются возможности получения кредита.
Партнерство как
организационно-правовая форм
Большинство недостатков индивидуального
частного предприятия и партнерства
снимаются при такой
Преимущества корпорации определяют ведущую роль этой формы предприятий в рыночной экономике: в значительной степени снимается проблема финансовых ограничений. Корпорации привлекают дополнительный капитал путем продажи акций. Фондовые биржи, где продаются и покупаются акции, облегчают процесс привлечения капитала в корпорацию. Большая надежность корпораций делает более доступным банковский кредит; это предприятие с ограниченной ответственностью. Собственники корпорации (держатели акций) рискуют только суммой, которую они заплатили за акции. В случае банкротства кредиторы предъявляют иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам; привлекая денежный капитал, корпорация имеет больше возможностей увеличивать масштабы производства, использовать современную технологию; имеются также большие возможности использования специализации в производстве и управлении предприятием; корпорация более стабильна, что открывает возможности для перспективного планирования и роста. Будучи юридическим лицом, она не может внезапно исчезнуть в отличие от индивидуальной частной фирмы.
Преимущества корпорации значительны, но у этой формы предприятий существуют и недостатки: достаточно сложна процедура регистрации корпорации как юридического лица; в этой организационно-правовой форме заложены возможности для злоупотреблений. Ограниченная ответственность иногда позволяет избежать личной ответственности за сомнительные операции; двойное налогообложение прибыли. Это относится к той части прибыли, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций; в корпорации возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. Собственники-акционеры нанимают управляющих. Большинство акционеров, держателей мелких пакетов акций, практически не могут влиять на действия управляющих. Менеджеры компаний могут действовать не в интересах собственников, могут лично обогащаться за счет компании.
В этом типе классификации речь идет о размере предприятия, о его потенциале. Наиболее распространено такое деление в отношении производственных предприятий, когда представляется возможным определить производственную мощность путем расчета максимально возможного выпуска продукции за определенный период времени (сутки, месяц, год). Это не препятствует, тем не менее, распространению суждения о степени концентрации производства и на любые сферы предпринимательской деятельности -туристическую, банковскую, страховую и т.п.
Концентрация -1) сосредоточение, объединение производства капитала в одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких фирм. Наращивание капитала путем соединения капиталов разных собственников, а также за счет превращения прибыли в капитал. Концентрация производства - сосредоточение выпуска родственных видов продукции на крупных предприятиях.
Концентрация производства дополняется централизацией капитала-объединением ряда производств в одно крупное предприятие на базе машинной техники.
В мировой практике используется членение предприятий на три группы -малые, средниеи крупные. Такое деление в целом довольно условно и в каждой стране имеет свои национальные обоснования.
В основу деления в общем случае принимаются показатели численности работников. Важную роль играет характеристика стоимости имущества предприятия (основных производственных фондов) или объем выпуска продукции в стоимостной или натуральной форме.
В Советском Союзе в условиях
социалистической системы хозяйства
малые предприятия
С учетом высокого уровня технического
и технологического развития производства
в оценке экономики возрастает роль
потенциала предприятия, характеристик
его производственного имуществ
Подразделение предприятий на малые, средние и крупные определяется во многих странах в связи с интересами деловых кругов, поскольку оно вытекает из государственной политики стимулирования предпринимательства. Вместе с тем, существуют некоторые устоявшиеся во времени взгляды, позволяющие относить к крупным предприятиям те, на которых занято более 500 работников. К малым предприятиям часто причисляют те, где число работников не превышает 50 человек, иногда несколько более, но чаще- даже менее. При этом численность дифференцируется в зависимости от сферы предпринимательской деятельности.
В России в настоящее время нет
определенных регламентации в отношении
численности работников крупных
или средних предприятий. Однако
для малых предприятий
Преимущества крупных, а также и средних предприятий включают возможность достижения лучших экономических показателей за счет концентрации усилий, ресурсов, за счет специализации, позволяющей использовать высокопроизводительное сложное оборудование при существенной интенсивности использования. Речь идет об эффекте масштаба.
Преимущества малых
Малые предприятия не вступают в прямое соперничество с большим бизнесом и не противостоят ему. Они занимают свойственные им ниши рынка и в меру возможности и необходимости взаимодействуют с крупными предприятиями, принимая на себя решение тех задач, выполнение которых затруднительно или экономически невыгодно в большом бизнесе.