Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:38, курсовая работа
Выделяют шесть основных типов наступательных стратегий: стратегии, направленные на сбалансирование или превосходство сильных сторон конкурентов; стратегии, направленные на использование слабостей конкурентов; стратегии, предусматривающие наступление одновременно по нескольким направлениям (фронтальное наступление); стратегии, ориентированные на освоение незанятых и создание новых рынков; стратегия отвлечения и партизанская война. Вкратце рассмотрим их суть, условия применения и некоторые разновидности.
Потом
она использовала стратегию прямой
ценовой войны и добилась успех
Для нефтяных компаний, конкурирующих с «ЛУКОЙЛом», достаточно перспективным представляется использование недостатков, дополняющих каждое или хотя бы некоторые из основных стратегических направлений развития компании.
По аналогичной схеме использования свободных, но важных для конкретного игрока сегментов в ХХ в. развивался весь мировой рынок нефти.
Первоначально такие крупные корпорации, как Standad Oil, Shell и др., развиваясь как вертикально интегрированные, распространили свое влияние на все мировые рынки нефти.
Во второй половине ХХ в. была создана ОПЕК, первоначальной и главной целью которой было установление контроля национальных компаний над запасами нефти в странах, вошедших в эту организацию.
Однако
страны ОПЕК не имели совсем или
имели ограниченный выход на рынки
сбыта нефтепродуктов, где всегда
была возможность конкурировать
с мировыми нефтяными грандами. Стремясь
преодолеть это отставание и использовать
большую емкость бурно
Многие
европейские и
Во второй
половине ХХ в. в связи с насыщением
рынка и обострением
Таким
образом были использованы особенности
ситуации, ослабившие одни компании, чем
не замедлили воспользоваться
Подобно тому, как Cyrix сумела использовать недостатки Intel, и подобно тому, как национальные нефтяные компании использовали недостатки своих противников в соответствии с тенденциями мирового рынка нефти, следует разрабатывать основные стратегические подходы для организации конкурентной атаки на «ЛУКОЙЛ» или на других наиболее представительных участников рынка нефтяной отрасли.
Рассмотрим
некоторые из приведенных выше направлений
стратегического развитиякомпан
Наиболее перспективными для решения этой задачи автору представляются следующие три стратегических фактора из приведенного перечня.
· Совершенствование системы управления компанией на основе укрепления централизации и координации деятельности вертикально интегрированных составляющих.
· Интенсификация методов добычи для повышения КИН (коэффициента извлечения нефти) путем применения новых передовых технологий.
· Значительное
увеличение мощности сектора нефтепереработки
и объемов выпуска
Приоритетность каждого из перечисленных факторов для самого «ЛУКОЙЛа» определить достаточно сложно, хотя это и разрешимая задача, но она не является в настоящий момент предметом исследования.
Рассмотрим
приведенные направления
Первый
из перечисленных факторов в настоящее
время все больше становится объектом
внимания руководства, так как происходит
усложнение бизнеса во всех его компонентах:
в нефтедобыче, переработке, доставке
и сбыте. Эта возрастающая сложность
проявляется в существовании
большого количества отдельных организаций,
зависящих от материнской холдинговой
компании, которой приходится сталкиваться
с центробежными тенденциями
многочисленных АО и ООО, пытающихся
реализовать самостоятельную
«ЛУКОЙЛ» еще в 1995 г. начал консолидацию своих активов, обменивая акции подчиненных организаций на акции головной компании. Это непростой процесс, так как большинство акций находилось в собственности миноритарных владельцев —сотрудников предприятий.
Кроме того, усиление централизации руководства выражается в формировании во всех структурах холдинга единой системы планирования и отчетности за выполнение планов и распоряжение финансами.
В то же время, дочерним фирмам и компаниям предоставлена значительная самостоятельность в организации оперативного руководства производственными процессами для выполнения основных стратегических показателей, устанавливаемых на уровне управления всем холдингом.
Целью
такой самостоятельности
Недостатки
вертикально интегрированной
Кроме
того, стратегический контроль всех этапов
работы с нефтью и ее продуктами
приводит к многократному
Отсюда, возможным направлением конкуренции с крупными российскими ВИНК с точки зрения организационной структуры можно считать создание специализированной компании, построенной по принципу ограниченной интеграции или объединяющей два технологических процесса: добычу и транспортировку; переработку и сбыт и пр.
Небольшие
независимые организации, занятые
в отдельных отраслях нефтяного
бизнеса, могут оперативно концентрировать
свои ограниченные ресурсы на нужном
направлении и достигать
Российский нефтяной рынок вряд ли можно воспринимать как перенасыщенный небольшими игроками, — в США, например, работают более 20 тысяч компаний, занятых в области нефтедобычи, а в России их всего около 100.
Вторым направлением, которое можно рассматривать в качестве содержания конкурентной атаки на лидеров российской нефтяной отрасли, является интенсификация методов добычи для повышения КИН (коэффициента извлечения нефти) путем применения новых передовых технологий.
Главная пролема руководства всех российских ВИНК в настоящее время
– это
повышение нефтеотдачи, определяемой
по коэффициенту извлечения нефти. Он
представляет собой отношение добытой
нефти к разведанным
Проблемой для руководства нефтяных компаний данная ситуация стала прежде всего потому, что Минприроды РФ серьезно намерен ввести крупные штрафы за снижение КИН. Готовятся соответствующие поправки в закон «О недрах» и в Административный кодекс.
Причиной
давно уже стало стремление российских
ВИНК к получению легких прибылей,
предполагающих отъем поверхностных
запасов нефти, после чего месторождение
зачастую забрасывается, несмотря на возможность
дальнейшей добычи, требующей дополнительных
издержек на использование более
эффективных технических
В настоящее время продолжается консервация скважин с малым дебетом. Их доля составляет приблизительно 25%. Некоторые российские ВИНК консервируют до 50% точек нефтедобычи.
Нельзя сказать, что российские нефтяные компании не занимаются внедрением передовых методов увеличения нефтеотдачи (МУН).
«ЛУКОЙЛ» и другие имеют реализуемые на практике программы их внедрения. Так, на Усинском месторождении используется технология с использованием пара, что позволяет увеличить КИН с 15 до 34%. Совместно с государственным институтом Канады внедряется технология SAGD. В структуре компании действует ОАО «РИТЕК», задачей которой является разработка и внедрение передовых методов.
Другие
участники нефтяного рынка
Однако, все это не позволяет считать принимаемые меры достаточно эффективными, о чем могут свидетельствовать опубликованные «ЛУКОЙЛом» статистические данные .
годы | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Тыс.т | 76976 | 80226 | 86200 | 90158 | 95235 | 96645 | 95240 | 97615 |
Млн. барр | 564 | 592 | 635 | 664 | 703 | 713 | 706 | 720 |
Тыс. т/сут | 211 | 220 | 236 | 247 | 261 | 265 | 260 | 267 |
Тыс. барр/сут | 1545 | 1622 | 1738 | 1820 | 1926 | 1953 | 1921 | 1972 |