Сравнительная характеристика конкурентного преимущества крупных нефтяных компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание

Выделяют шесть основных типов наступательных стратегий: стратегии, направленные на сбалансирование или превосходство сильных сторон конкурентов; стратегии, направленные на использование слабостей конкурентов; стратегии, предусматривающие наступление одновременно по нескольким направлениям (фронтальное наступление); стратегии, ориентированные на освоение незанятых и создание новых рынков; стратегия отвлечения и партизанская война. Вкратце рассмотрим их суть, условия применения и некоторые разновидности.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1,2.docx

— 74.36 Кб (Скачать документ)

Вместе  с тем, только модернизацией решить проблему невозможно, так как мощностей  имеющихся 25 российских НПЗ явно окажется недостаточно, даже при существующих темпах повышения спроса.

2. В  ближайшие несколько лет в России резко увеличится число автомобилей, особенно иномарок, что произойдет как за счет местного производства, так и в результате продолжения роста импорта. Свои заводы здесь уже построили и начали выпуск машин: Ford, Toyota, General Motors, Nissan.

В ближайшей  перспективе предполагаетcя резкий скачок в темпах роста потребления  качественного бензина вплоть до возникновения к 2015 г. дефицита в 5 – 8 млн. т (по оценкам В. Язева) и, соответственно, – следующий ценовой подъем, что позволяет с оптимизмом относиться к темпам окупаемости инвестиций в новые НПЗ.

3. Конкурентоспособность  российских нефтепродуктов на  мировом рынке постоянно снижается  даже при использовании их  только для последующей переработки.  Модернизация НПЗ, осуществляемая  большинством нефтяных компаний, может оказаться недостаточной  для выпуска продукции, требования  к качеству которой постоянно  повышаются как в Европе, так  и в Америке. Нужны новые  современные заводы с передовыми  технологиями нефтепереработки.

4. Несмотря  на низкое качество российских  нефтепродуктов, их экспорт продолжает  увеличиваться примерно на 1 млн  т. в год (в среднем за  три-четыре последних года). Количество  вывозного бензина только в  2005 г. составило около 20% от  потребности в его реализации  внутри страны. Дизельного топлива  вообще всегда экспортировалось  больше, чем потреблялось у нас.  При повышении со стороны Евросоюза  требований к качеству нефтепродуктов  и резком возрастании в Европе  спроса на них появляется необходимость  значительного увеличения количества  выпускаемого топлива высокооктановых  марок, чего не смогут обеспечить  существующие предприятия.

5. Рост  загрузки российских НПЗ на  протяжении последних 10 лет является  не только свидетельством возможного  перепроизводства нефтепродуктов  при превышении их выпуска  над спросом, но показателем  перспективности тенденции возрастания  спроса до начала его преобладания  над предложением. В этом случае  в выигрыше окажется тот инвестор, кто сумеет разглядеть прибыльность  новой тенденции.

6. Заинтересованность  государства в строительстве  новых НПЗ предполагает налоговые  льготы и поддержку при получении  кредитов.

В 2004 г., например, соотношение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты было изменено таким образом, чтобы компании были больше заинтересованы в переработке внутри страны, чем в экспорте сырой нефти. Таким образом государство попыталось обратить взоры нефтяных магнатов к проблеме обеспечения топливом отечественных потребителей. Проект строительства НПЗ может найти поддержку на самом высоком уровне российского руководства, что во многих отношениях окажется выгодным длякомпании и может выражаться в определенных протекционистских соглашениях на период окупаемости нового предприятия.

Таким образом, можно констатировать, что, при выявленной относительной равнозначности аргументов «за» и «против», выбор  курса на строительство компанией  новых нефтеперерабатывающих предприятий  в России предполагает серьезные предварительные исследования для выявления перспективности данного способа достижения конкурентных преимуществ над лидерами отечественного нефтяного рынка.

Приведенные положения могли бы использоваться в качестве параметров экспертной оценки при проведении подобных исследований, требующих проведения финансово-экономического, экологического, ресурсного анализа  ситуации с изучением социально-трудовых факторов в отрасли и в регионах, предполагаемых для реализации проектов возведения НПЗ.

Во всяком случае, было бы неправомерным рассматривать  данное направление как неперспективное  для конкурентного противостояния с современными крупными нефтяными  компаниями.

В настоящее  время эту возможность используют компании: «Роснефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз», которые начинают или продолжают строительство новых нефтеперерабатывающих  предприятий на территории РФ.

«Роснефть»  планирует возвести объект в конечном пункте нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» в Приморье (мыс  Елизарова). Завершение первой очереди  завода запланировано в 2012 году.

«Татнефть»  продолжает строительство нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в  Нефтекамске (Башкирия). Мощность завода по переработке нефти – 7 млн. т  в год. Правительство Татарастана  реализует разностороннюю программу  поддержки строительства в виде льготного налогообложения. Общая  сумма льгот за 7 лет проведения работ может составить 7,6 млрд. руб. Предполагается снижение налога на прибыль  в части республиканского бюджета  на 4%. На федеральном уровне «Татнефть» подала заявку на получение господдержки за счет инвестиционного фонда РФ.

«Сургутнефтегаз»  планирует строительство НПЗ  в Киришах (Ленинградская область) мощностью 12 млн т в год.

Скорее  всего, в перспективе от 8 до 10 лет  в области нефтепереработки и  нефтехимии эти компании получат стратегическое преимущество над «ЛУКОЙЛом», ориентирующимся только на модернизацию своих предприятий.

Технология  применения конкурентных преимуществ  значительно сложнее, чем технология их поиска и анализа. Реализовать  свои сильные стороны невозможно без корректирования или изменения  стратегии после ответных действий конкурента и в результате перемен  в экономической ситуации на рынке.

Для топ-менеджера  высшего звена особенно важным становится освоение указанных навыков формирования конкурентного преимущества своей  организации и использования  их в практике руководства компанией. 
 
 

Информация о работе Сравнительная характеристика конкурентного преимущества крупных нефтяных компаний