Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение рыночных отношений, а также рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурой рынка, монополизации в России, а также проанализировать различия и взаимосвязь конкуренции и монополии.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
1. Изучить понятие рынка, характеристику рынка можно раскрыть через его структуру и инфраструктуру.
2. Охарактеризовать конкуренцию на рынке, определить понятие ценовой дискриминации и рассмотреть поведение монополиста при влиянии налогов.
3. Выяснить возникновение монополии и как она проявляется себя в российской экономике.
Введение 3
1. Рынок, структура и инфраструктура рынка 6
1.1 Понятие и структура рынка 6
1.2 Функции рынка. Рыночный механизм и его элементы 11
1.3 Принципы функционирования рынка 25
1.4 Инфраструктура рынка и её функции 27
2. Характеристика и значение конкуренции на рынке 32
2.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. Несовершенная
конкуренция 32
2.1.1 Ценовая дискриминация 37
2.1.2 Монополия и эффективность 39
2.1.3 Монополистическая конкуренция. Биржи и их роль в рыночной экономике 40
2.2 Виды конкуренции. Влияние налогов на поведение монополиста 51
3. Происхождение и формы монополии 54
3.1 Монополия. Виды монополии 54
3.2 Монополизм в России 56
4. Различия и взаимосвязь конкуренции и монополии 66
4.1 Входные барьеры, как причина различий между монополистическими и конкурентными рынками. 66
4.2 Динамика рыночных отношений в РФ в переходной период 69
Заключение 79
Список использованной литературы
В этом случае высокие прибыли монополистов делают привлекательным их сегмент или рыночную нишу для конкурентов и поднимают конкурентную борьбу на качественно новый уровень. Конкуренция многообразна она ведется не только через цены в виде, например, механизма скидок, но также посредством выбора методов производства, выбора продукции, сбытовой тактики, политики в отношении факторов производства. Она предполагает проведение как агрессивных, так и оборонительных действий. Конкуренция между продавцами обращена не только к потребителям, но также затрагивает посредников, которые продают товары конечным потребителям.
Монополистическая конкуренция способствует трансформации ценовых факторов конкуренции, которые впрочем, остаются в качестве центрального механизма распределения в рыночной экономике, в неценовые. Неценовая конкуренция проявляется в виде дополнительных услуг покупателю, дифференциации продукта, гарантиях и рекламы, основного средства убеждения покупателей в отличие от качества своего товара от конкурентов. В современных условиях неточные знания компенсируются опытом общения, и конкуренция выражается в борьбе за репутацию, имя на рынке.
Эффективная конкуренция развертывается между фирмами, имеющими различную величину, различные издержки производства, разные стратегические курсы и цели. Она побуждает к прогрессу, к улучшению хозяйствования, растущему разнообразию качества и видов продукции, появлению новых товаров. Она позволяет распространять связанные с таким прогрессом выгоды на клиентов, посредством снижения цен, и на факторы производства, путем повышения их оплаты.
Рассмотрим один из крупных факторов дифференциации продукта, который связан с рекламой.
Во-первых, реклама помогает покупателю выбрать из огромного числа предложенных на рынке товаров именно тот, который наиболее полно удовлетворит его потребности.
Во-вторых, она способствует формированию новых потребностей. Примером может служить продвижение на российский рынок одноразовых подгузников для младенцев. Именно реклама выявила их удобство для родителей и пользу для ребенка, мгновенно создав значительный рынок.
В-третьих, реклама создает дифференциацию продуктов там, где действительной разницы между ними нет. Как уже отмечалось, на рынке сигарет многие качественные отличия носят мнимый характер. За мнимыми отличиями качества очень часто скрываются вполне реальные отличия в рекламной подаче товара.
Дифференциация продукта
Иными
словами, дифференциация продукта не только
создает для фирмы
Биржи и их роль в рыночной экономике. Биржа, с точки зрения организационной основы, это хорошо оборудованное рыночное место, предоставляемое брокерам и дилерам, т.е. профессионалам биржевого дела. С экономической точки зрения, это организованный в определенном месте регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценных бумаг, оптовая торговля по образцам и стандартам, по договорам и контрактам на их поставку в будущем. А также продажа валюты и редкоземельных металлов по ценам, официально установленным на основе спроса и предложения. Биржа имеет:
-организационную основу;
-экономическую основу;
-юридическую основу.
Признаки классификации бирж:
1.вид биржевого товара;
2.принцип
организации (роль государства)
3.правовое положение (статус биржи);
4.формаучастия посетителей в биржевых торгах;
5.номенклатура товаров является объектом биржевого торга;
6. место и роль в мировой торговле;
7. сфера деятельности;
8. виды сделок;
9. характер деятельности.
Виды:
1. Биржевой товар.
- товарные биржи;
- товарно-сырьевые;
- валютные;
- фондовые;
- биржи труда.
Фондовые биржи заняты ценными бумагами. Появление фондовых бирж связано с появлением акционерных обществ. Фондовая биржа представляет собой постоянно регулируемый рынок ценных бумаг. Для организации и обслуживания иностранной валюты создаются специальные валютные биржи. Валютные биржи контролируются государством и ЦБ РФ.
2. Принцип организации.
- публично-правовые;
- частноправовые.
Публично-правовая (государственная) биржа. В РФ биржи носят публично- правовой характер. Членом такой биржи может быть любой предприниматель, который занесен в торговый реестр и несущий определенный торговый оборот.
Частноправовые биржи: Англия и США. Имеют более замкнутый характер, доступ только узкого круга лиц, которые входят в биржевую корпорацию.
3.Правовой статус. Созданные биржи регистрировались в основном, как акционерные общества и товарищества с ограничительной ответственностью. Учредителей бирж привлекало то, что биржа в форме товарищества может быть зарегистрировано в местных органах власти.
4. Форма участия посетителей в торгах.
- открытые биржи;
- закрытые.
Закрытые биржи:
- постоянные покупатели, выполняющие роль биржевых посредников;
-
наличие специализированной
Современные зарубежные биржи в основном закрытые.
Открытые биржи:
-постоянные биржевые посредники;
- посетители.
-чисто открытые биржи (не обязательно пользоваться услугами посредниками);
-открытая
биржа смешанного типа (с продавцами
и покупателями работают
- брокеры (работают от имени и за счет клиента )
-дилеры (работают от своего имени и сами несут расходы).
Основная
функция фондового рынка
Вторая его функция, — информационная — ситуация на фондовом рынке сообщает вкладчикам информацию об экономической конъюнктуре и дает им ориентиры для размещения своих капиталов. Фондовая биржа играет большую роль в организации холдинговых компаний, что позволяет обеспечить контроль над группой предприятий посредством скупки контрольных пакетов их акций.
Состояние фондового рынка играет важное, значение для стабильного развития экономики, его крах, т.е. сильное падение курсовой стоимости ценных бумаг за короткий промежуток времени, может вызвать застой в экономике - ведь падение стоимости ценных бумаг делает вкладчиков беднее. Как следствие, они сокращают свое потребление, спрос на товары и услуги падает, у предприятий накапливается нереализованная продукция, они начинают сокращать производство и увольнять работников, что еще больше сокращает уровень потребления. Кроме того, падение курсовой стоимости уменьшает возможности предприятий аккумулировать необходимые им средства за счет выпуска новых бумаг. Великая депрессия побудила многих западных ученых начать изучать биржу как своеобразный барометр деловой активности в стране, показатель ситуации на фондовом рынке и в экономике в целом. Было проведено множество исследований зависимости между изменениями цен на акции и изменением экономической ситуации в стране. Несмотря на незначительные расхождения в результатах, многие ученые сходятся во мнении, что существует прямая зависимость между этими величинами. Например, тщательное исследование, проведенное американскими учеными из Национального бюро экономических исследований и опубликованное в 1975 году, дало заключение, что за предшествующие 100 лет изменения в ценах на акции опережали поворотные точки экономического цикла в 33 случаях из 44, а средний период опережения составлял в среднем 5-9 месяцев. Однако нельзя всецело полагаться на эту теорию, так как и она, часто дает сбои. Например, спад, наблюдавшийся в американской экономике в 1990-91 гг. сопровождался рекордно высокими уровнями индекса Доу-Джонса.
Итак, фондовые биржи играют очень существенную роль как для их участников, так и для экономики стран и мира в целом. Поэтому чрезвычайно важно, насколько эффективно функционируют биржи, ведь взаимосвязь их с годами усиливается. Примером тому может служить ситуация лета 2002 года, когда ситуация в США и Латинской Америке вызвала снижение и даже падение большинства мировых фондовых рынков. Еще более яркий пример описывает Г. Баранов в статье «Закрытие Америки»: «Вслед за падением самолетов на небоскребы Всемирного торгового центра, началось падение мировых фондовых индексов и паника на биржах. Целую неделю были закрыты американские фондовые биржи. Начался полноценный фондовый кризис. Для того чтобы осознать, что это означает для мирового рынка ценных бумаг, достаточно вспомнить, что значительная часть его находилась именно в США. Именно в Америке устанавливался ориентир для всего остального рынка, и он вдруг исчез. От котировок американских бирж во многом зависело то, как вели себя ценные бумаги на биржах Европы и Азии. Мировой фондовый рынок всю неделю лихорадило, никто не мог оценить глубину возникших проблем. Основное последствие теракта – повышение неопределенности, что отпугивает инвесторов с фондовых рынков»[24.С.17-23].
Первые биржи были лишь товарные, значение которых состояло в том, что они заменили куплю-продажу наличным товаром из рук в руки на покупку по образцам через биржевых посредников.
Товарная биржа - организация, действующая на основе самоокупаемости для: оказания посреднических услуг по заключению торговых сделок; упорядочения товарной торговли; регулирования торговых операций и разрешения торговых споров; сбора и опубликования сведений о ценах, состояния производства и других факторах, оказывающих влияние на цены. Предметом сделок на товарной бирже является товар и договоры на его поставку.
Товарная биржа, как правило, не является коммерческим предприятием. Получение большой прибыли - это не ее цель. С определенной долей условности товарные биржи можно представить в виде консорциума, который создается заинтересованными производителями и посредническими фирмами для осуществления совместного проекта - организации регулируемого рынка товаров, обеспечивающего каждому из его участников проведение сбытовых и закупочных операций. Выгода участников обеспечивается экономией расходов на проведение коммерческой работы. Возможно создание биржи и как коммерческого предприятия акционерного типа. Но при этом организаторов - участников должно быть в значительной мере меньше, чем клиентов, пользующихся ее услугами. Тогда в интересах учредителей скажется прибыльной работа биржи за счет предоставления разного рода посреднических услуг. Высшим органом управления биржи служит собрание акционеров. Текущее руководство деятельностью биржи осуществляет комитет, состав и председателя которого выбирает собрание акционеров.
Основные лица, действующие на бирже, - брокеры, представляющие участников биржи и заключающие сделки от их лица. В этом случае брокеры выступают в качестве агентов. Если брокерская контора производит операции за свой собственный счет, то она выступает в качестве принципала.
Основные задачи структурных подразделений биржевого аппарата:
1. Центр экономического анализа осуществляет:
- контроль над конъюнктурой рынка продукции;
- подготовку конъюнктурных обзоров;
-
анализ технических,
- конъюнктурные прогнозы;
Информация о работе Структура рынка: конкуренция и монополия