Структура рынка: конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение рыночных отношений, а также рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурой рынка, монополизации в России, а также проанализировать различия и взаимосвязь конкуренции и монополии.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
1. Изучить понятие рынка, характеристику рынка можно раскрыть через его структуру и инфраструктуру.
2. Охарактеризовать конкуренцию на рынке, определить понятие ценовой дискриминации и рассмотреть поведение монополиста при влиянии налогов.
3. Выяснить возникновение монополии и как она проявляется себя в российской экономике.

Содержание

Введение 3
1. Рынок, структура и инфраструктура рынка 6
1.1 Понятие и структура рынка 6
1.2 Функции рынка. Рыночный механизм и его элементы 11
1.3 Принципы функционирования рынка 25
1.4 Инфраструктура рынка и её функции 27
2. Характеристика и значение конкуренции на рынке 32
2.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. Несовершенная
конкуренция 32
2.1.1 Ценовая дискриминация 37
2.1.2 Монополия и эффективность 39
2.1.3 Монополистическая конкуренция. Биржи и их роль в рыночной экономике 40
2.2 Виды конкуренции. Влияние налогов на поведение монополиста 51
3. Происхождение и формы монополии 54
3.1 Монополия. Виды монополии 54
3.2 Монополизм в России 56
4. Различия и взаимосвязь конкуренции и монополии 66
4.1 Входные барьеры, как причина различий между монополистическими и конкурентными рынками. 66
4.2 Динамика рыночных отношений в РФ в переходной период 69
Заключение 79
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая Толя.doc

— 459.50 Кб (Скачать документ)

     Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство. С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда – заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой использование государством.

     Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций.

     Денежные потоки проходят через соответствующие финансово-кредитные институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей все стороны жизни современного общества и объединяющей все ее сферы. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными и государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной ширины.

     Из частных институтов ключевую роль в финансово-кредитной системе играют банки как универсальные институты денежного рынка. Развитым элементом современной рыночной инфраструктуры являются небанковские финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный, а специализированный характер. Среди них выделяются страховые компании и пенсионные фонды, деятельность которых способствует оптимизации развития рыночной экономики благодаря уменьшению риска предпринимательской деятельности. В подсистеме фондового рынка выделяются фондовые биржи и финансовые посредники – торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании (доверительные общества), а также депозитарии, регистраторы и т. п.

     Пригодность или непригодность института  инфраструктуры, равно как и степень  его соответствия потребностям экономики, не могут быть определены иначе, как  через регламентацию его деятельности и контроль, прежде всего со стороны государства. Из этой объективной необходимости образуется элемент рыночной инфраструктуры – законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее «правила игры» в рыночной среде.

     Правовое  обеспечение инфраструктуры включает в себя систему законов и организаций (органов), которые их обеспечивают. Обычные суды разрешают имущественные  споры между гражданскими лицами. Споры юридических лиц разрешают третейские суды по выбору спорщиков и арбитражные органы.

     В основе выделения инфраструктуры, как  крупной сферы народного хозяйства  лежит различие между особенными и общими условиями производства.

     Особенные условия, к ним относятся конкретные формы технологического процесса, которые присуще к каждому виду производства в отдельности.

     Общие условия, относятся только к тем, без которых не может эффективно функционировать производство, но они  не связаны с технологией конкретного вида производства. Они создаются в результате производственной деятельности, на примере народного хозяйства, как транспорт, связь и другие.

     Особенность инфраструктуры определяется ее признаками. Во-первых, инфраструктура − это  сектор экономики общего назначения. Во-вторых, инфраструктуре присущ характер коллективного потребления, особенно когда требуются новая форма организации производства. В-третьих, инфраструктура непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за её технологическими приделами. Круг инфраструктурных отраслей и элементов достаточно гибок, но в значительной степени изменяется под влиянием научно-технической революции.

     Недостатки  в работе предприятий и объектов инфраструктуры сказываются обычно на всей экономической деятельности народного хозяйства. Например, слабо развитая дорожная сеть на определенной территории, недостатки в работе транспорта вызывают разрыв цепи производства − потребление.

     Развитие  инфраструктуры служит обязательным условием вовлечения в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, рационального их использования, улучшения размещения производственных сил страны.

     Эффективность функционирования инфраструктуры четко  проявляется в снижении затрат, в  росте объема национального дохода. Это достигается в результате того, что технически развитая инфраструктура позволяет бесперебойно функционировать основному производству и, следовательно, производить большее количество продукта с минимальными затратами. Таким образом, инфраструктура народного хозяйства оказывает значительное влияние на увеличение национального богатства страны.

     Функции инфраструктуры следующие:

     1)облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

     2)повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

     3)организационное оформление рыночных отношений;

     4)облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

     Поскольку функцией инфраструктуры является обеспечение всего процесса производства, её можно рассматривать на трех уровнях:

     1. На микро-уровне инфраструктуру  понимают, как совокупность инженерно-технических  сооружений, необходимых для функционирования  отдельной отрасли;

     2.Мезоэкономика, или медиум-уровень (термин стал использоваться относительно недавно). Предполагает исследование законов функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т.п.) разрезе, то есть инфраструктура анализируется применительно к определенному району или региону. Здесь она представляет собой системы сооружений, обеспечивающих непрерывную и эффективную связь предприятий основного производства в пределах района и нормальную жизнедеятельность населения этого же района.

     3.   На макро-уровне инфраструктура выявляется как совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие страны в целом и удовлетворяющих потребности всех членов общества. Этот уровень инфраструктуры подразделяется на: производственную, социально-бытовую и институциональную.

     К институциональной инфраструктуре относятся все виды учреждений и  организаций, которые обеспечивают регулирование экономической и социальной жизни общества. Например - это банки, управление по социальной защите населения.

     Подобное  разграничение инфраструктуры важно  для практики экономического развития. Чтобы экономическое развитие проходило согласовано во всех звеньях: регион, отрасль, фирма нельзя допускать отставание ни одного из них. 
 
 
 
 

2. Характеристика и  значение конкуренции  на рынке.

2.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. Несовершенная конкуренция.

     Наиболее  мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Конкуренция, с перевода латинского, означает столкновение, состязание.

     Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

     Конкуренция выполняет в рыночной экономике  важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

     Развитие  конкурентных отношений тесно связано  с разделением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

     Конкуренция имеет большое значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

     При наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность  уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

     Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства, и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

     Чаще  всего рынок в зависимости от его конкуренции делят на две разновидности. Рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции подразделяется на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции. Кратко про эти рынки мы рассматривали в предыдущей главе. А в этой главе рассмотрим подробней.

Информация о работе Структура рынка: конкуренция и монополия