Структура рынка: конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение рыночных отношений, а также рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурой рынка, монополизации в России, а также проанализировать различия и взаимосвязь конкуренции и монополии.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
1. Изучить понятие рынка, характеристику рынка можно раскрыть через его структуру и инфраструктуру.
2. Охарактеризовать конкуренцию на рынке, определить понятие ценовой дискриминации и рассмотреть поведение монополиста при влиянии налогов.
3. Выяснить возникновение монополии и как она проявляется себя в российской экономике.

Содержание

Введение 3
1. Рынок, структура и инфраструктура рынка 6
1.1 Понятие и структура рынка 6
1.2 Функции рынка. Рыночный механизм и его элементы 11
1.3 Принципы функционирования рынка 25
1.4 Инфраструктура рынка и её функции 27
2. Характеристика и значение конкуренции на рынке 32
2.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. Несовершенная
конкуренция 32
2.1.1 Ценовая дискриминация 37
2.1.2 Монополия и эффективность 39
2.1.3 Монополистическая конкуренция. Биржи и их роль в рыночной экономике 40
2.2 Виды конкуренции. Влияние налогов на поведение монополиста 51
3. Происхождение и формы монополии 54
3.1 Монополия. Виды монополии 54
3.2 Монополизм в России 56
4. Различия и взаимосвязь конкуренции и монополии 66
4.1 Входные барьеры, как причина различий между монополистическими и конкурентными рынками. 66
4.2 Динамика рыночных отношений в РФ в переходной период 69
Заключение 79
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая Толя.doc

— 459.50 Кб (Скачать документ)

     Всевластию  же монополиста в силу непреодолимости  барьеров на пути в отрасль ничто  не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах  разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны и Россия в этом смысле, не составляет исключения, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство, и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

     Вместе  с тем проведение антимонопольной  политики сопряжено с рядом объективных  трудностей. Как уже отмечалось, для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный размер предприятия, то есть минимум средних долгосрочных издержек, достигается при очень больших объемах производства. Малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно. Собирая автомобили на крошечных предприятиях нельзя добиться столь же низких издержек, как на сборочном конвейере АвтоВАЗа.

     И это далеко не частный случай. Можно  говорить о невозможности, превращения  монополизированной отрасли в отрасль  совершенной конкуренции как  об общем правиле. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Даже если государство настоит на своем и вопреки росту издержек будет принудительно насаждать мелкое производство, искусственно сформированные карликовые предприятия окажутся неконкурентоспособными в международном плане. Рано или поздно их задавят иностранные гиганты.

     В силу названных причин прямое дробление  фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается достаточно редко. Обычная цель антимонопольной  политики — не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений.

     Особенно  остро вопрос стоит относительно естественных монополий. Их высокая  экономическая эффективность делает абсолютно недопустимым их дробление. Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны — самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

     Основной  путь борьбы с негативными сторонами  естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства.

     Кроме регулирования цен определенную пользу — особенно в нашей стране — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.

     Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других странах с рыночной экономикой. Законом установлен, государственный контроль над созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

     Какую политику проводит государство по отношению  к естественным монополиям? В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы — естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего контролируя цены на их продукцию.

     Значительное  внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей. В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Различия и взаимосвязь  конкуренции и  монополии

     4.1 Входные барьеры как причина различий между монополистическим и конкурентным рынками

     Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны. Среди них:

     — наличие у предприятия-монополиста  патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;

     — существование правительственных  лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;

     — контроль монополистом источников поступления  необходимого сырья или других специализированных ресурсов;

     — наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль;

     — высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять множество локальных монополистов.

     Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов.

     Вторым  условием существования монополии  является отсутствие совершенных заменителей. Предприятие-монополист может выпускать  однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Конечно, все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары, выпускаемые совершенным конкурентным предприятием, имеют совершенные субституты, производимые другими предприятиями той же отрасли, то субституты товаров, производимых монополистом, менее чем совершенны. Иначе говоря, перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста и любым другим товаром либо равна нулю, либо пренебрежимо мала. Противоположная ситуация наблюдается на рынке совершенной конкуренции: все единицы ее товара абсолютно одинаковы в представлении покупателей и у них нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица. В терминах это значит, что продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямую. Совокупность всех предприятий, производящих какой-то однородный продукт, образует отрасль. Примером однородного продукта могут быть обыкновенные акции определенной корпорации, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и покупателю нет дела до того, кем именно продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной. Фондовый рынок, на котором обращаются акции множества корпораций, можно рассматривать как совокупность многих рынков таких однородных товаров. Однородными являются также стандартизированные товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как правило, различные виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или полуфабрикатов (сталь, золото, алюминий в слитках и т. п.). Не является однородной продукция, хотя и одинаковая, производители (или поставщики) которой могут быть легко распознаны покупателями по производственной ими торговой марке (аспирин, ацетилсалициловая кислота), фирменному знаку или другим характеристичным особенностям, если покупатели придают им, конечно, существенное значение. Таким образом, анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным. Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции разных предприятий означает, что перекрестная эластичность спроса на нее по цене для любой пары предприятий-производителей близка к бесконечности.

     Третьим параметром, на основании которого можно провести сравнительный анализ является степень информированности субъектов рынка. И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенного конкурентного предприятия. Последним, как мы знаем, является ценно получателем, а значит, ему вовсе не обязательно знать отраслевую или рыночную кривую спроса. Для него рыночная цена является экзогенным параметром, а его индивидуальная кривая спроса представляется прямой, параллельной оси выпуска. Чтобы максимизировать при данной рыночной цене свою прибыль, ему достаточно лишь знать свою функцию затрат. Другое дело предприятие-монополист, кривая спроса, на продукцию которого является и кривой спроса отрасли. Следовательно, манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, то есть все возможные соотношения между ценами спроса и его объемами. Более того, в некоторых ситуациях, например при осуществлении монополистом ценовой дискриминации, ему нужно знать и функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка.

     Очевидно, что допущение о совершенной  информированности субъектов рынка в случае монополии не более реалистично, чем при совершенной конкуренции, и мы увидим, что предприятия, обладающие в той или иной степени монопольной властью, при недостаточной информированности о кривых спроса обычно пользуются при установлении цен некоторыми эмпирическими правилами

     Все перечисленное дает основания утверждать, что рынок совершенной конкуренции  и монополии являются диаметрально противоположными структурами.

     4.2 Динамика рыночных  отношений в РФ  в переходный период.

     С разрушением идеалов планово-административной экономики общее направление экономической трансформации не вызывало сомнений. Было очевидно, что "переходить" надо от бюрократической системы к рыночной. Существует, однако, много вариантов рыночной экономики, и велика опасность “поскользнуться на кожуре от банана” - политическом аспекте перехода к рыночной экономике. При анализе проблем России вопрос состоял, во-первых, в том, чтобы создать пакет разумных экономических мер, а во-вторых, в обретении правительством или государством политической воли для их осуществления. В результате во многих случаях появлялись "блокирующие" системы, получившие в наследство от обоих миров только худшее: старая экономика мертва, новая не может появиться.

     Термином "переходные экономики" объединяются процессы институциональных изменений в странах Центральной Восточной Европы и на территории бывшего СССР, начавшиеся после прекращения функционирования в них социально-экономических систем, представлявших собой сочетание монопольной политической власти в обществе одной партии и планового хозяйствования в масштабах всей страны.

     Как видно из определения, понятие "переходные экономики" охватывает не все страны бывшей мировой социалистической системы. За пределами рассмотрения остались Куба, Китай, Вьетнам, а также Лаос. Во всех этих странах политическое устройство не изменялось, однако в большинстве из них также наблюдается заметное усиление рыночных начал в экономике. Особенно больших успехов добился в этом отношении Китай, раньше других социалистических стран, с 1978 года, начавшего постепенный, но последовательно осуществляемый переход к рыночной экономике.

     Таким образом, переходная экономика по своей  природе есть особое состояние в  эволюции экономики, когда она функционирует  именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы ''промежуточное'' состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от ''обычной'' экономики той или другой ступени.

     Основные  черты переходной экономики как  особенного ее состояния по сравнению  с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены  в целом характером изменений  в этот период.

     Отсюда  первая черта – характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.

     Переходная  экономика характерна изменениями  иного порядка. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, с тем, чтобы через другие изменения система вернулась в равновесное устойчивое состояние. Изменения развития в переходной экономики, можно сказать, носят ''безвозвратный'' характер. Они призваны усиливать неустойчивость существующей системы, с тем, чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе.

Информация о работе Структура рынка: конкуренция и монополия