Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение рыночных отношений, а также рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурой рынка, монополизации в России, а также проанализировать различия и взаимосвязь конкуренции и монополии.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
1. Изучить понятие рынка, характеристику рынка можно раскрыть через его структуру и инфраструктуру.
2. Охарактеризовать конкуренцию на рынке, определить понятие ценовой дискриминации и рассмотреть поведение монополиста при влиянии налогов.
3. Выяснить возникновение монополии и как она проявляется себя в российской экономике.
Введение 3
1. Рынок, структура и инфраструктура рынка 6
1.1 Понятие и структура рынка 6
1.2 Функции рынка. Рыночный механизм и его элементы 11
1.3 Принципы функционирования рынка 25
1.4 Инфраструктура рынка и её функции 27
2. Характеристика и значение конкуренции на рынке 32
2.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. Несовершенная
конкуренция 32
2.1.1 Ценовая дискриминация 37
2.1.2 Монополия и эффективность 39
2.1.3 Монополистическая конкуренция. Биржи и их роль в рыночной экономике 40
2.2 Виды конкуренции. Влияние налогов на поведение монополиста 51
3. Происхождение и формы монополии 54
3.1 Монополия. Виды монополии 54
3.2 Монополизм в России 56
4. Различия и взаимосвязь конкуренции и монополии 66
4.1 Входные барьеры, как причина различий между монополистическими и конкурентными рынками. 66
4.2 Динамика рыночных отношений в РФ в переходной период 69
Заключение 79
Список использованной литературы
-
платные консультации по
2.
Договорно-правовой отдел с
- оформление договоров между партнерами по сделке;
- юридическое оформление сделок, контролирует правильность их осуществление маклерами;
- контроль правомерности действий участников торгов;
- подготовку дел к рассмотрению их в арбитражной комиссии.
3. Транспортно-тарифный отдел осуществляет:
- организацию и обеспечение доставки купленной на бирже продукции;
- консультирование продавцов и покупателей по вопросам, связанным с транспортировкой;
- подготовку предложений по эффективным способам доставки партии грузов покупателю;
- оформление расчетов за доставку грузов.
4.
Отдел совершенствования
- анализ уровня развития и состояния торговли на данной бирже;
- поиск путей повышения эффективности и качества работы биржи;
- разработка и внедрение нововведений, побуждающий биржевой аппарат к более активной деятельности;
- изучение опыта организации биржевой торговли в стране и за рубежом.
5.
Информационный центр
- получение, хранение и обработку всей циркулирующей информации;
- оказание членам и посетителям биржи услуг по проведению необходимых расчетов, а также по информационному обслуживанию.
6.
Отдел организации и
- содержание биржевого зала в надлежащем порядке;
- обеспечение биржи коммерческой информацией;
- обеспечение членов биржи необходимыми материалами и условиями для заключения сделки.
7.
Административно-хозяйственный
-
традиционные хозяйственные
- решение задач, связанных с ведением бухгалтерских дел, решение вопросов по оплате труда и кадрам.
8. Маклерит, обеспечивает:
-
осуществление биржевой
-
предоставление маклеров
- оформление сделок;
- контроль выполнения обеими сторонами договорных обязательств;
- экспертизу партий товаров, поступающих на биржевой торг.
Роль
государства на фондовом рынке двояка.
С одной стороны, оно активно
воспользовалось финансовыми
В
мировой экономике
Глобальные фондовые биржи – это биржи, которые доминируют в экономическом сообществе. Глобальные биржи характеризуются наиболее высокой капитализацией и объемами торгов, наибольшей ликвидностью. На глобальной бирже обращаются ценные бумаги и производственные финансовые инструменты самых известных компаний, а также депозитарные расписки и вторичные размещения иностранных компаний.
Региональные фондовые биржи – это биржа, которая обслуживает какой-либо один регион и доминирует в локальной экономической системе. Они специализируются на ограниченном количестве продуктов, рынков и инвесторов.
2.2 Виды конкуренции. Влияние налогов на поведение монополиста.
В экономике принято разделять конкуренцию по методам:
1.Метод осуществления конкуренции, можно подразделить на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара. Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле. К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.
2.Отраслевая принадлежность, различают: внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция—это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция—это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасль высокой.
3.Степень свободы, подразделяют на совершенную конкуренцию и несовершенную конкуренцию (монополистическую). Для совершенной конкуренции характерна свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров. Эти два вида мы уже рассматривали подробно в предыдущих пунктах.
Рассмотрим, какое же влияние оказывают налоги на поведение монополиста. Поскольку налог увеличивает придельные издержки, то поэтому монополист после введения налога, увеличивает цену на величину в три раза превышающую размер налога. Монополист сократит производство и повысит цену в результате введения налога. Влияние налога на монопольную цену зависит от эластичности спроса: чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и, наоборот, при неэластичном спросе у монополиста создается больше возможностей "взвинчивать" цены и получать монопольные доходы.
Обложение
налогом сокращает
Не изменяет монопольную цену и монопольный выпуск также и налог на прибыль, взимаемый в процентах от прибыли. Здесь, однако, кривые предельных и средних затрат остаются на прежних местах. В результате, если фирма попробует компенсировать повышение налога на прибыль повышением цены, это приведет, лишь к тому, что прибыль до уплаты налога станет меньше. Соответственно уменьшится и прибыль после уплаты налога.
Поскольку налог увеличивает предельные издержки, их кривая МС сместится влево и вверх в положение МС 1 как это показано (в Приложении 4). Фирма теперь будет максимизировать свою прибыль в точке пересечения Р. 1 и Q 1. Монополист сократит производство и повысит цену в результате введения налога. Насколько он повысит цену, можно рассчитать, используя формулу 1.:
Где
P- цена продукции, MC- придельные издержки,
Ep- информация об эластичности спроса.
3. Происхождение и формы монополии.
3.1 Монополия. Виды монополии
Причины
возникновения монополий
Каждый из этих процессов развивается по своим законам. Так, концентрация производства выражает внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между развитием производительных сил и процессом концентрации, вследствие действия которых происходит растущее сосредоточение факторов производства (вещественных и личных) на крупных предприятиях. Действие этого закона с различной степенью интенсивности проявляется на всех этапах развития капитализма, движущая сила которого — конкурентная борьба. Чтобы выжить в этой борьбе, получить большую прибыль, предприниматели вынуждены внедрять новую технику, расширять масштабы производства. При этом из массы мелких и средних предприятий постепенно выделяется несколько наиболее крупных.
Рано или поздно конкуренты оказываются перед альтернативой или дальше продолжать между собой изнурительную борьбу, или достичь согласия относительно масштабов производства, цен на продукцию, рынков сбыта и так далее. Как правило, они выбирают второй путь, заключая между собой гласные и негласные соглашения, что является одной из наиболее характерных черт монополизированной экономики. Таким образом, возникновение предприятий-монополистов — закономерный результат развития производительных сил, эволюции рынка, действия законов конкуренции. Данная причинно-следственная связь отражена в сформулированном В.И.Лениным законе монополизации производства.
Монополии возникают не только вследствие концентрации производства и капитала, но и на основе их централизации. Централизация производства — это увеличение масштабов производства продукции в результате объединения нескольких отдельных предприятий в одно с установлением единого управления. Централизация капитала — это увеличение размеров капитала вследствие объединения или слияния ранее самостоятельных капиталов. Типичный пример такого объединения — акционерные компании.
Информация о работе Структура рынка: конкуренция и монополия