Структура рынка: конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение рыночных отношений, а также рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурой рынка, монополизации в России, а также проанализировать различия и взаимосвязь конкуренции и монополии.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
1. Изучить понятие рынка, характеристику рынка можно раскрыть через его структуру и инфраструктуру.
2. Охарактеризовать конкуренцию на рынке, определить понятие ценовой дискриминации и рассмотреть поведение монополиста при влиянии налогов.
3. Выяснить возникновение монополии и как она проявляется себя в российской экономике.

Содержание

Введение 3
1. Рынок, структура и инфраструктура рынка 6
1.1 Понятие и структура рынка 6
1.2 Функции рынка. Рыночный механизм и его элементы 11
1.3 Принципы функционирования рынка 25
1.4 Инфраструктура рынка и её функции 27
2. Характеристика и значение конкуренции на рынке 32
2.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. Несовершенная
конкуренция 32
2.1.1 Ценовая дискриминация 37
2.1.2 Монополия и эффективность 39
2.1.3 Монополистическая конкуренция. Биржи и их роль в рыночной экономике 40
2.2 Виды конкуренции. Влияние налогов на поведение монополиста 51
3. Происхождение и формы монополии 54
3.1 Монополия. Виды монополии 54
3.2 Монополизм в России 56
4. Различия и взаимосвязь конкуренции и монополии 66
4.1 Входные барьеры, как причина различий между монополистическими и конкурентными рынками. 66
4.2 Динамика рыночных отношений в РФ в переходной период 69
Заключение 79
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая Толя.doc

— 459.50 Кб (Скачать документ)

     Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий.

     Закрытая  монополия. Закрытая монополия возникает  в результате имеющихся нормативно-законодательных  актов, которые либо препятствуют проникновению других предприятий в ту или иную сферу хозяйственной деятельности, либо не допускают возможность использования чужой  интеллектуальной  собственности.  На защите последней стоит, прежде всего, патентное право и институт авторских прав.

     Естественная  монополия. Естественная монополия образуется в тех отраслях, в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок в целом. В таких отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превосходит его объем,  на который предъявляется спрос по  любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут далеки от оптимума,  что как снизит эффективность их деятельности ,  так и вызовет потери  у потребителей в результате роста цен. К этой монополии относятся ещё те монополии, которые базируются на уникальных природных ресурсах (природные ископаемые, редкость определенного сырья).

     Открытая  монополия. Открытая монополия характеризуется тем , что фирма на некоторое время становится  единственным  поставщиком какого-либо продукта , не в результате какой-либо защиты от конкурентов ,  как это имеет место в случае закрытой  или естественной монополии , а благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы ,  впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

     Однако  это не исключает появления конкурентов,  но они могут появиться  на рынке  гораздо позже.  Конечно,  данная классификация имеет весьма упрощенный характер.  Отдельные  фирмы  при  стечении благоприятных  для  них обстоятельств могут обладать чертами сразу нескольких видов монополий. К их числу относятся компании, которые обслуживают систему телефонной связи, электрические и газовые компании, которые сочетают в себе одновременно свойства и естественной монополии,  предопределяемой уровнем технического и технологического развития отрасли, и закрытой монополии, связанной с появлением  на определенном этапе развития экономики тех или иных юридических барьеров для вступления в отрасль.

     Преимущества  в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет, изменениями в технологии или появлением  принципиально новых субститутов. Все монополии в условиях бурного научно-технического прогресса подвержены ударам конкуренции.

     3.2 Монополизм в России

     Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и так далее.

     Всевластию  монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее, заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

     Укрепляет власть монополиста над рынком и  полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает. Понятно, что сочетание всех этих обстоятельств создает для монополиста исключительно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества мгновенно улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и интересов последнего.

     Нынешнее  поколение россиян, на своем опыте  испытавшее крах государственного монополизма, без труда найдет массу бытовых примеров подобных перемен. Черствый хлеб, например, еще недавно безраздельно господствовавший в булочных, мгновенно стал редкостью, после того как монопольная система снабжения сменилась конкуренцией массы независимых пекарен. Именно поэтому монополистическая структура рынка там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

     1.преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);

     2.легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);

     3.нечестная конкуренция.

     Рассмотрим подробнее эти виды барьеров. Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках. Это положение теории многократно проверено практическим опытом.

     Дело  в том, что высокие прибыли  монополистов всегда были предметом  зависти мелких компаний. В истории  многих стран зафиксированы попытки  мелких фирм под тем или иным названием  создать картель (ассоциацию, объединение, комиссию по стандартам, так как официально картели запрещены в большинстве стран) и объединенными усилиями диктовать свои условия поставщикам и потребителям.

     В современной России, например, такие  шаги предпринимали импортеры чая  и производители соков. Исход этих попыток, однако, всегда был неутешителен для их организаторов. Поскольку издержки у этой организации не были ниже, чем у мелких производителей, ничто не мешало новым, независимым фирмам вступать в отрасль и успешно конкурировать с картелем, а недовольным участникам самого объединения (такие обязательно появлялись) спокойно и безнаказанно покидать его.

     Другое  дело - отрасли, где крупные предприятия  имеют более низкие издержки, чем  конкуренты. Это создает высокий  барьер перед всеми желающими  проникнуть в отрасль, а при благоприятных для фирм-лидеров обстоятельствах и позволяет им полностью монополизировать рынок.

     Кроме экономических барьеров монополию  обычно защищают барьеры правовые (легальные), причем нередко именно они играют решающую роль.

     Самым распространенным источником легальных  барьеров являются права собственности. Если в собственности некой фирмы  оказываются, например, уникальные источники  сырья, земли с особыми свойствами, это автоматически создает предпосылки для монополии. Важно лишь, чтобы производимый с использованием названных природных ресурсов продукт и сам был уникальным и незаменимым.

     Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Так, надлежащим образом  оформленное и зарегистрированное изобретение (подтверждающий это документ называется патентом) дает его владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течение определенного времени. Владелец патента может единолично осуществлять свое монопольное право, а может за вознаграждение в полном или частичном объеме предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию). Скажем, может продать лицензию на производство, и сбыт запатентованной продукции в определенной стране на условиях уплаты известного процента цены с каждой проданной единицы товара. Напротив, отсутствие патента лишает изобретателя всяких привилегий. Так проявляется правовая природа данного барьера: есть патент — есть право, нет патента — нет и прав. Для нашей страны это обстоятельство имеет огромное значение, поскольку практически все изобретения советской эпохи не защищены международными патентами и вплоть до настоящего времени используются иностранцами бесплатно.

     С проявлениями нечестной конкуренции  государство борется самым жестким  образом. Дело в том, что крупный  производитель в борьбе с более мелкими конкурентами обладает массой преимуществ, фактически сводящихся к применению грубой силы. Такими методами можно заставить банк приостановить кредитование конкурентов, железные дороги — транспортировку их грузов. Появляется возможность вытеснить конкурента и установить монополию даже там, где честным путем она никогда бы не сложилась. Важной разновидностью нечестной конкуренции является демпинг — умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента. Крупная фирма — потенциальный монополист —  имеет большие финансовые резервы. Поэтому она способна долго торговать себе в убыток по заниженным ценам, вынуждая к тем же действиям конкурента. Когда последний не выдержит и разорится, монополист вновь поднимет цены и компенсирует свои убытки.

     В России проблема монополизации экономики  стоит очень остро. Главная особенность  монополизации российского рынка  состоит в том, что она сложилась  как "наследница" государственного монополизма социалистической экономики.

     Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Таким образом, если в странах с рыночной экономикой монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей).

     Начало  рыночных реформ в нашей стране привело  к резкому усилению монополистических  тенденций. Отчасти это было связано  с распадом СССР и ослаблением  экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

     Однако  гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования. Благодаря им, резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации (занижение производства, завышение цен, получение монопольных сверхприбылей), до той поры, сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу. При этом старый порок советских монопольных производителей — неэффективность — сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране.

     Пользуясь своей монопольной властью, монополисты  резко ограничили предложение. Сознательное уменьшение выпуска продукции в  сочетании с повышением цен российскими  предприятиями-монополистами явились  важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса в России.

     В некоторых отраслях без всяких ограничений  действует правило: чем больше масштаб  производства, тем ниже издержки. Это  создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного  производителя. Подобное состояние  рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры.

     Действительно, экономически нецелесообразно строительство  двух альтернативных аэропортов или прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог.

     Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными  монополиями, обеспечивают взаимосвязь  экономических субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Недаром говорят. Что в современной России экономическое единство страны не в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электроснабжением и газоснабжением.

     Таким образом, разрушение естественных монополий недопустимо, но это не значит, что государство не должно вмешиваться в их деятельность. Напротив, она должна регулироваться деятельностью естественной монополии, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны. Естественные монополии – важные для государства отрасли, но их развитие требует, как правило, больших капиталовложений [5.С.12-20].

     Монополия сопряжена с целым букетом  резко отрицательных последствий  для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Клиент фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегулирования рынка.

Информация о работе Структура рынка: конкуренция и монополия