Структура рынка: конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение рыночных отношений, а также рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурой рынка, монополизации в России, а также проанализировать различия и взаимосвязь конкуренции и монополии.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
1. Изучить понятие рынка, характеристику рынка можно раскрыть через его структуру и инфраструктуру.
2. Охарактеризовать конкуренцию на рынке, определить понятие ценовой дискриминации и рассмотреть поведение монополиста при влиянии налогов.
3. Выяснить возникновение монополии и как она проявляется себя в российской экономике.

Содержание

Введение 3
1. Рынок, структура и инфраструктура рынка 6
1.1 Понятие и структура рынка 6
1.2 Функции рынка. Рыночный механизм и его элементы 11
1.3 Принципы функционирования рынка 25
1.4 Инфраструктура рынка и её функции 27
2. Характеристика и значение конкуренции на рынке 32
2.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. Несовершенная
конкуренция 32
2.1.1 Ценовая дискриминация 37
2.1.2 Монополия и эффективность 39
2.1.3 Монополистическая конкуренция. Биржи и их роль в рыночной экономике 40
2.2 Виды конкуренции. Влияние налогов на поведение монополиста 51
3. Происхождение и формы монополии 54
3.1 Монополия. Виды монополии 54
3.2 Монополизм в России 56
4. Различия и взаимосвязь конкуренции и монополии 66
4.1 Входные барьеры, как причина различий между монополистическими и конкурентными рынками. 66
4.2 Динамика рыночных отношений в РФ в переходной период 69
Заключение 79
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая Толя.doc

— 459.50 Кб (Скачать документ)

     4) наличие информации о принимаемых  решениях для установления экономических связей;

     5) механизм ценообразования. 

       Рыночный механизм оптимизируется  за счет действия конкуренции.  Причиной возникновения конкуренции  является редкость ресурсов и  благ. Можно выделить конкуренцию  между продавцами и конкуренцию  между покупателями. Продавцы конкурируют за право продать продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен.

     Рыночный  механизм устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода. Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

     Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.

     Государство осуществляет контроль над состоянием окружающей среды и утилизацией  отходов производства и делает для  этого определенные затраты. Такие  затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европейской части России, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

     Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.

     Сам рыночный механизм порождает ряд  проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

     Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий. Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

     Косвенное вмешательство государства осуществляется по направлениям:

     1.стимулирование капиталовложений;

     2.обеспечение наиболее полной занятости;

     3.стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

     4.воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации;

     5.поддержка устойчивого экономического роста;

     Но  так ли идеально действует рыночный механизм? Конечно, нет. Как у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и свои недостатки.

     К преимуществам рынка относят:

  1. эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
  2. возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращивают коров молочной породы, сколько денег тратят на молоко, 
    а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко 
    и на корма,    о затратах на различные породы скота, электроэнергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер сможет производить приблизительно-то количество молока, которое необходимо для потребителей;
  3. гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Например, когда повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;
  4. оптимальное  использование  результатов  НТР (научно-технических ресурсов). Стремясь, получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на  риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии,  что  позволяет им   иметь  временные  преимущества 
    перед конкурентами;
  5. свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;
  6. способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

     Следует отметить, что рыночный механизм характеризуется  ориентацией производителей на спрос потребителей. Изменение спроса заставляет производителей перераспределять ресурсы между отраслями и видами производств, сокращать выпуск одних товаров и налаживать производство других, пользующихся спросом. Тем самым рыночная экономика выступает как механизм регулирования распределения ресурсов, структуры экономики в соответствии со структурой изменяющихся в обществе потребностей.

     В центре рыночного хозяйства стоит  потребитель. Без вмешательства извне участники рыночного процесса решают вопрос о том, что производить, в каких количествах. Длительный разрыв между рыночным спросом и производством здесь невозможен, так как это противоречит интересам всех участников рыночного процесса. Поэтому рыночный механизм исключает дефицитность экономики (разумеется, в пределах ресурсов, которыми располагает данная страна).

     Теперь  рассмотрим, как справляется рыночный механизм с тремя основными экономическими задачами: что производить, как производить и для кого производить.

     На  вопрос: что производить — рынок отвечает спросом, т.е. желанием потребителей заплатить деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означает оплаченный спрос и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциально безгранично. Чтобы подчеркнуть демократический характер рынка, в западной литературе сравнивают спрос с голосами на выборах. Из совокупности таких голосов складывается рыночный оплаченный спрос, который информирует производителей, в каких товарах нуждается рынок. Получив такую информацию, производители начинают расширять выпуск товаров или производить изделия, пользующиеся наибольшим спросом. Если товар не пользуется заметным спросом, они снижают объемы его производства.

     В качестве механизма, регулирующего  спрос, выступает денежная цена товара. Одна из важнейших ее функций состоит в информировании участников рынка о ресурсах, производственных возможностях, потребностях и вкусах покупателей и т.п. Вторая функция цены, тесно связанная с первой, заключается в том, чтобы вызывать у людей стимулы к изысканию методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее вытекает третья функция цены - обеспечить такое распределение дохода, при котором учитывались бы количество и качество труда, вложенного в производство товаров. Как справедливо подчеркивает американский экономист М.Фридмен, все эти функции следует рассматривать в неразрывной связи друг с другом, ибо именно в своей совокупности они координируют и регулируют экономическую деятельность на рынке. Между тем существовали и до сих пор имеются попытки заменить принцип рыночного распределения дохода более совершенным, основанным на ложно понятом равенстве. Но тогда подрывается ценовой механизм регулирования рынка, подрываются стимулы к добросовестному труду, к поискам более совершенных методов производства и наиболее экономному использованию ограниченных ресурсов и, в конечном счете, к рациональному ведению хозяйства. Поэтому стремление к использованию двух функций ценового механизма в отрыве от рыночного распределения приводит, по сути дела, к отказу от рынка.

     Таким образом, ценовой механизм через  спрос регулирует производство. Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком количестве. Поскольку производители конкурируют друг с другом, то рынок может быть перенасыщен какими-то товарами, хотя по другим может возникнуть дефицит. Но здесь снова вступает в действие механизм цен, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что заставляет производителей сокращать его выпуск. Очевидно, что с помощью механизма цен рынок реагирует и координирует производство и оплаченный спрос, а отнюдь не производство и потребление. Ведь потребление ничем не ограничено, а возможность производства всегда ограничены как имеющимися ресурсами, так и существующим оборудованием, инструментами и т.п. Ясно также, что хотя производители товаров не согласовывают свои действия и даже противодействуют друг другу в ходе конкуренции, тем не менее, механизм рынка заставляет их служить общей цели, учитывает и корректирует их стремление и интересы. Не зря, поэтому функционирование рыночного механизма уподобляют работе гигантского компьютера, но, в отличие от последнего, он без всяких программ и математического обеспечения регулирует экономические отношения между огромным числом производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Надежность рыночного механизма, его способность к коррекции и координации действий продавцов и покупателей подтверждена многовековой практикой, в процессе которой он возник и совершенствовался.

     На  вопрос: как производить — рынок также дает однозначный ответ. Речь, конечно, идет не о рекомендациях по технологии производства, которая непосредственно не касается экономики, а о том, какое производство оказывается наиболее эффективным и поэтому одерживает победу в конкурентной борьбе. Очевидно, что чем меньше издержки производства и чем больше объем его выпуска, тем меньшую цену может назначить продавец на рынке и тем самым выиграть в конкуренции с продавцами, издержки которых выше. Но чтобы уменьшить издержки производства, необходимо поднять производительность труда, применить новые достижения науки, технологии и организации производства, сократить непроизводительные расходы и т.п. Одним словом, рынок диктует производителям, как рациональнее и эффективнее вести хозяйство, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и максимизировать свои доходы.

     Наконец, на вопрос: для кого производить - рынок недвусмысленно отвечает: для тех потребителей, которые в состоянии купить товар, располагают деньгами. Ясно поэтому, что картина демократическою рынка, где каждый покупатель своим "голосом" влияет на производство, оказывается далеко не радужной, что в первую очередь относится к распределению товаров, ибо рынок дает товар тому, кто в состоянии заплатить за него, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. На эту социальную несправедливость обычно указывают все критики рынка. Однако рынок как определенная структура организации экономической деятельности и не строился для реализации социальной справедливости в обществе. Его функция заключается в регулировании хозяйственной деятельности, организации эффективного обмена товарами.

     Что касается социальной справедливости, то она наилучшим образом может быть достигнута государством и органами его управления. Налагая определенные обязательства на граждан в виде налогов, повышая налоги на высокие доходы, государство в состоянии уменьшить разрыв между доходами различных групп населения и тем самым способствовать утверждению социальной справедливости. Рынок же ориентирован, прежде всего, на рациональную организацию хозяйства, оптимальное использование ограниченных ресурсов общества путем создания стимулов для умелых и инициативных работников, которые могут обеспечить победу в конкурентной борьбе.

     Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется наличие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается.

     На  первый взгляд, кажется, что поскольку каждый стремит  продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723— 1790), естественной ценой. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по регулированию рыночных цен. По его мнению, конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ограниченных ресурсов, которыми располагает общество. В то же время рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров.

     К недостаткам рыночного механизма относят:

     Говоря  о достоинствах  рынка, не следует забывать об его негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые он не может решить по своей природе.

Информация о работе Структура рынка: конкуренция и монополия