Структура рынка: конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение рыночных отношений, а также рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурой рынка, монополизации в России, а также проанализировать различия и взаимосвязь конкуренции и монополии.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
1. Изучить понятие рынка, характеристику рынка можно раскрыть через его структуру и инфраструктуру.
2. Охарактеризовать конкуренцию на рынке, определить понятие ценовой дискриминации и рассмотреть поведение монополиста при влиянии налогов.
3. Выяснить возникновение монополии и как она проявляется себя в российской экономике.

Содержание

Введение 3
1. Рынок, структура и инфраструктура рынка 6
1.1 Понятие и структура рынка 6
1.2 Функции рынка. Рыночный механизм и его элементы 11
1.3 Принципы функционирования рынка 25
1.4 Инфраструктура рынка и её функции 27
2. Характеристика и значение конкуренции на рынке 32
2.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. Несовершенная
конкуренция 32
2.1.1 Ценовая дискриминация 37
2.1.2 Монополия и эффективность 39
2.1.3 Монополистическая конкуренция. Биржи и их роль в рыночной экономике 40
2.2 Виды конкуренции. Влияние налогов на поведение монополиста 51
3. Происхождение и формы монополии 54
3.1 Монополия. Виды монополии 54
3.2 Монополизм в России 56
4. Различия и взаимосвязь конкуренции и монополии 66
4.1 Входные барьеры, как причина различий между монополистическими и конкурентными рынками. 66
4.2 Динамика рыночных отношений в РФ в переходной период 69
Заключение 79
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая Толя.doc

— 459.50 Кб (Скачать документ)

     Вторая  черта, вытекающая из первой, - альтернативный характер развития переходной экономики. Конечно, альтернативность эта имеет  определенные границы, но означает, что  итоги развития переходной экономики  могут быть вариантные. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой перемешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия факторов, воздействующих на процесс развития в этот период.

     Третья  черта – появление и функционирование особых переходных экономических форм. В этом также проявляется ''смешанность'' старого и нового в этот период. Переходная форма, неся в себе ''смешанное'' содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами, служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы.

     Четвертая черта - особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, то есть нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими.

     Пятая черта – историчность переходной экономики. Эта историчность связана  с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим характером условий  переходной экономики. Одно дело, когда  общество переходит от традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и социальная структура, и т. д. Во-вторых, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного уровня развития каждой страны.

     Глубокие  перемены Россия начала переживать с 1992 года. Уже в недрах административно-командной системы на этапе ее разложения начинают формироваться новые экономические институты, которые вытесняют старые. Поэтому после смены политического строя те организации, которые осуществляли функции государственного управления экономикой, просто прекращают свое существование или распускаются распоряжениями государственной власти. Одной из основных и относительно простых форм демонтажа прежней системы выступает либерализация, то есть отмена ограничений и запретов, относящихся к хозяйственной деятельности (либерализация цен, внешней торговли).

     Экономические реформы пост социалистического периода, как в России, так и в Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных преобразований сменяется, чаще всего под влиянием нарастания социально-экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление проблем, порожденных недостаточной реформированостью экономики, вызывает к жизни новый этап энергичной трансформации. Так произошло и в России. Активные реформы 1992-1996гг уступили место эволюционному развитию рыночных институтов в 1994-1996гг. Однако с 1997г правительство приступило к подготовке нового цикла реформ - в социальной, военной, жилищно-коммунальной и других сферах.

     Представить полную периодизацию пока невозможно, поскольку Россия, как и другие страны, прошла пока лишь часть пути к рыночной экономике. Однако теоретический  анализ позволяет предположить, что  пост социалистическая трансформация должна пройти через три этапа.

     Первый  этап – это макроэкономическая стабилизация и либерализация экономики. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции, устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной  сфере и укрепление рубля. В России первый этап начался в январе 1992г с либерализации цен и завершился в 1996-1997 г. г., когда удалось победить инфляцию, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики и завершить первый (ваучерный) этап приватизации.

     Второй  этап – это переход к экономическому росту. Первые признаки оживления в  нашей стране возникли в первом полугодии 1997г., (правда кризис 1998 г. внес свои коррективы), но они еще слабы и неустойчивы.

     Третий  этап – это будет этап завершения пост социалистических реформ, когда сложится современная структура экономики с преобладанием наукоемких производств и информационных услуг, возникнет саморазвивающаяся рыночная система и начнут формироваться институты социального партнерства. Этот этап переходного периода продлится, видимо до конца первого десятилетия XXI века.

     Модель  социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую  по рыночным законам при активном участии государства в поддержании  баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальная рыночная экономика – это, прежде всего рыночная экономика, но государство является в ней активным участником экономического процесса.

     Модель  социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих отличительных признаков.

     1. Индивидуальная свобода. Она необходима  для децентрализованного принятия  решений и функционирования рыночных  механизмов.

     2. Социальная справедливость. Государственная  социальная политика должна быть  обращена к людям, которые не  вовлечены в экономический процесс,  и предотвращать чрезмерное неравенство  в доходах, иных материальных  и социальных показателях уровня  жизни. 

     3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму.

     4. Политика роста – создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций.

     5. Структурная политика – целенаправленное  преодоление природных, технических  и других причин, мешающих структурной (отраслевой и региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков.

     6. Принцип поддержания конкуренции.  Достижение вышеперечисленных целей  не должно достигаться за счет  подавления или существенного  ограничения конкурентных начал экономической деятельности.

     7. Социальное партнерство. Текущие  вопросы найма и оплаты труда  решаются в двустороннем порядке  между работодателями и работниками  при посредничестве, в случае  необходимости, государства. 

     Сущность  административно-командной системы составляло всевластие государства. В рыночной экономике оно занимает совсем иное положение и выполняет совсем иные функции.

     Этот  процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В переходный период рынок не сложился в целостную  и эффективную систему, поэтому проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но и организующей силы государства.

     Наиболее  видимым проявлением изменения роли государства в экономике впервые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту (либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции (либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим лицам.

     Воздействие государства на формирование институциональной  среды выражается, прежде всего, в законотворчестве и контроле над соблюдением законов.

     Корпус  рыночного хозяйственного права  должен включать как минимум четыре основные части:

     1)права  собственности; 

     2)контрактные  отношения (договоры между экономическими  агентами);

     3)порядок  начала и окончания хозяйственной  деятельности;

     4)поддержание  конкурентной среды. 

     В переходный период к корпусу рыночного  права следует добавить особые экономико-правовые процедуры, регулирующие переход к рынку (например, приватизация).

     Наша  страна вступила в период трансформации  при отсутствии или крайней слабости

     За  исторически короткий срок после  начала реформ в 1992г российская экономика  проделала огромный путь. В России успешно формируются основы рыночной системы.

     В результате приватизации основная часть  государственной собственности  перешла к новым владельцам. Чаще всего это акционерные общества, в которых контрольный пакет  акций принадлежит администрации и работникам предприятия или другим юридическим лицам. Отношения между новыми владельцами обычно бывают неустойчивыми и запутанными. Права собственности не специфицированы, то есть, не определены границы правомочий каждого владельца. Это называется размытостью прав собственности. Поэтому предстоит пройти еще долгий путь урегулирования противоречий, взаимной ''притирки'' новых собственников и юридического оформления, четко определенных прав собственности, прежде чем появятся настоящие частные собственники.

     Тем не менее, уже сегодня изменение  характера собственности привело  к важным изменениям в функционировании российских предприятий, компаний и  других экономических организаций. В их экономической деятельности явственно проявляются черты  субъектов рынка. Это выражается в том, что большинство экономических организаций:

     1) руководствуются рыночным принципом максимизации прибыли;

     2) свободные и независимы в принятии экономических решений.

     В отличие от развитого рыночного  хозяйства переходная экономика характеризуется высоким монополизмом и соответственно слабым развитием конкурентной среды. Это прямое наследие административно- командной системы, когда монополии создавались целенаправленно под флагом борьбы с ''параллелизмом'' и ''дублированием''. Поэтому производство однородной продукции, особенно сложных технических изделий, обычно концентрировалось на одном-двух предприятиях, которые снабжали своей продукцией всю страну.

     Рыночная  система, как известно, состоит из рынка товаров (услуг) и рынка факторов производства.

     Факторами производства являются труд, капитал, земля и предпринимательство. Для  того чтобы функционирование этих факторов приобрело рыночный характер, необходимо их свободное обращение в экономике, регулируемое спросом, предложением и рыночным вознаграждением каждого фактора.

     Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения стал складываться в нашей стране еще в конце 80-х годов в процессе либерализации материально-технического снабжения. Однако наиболее существенный компонент этого рынка – это обращение акционерного капитала, или фондовая торговля. Который смог появиться, естественно, только в первой половине 90-х годов параллельно с акционированием, приватизацией и началом выпуска корпоративных ценных бумаг (это акции, облигации и другие документы, удостоверяющие право собственности на определенную часть имущества компании и дающие право на получение части ее дохода).

     В 1993-1996гг участники фондового рынка  стремились главным образом к  установлению контроля над предприятиями путем приобретения контрольного пакета акций. В 1997г, после завершения наиболее активного этапа перераспределения собственности, на фондовом рынке наметилась тенденция расширения объемов сделок, преследующих инвестиционные цели. Это свидетельствует о более зрелой мотивации участников рынка, которые теперь заинтересованы не только в установлении контроля над собственностью, но и в получении прибыли на инвестированный капитал. Относительно новыми участниками фондового рынка являются российские банки, которые расширяют инвестиции в ответ на снижение доходности государственных ценных бумаг.

     Рост  котировок связан с хорошими перспективами  многих российских компаний, а также  с убежденностью участников рынка  в том, что стоимость компаний резко возрастет после экономически обоснованной переоценки их имущества, включая земельные участки. Так, в конце 1997г котировки акций упали, когда вслед за мировым финансовым кризисом западные инвесторы стали выводить капиталы из России. Вторая волна падения котировок пришлась на конец января 1998г, когда цена акций ведущих российских нефтяных компаний пошла вниз в ответ на падение мировых цен на нефть. Однако за 2000 г. акции ряда Российских компаний пошли вверх.

     Несмотря  на сложности в становлении рынка капитала, этот быстрорастущий рынок имеет огромные перспективы. Он будет расширяться по мере нормализации экономического положения и улучшения финансового состояния предприятий. О потенциале роста этого рынка свидетельствует то, что сейчас в России ежедневный оборот торговли корпоративными ценными бумагами составляет 20-30млн. долл., тогда как в США этот показатель примерно в 10 раз выше.

Информация о работе Структура рынка: конкуренция и монополия