Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:15, курсовая работа
Ценообразование является одним из ключевых моментов экономики, так как в ней пересекаются все основные проблемы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов.
Если цена, как денежное выражение стоимости товара проявляет себя в момент совершения операции с продуктом, то процесс ее формирования, т.е. процесс ценообразование осуществляется задолго до этого момента.
Введение
Глава 1 Теоретические обоснования ценообразования
Анализ проблемы ценообразования с позиций различных направлений экономических школ;
Зависимость процесса ценообразования от типа рынка;
Роль государства как экономического субъекта в процессе рыночного ценообразования.
Глава 2 Ценообразование в зарубежных странах
2.1 В развитых странах с рыночной экономикой (на примере США,
Франции, Японии);
В странах с социально-ориентированной рыночной экономикой (на примере Дании, Швеции, Финляндии);
В странах с плановой экономикой (на примере КНР).
Глава 3 Современная практика ценообразования в российской экономике
3.1. Особенности ценообразования в России;
3.2 Современные механизмы, принципы и методы образования цен на товары (услуги);
3.3 Актуальные проблемы ценообразования в России и пути их разрешения
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Факультет экономики и управления
Кафедра экономической теории
Курсовая работа на тему:
Теоретические основы и практика
ценообразования в рыночной экономике
ГОУ ОГУ 11 230700 12 9 ПИ
Руководитель:
__________
«__»_____________2012 г.
Исполнитель:
Студент гр. 11 ПИ (б) Мен
__________
«__»_____________2012 г.
Оренбург 2012
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические обоснования ценообразования
Глава 2 Ценообразование в зарубежных странах
2.1 В развитых странах с рыночной экономикой (на примере США,
Франции, Японии);
Глава 3 Современная практика ценообразования в российской экономике
3.1. Особенности ценообразования в России;
3.2 Современные механизмы, принципы и методы образования цен на товары (услуги);
3.3 Актуальные проблемы ценообразования в России и пути их разрешения.
Заключение
Список литературы
Введение
Ценообразование является одним из ключевых моментов экономики, так как в ней пересекаются все основные проблемы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов.
Если цена, как денежное выражение стоимости товара проявляет себя в момент совершения операции с продуктом, то процесс ее формирования, т.е. процесс ценообразование осуществляется задолго до этого момента.
В ходе процесса
ценообразования приходится
Определение политики цен, умелое использование в практической деятельности требуют знаний основных теоретических и методологических вопросов ценообразования. Этим определяется актуальность данной темы курсовой работы.
Различают две основные
системы ценообразования:
Теория ценообразования
в экономике рыночного типа нашла
отражение в различных
Целью данной курсовой работой является анализ проблемы рыночного ценообразования в различных экономических школах и практики их применения в государствах с разными типами экономик.
Предметом курсовой работы является изучение теории и исследование практики ценообразования.
Задачами курсовой работы являются:
1) проведение анализа проблемы ценообразования различных направлений экономических школ;
2) определение роли государства как экономического субъекта процесса рыночного ценообразования;
3) выявление особенностей
процесса ценообразования в
4) рассмотрение особенностей рыночного ценообразования в российской экономике;
5) анализ практики формирование рыночного ценообразования в РФ, выявление проблем и возможных путей их разрешения.
При написании курсовой работы были использованы такие методы как: анализ и синтез; научной абстракции; логический и исторический методы.
Глава 1 Теоретические обоснование ценообразования
Ценообразование является процессом установления, регулирования цен (тарифов) и контроль за применением законодательством порядка формирования цены всеми хозяйствующими субъектами, предприятиями, индивидуальными предпринимателями. Основными объектами процесса ценообразования являются: во-первых, цена, как денежная оценка стоимости единицы товара и, во-вторых, тариф, как денежная оценка стоимости единицы работы, услуг.
Ценообразование опирается на экономическую теорию, на отдельные функциональные подразделы экономической науки, использует статистические и экономико-математические методы, достижения социологии и других общественных наук.
При анализе проблем ценообразования в экономике рыночного типа нашли отражение ставших классическими работы В. Петти, А, Смита, Д. Риккардо, Дж. Милля. Они заложили не только классическую школу политической экономики, но и определили затратное направление в ценообразовании, в основе которой лежит теория трудовой стоимости. Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цен является К. Маркс. Его учение об абстрактном труде, как объективной субстанции стоимости[1] придает завершающий вид затратного направления в ценообразовании.
Взгляды о том, что труд лежит в основе стоимости (цены) зародились еще в Древней Греции. Уже Аристотель указывал, что «справедливое равенство установлено так, чтобы земледелец относился к башмачнику, как работа башмачника к работе земледельца».[2]
Эти идеи были развиты многими мыслителями, в том числе У.Петти. Однако обмен товаров они связывали непосредственно с его полезностью для потребителя. Значительной шаг вперед в объяснении природы стоимости сделал А. Смит. Он выделил в товаре два свойства «потребительскую стоимость» (полезность, ценность для потребителя) и «меновую стоимость» (стоимость, регулирующая обмен разных товаров).
По У.Петти естественная цена любого товара определялась количеством металлических денег. Он считал, например, естественной ценой хлеба то количеств серебра, на которое затрачено такое же количество труда, что и на производство хлеба.
А.Смит обратил большое внимание на меновые отношения товаров, в основе которых лежало количество труда, затраченных на производство этих товаров. При этом, А.Смит пришел к пониманию, что величина стоимости товара определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а затратами, которые в среднем необходимы при сложившемся состоянии производства. Развивая теорию стоимости, он разграничивает естественную и рыночную цены товара.
Рыночная цена могла быть в конкретный момент времени как выше, так и ниже стоимости товара. Стоимость товара определялась издержками на его производство и выступало минимальной ценой, по которой товар мог продаваться на рынке длительное время.
Колебания рыночной цены вокруг стоимости товара, считал А. Смит, не может быть длительным. Таким образом, А.Смит положил начало исследованию факторов, которые вызывали отклонение от стоимости товара, т.е. исследованию спроса и предложения как ценообразующих факторов.
Высокой заслугой Д. Рикардо в развитии теории стоимости и цен являлось доказательство того, что земля как фактор производства не создает стоимость товаров. Доход от использования земли в виде земельной ренты – это результат труда работников прилагаемых к земле и обусловлен действием закона стоимости. Отсюда следовал важный вывод: единственным источником стоимости товаров выступает труд, затраченный на его производство: Именно труд, считал Д. Рикардо является единственным и конечным основанием цен, а металлические деньги он как и А.Смит считал обычным товаром. Д.Рикардо обозначил проблему общественно -необходимого труда.
Линия теории трудовой стоимости логично завершена К. Марксом. Он выделяет в труде две стороны – конкретный и абстрактный. Последний представляет собой рабочее время, требуемое для изготовления определенного товара при общественно нормальных условиях производства, при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда, т.е. это время, которое требуется для производства основной массы продукции данного вида. Абстрактный труд – это общественный труд вообще, безотносительно к формам его затрат и в отличии от конкретного труда, служит для выражения отношений, возникающих в процессе товарного обмена.
На основе теории трудовой стоимости был сформулирован закон стоимости, согласно которого обмен товарами на рынке происходит по стоимости, определяемой общественно необходимыми затратами труда[3].
Поскольку, всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными и, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми.
Развитие рыночных отношений в условиях конкуренции выявило ряд «узких» мест в теории трудовой стоимости. В частности такие как:
- все затраты признаются необходимыми уже на стадии производства товаров;
- невозможность определения цены товаров (продукции), не являющихся результатами труда;
- не учитывалась реальная ценность товара для потребителя.
Безоговорочное применение на практике, например в СССР и странах социализма, теории трудовой стоимости привела к так называемой модели затратного ценообразования, в которой цены формировались на основе затрат труда без учета многообразия ценообразующих факторов. В конечном счёте это консервировало низкую эффективность производства, тормозило технический прогресс.
Необходимо обратить
внимание на такой парадокс: западные
предприниматели не любят К.
К сожалению, в пореформенной России теория трудовой стоимости была предана забвению, тогда как практики ее успешно учитывают и применяют.
Вторым направлением в теории ценообразования выступает маржинальное. [4] В ее основе лежит теория предельной полезности (или ценности). Представители теории предельной полезности (У. Джевонс, Е.Бем-Баверк, К.Менгер, Ф.Визер, Л. Вальрас, В.Паретто и др.) противопоставляют стоимости как объективному воплощению труда в товарах полезность и субъективную ценность, выражающие отношения человека к вещи.
Противники трудовой теории стоимости утверждают, что теория определения полезности (ценности) товара лучше объясняют механизм рыночного хозяйства.
Австрийская школа предельной полезности (ее основатели К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер) дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Основные положения их теории таковы:
1) Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами блага;
2) Сам покупатель дает
свою субъективную оценку роли.
определенного блага в удовлетв
3) Ценность блага сводилась
к пониманию человеком
В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности.
Ценность благ определяет предельная полезность, то есть субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.
Предельная полезность, а следовательно, и ценность блага, зависит от «запаса» (наличного количества) данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается «запас», то предельная полезность вещи снижается. Когда «запас» уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной цены продукта, которая прямо зависит от его предельной полезности. Рыночная практика подтверждает данную зависимость. Так, например, в условиях относительной недостаточности какого-то продукта (уменьшения его «запаса») цена устанавливается на более высоком уровне, что, по существу, оправдывает покупку «предельного продукта».
Таким образом, основные положения теории предельной полезности отражают экономические связи, которые можно представить в виде цепочки: «потребитель — потребность — полезность блага — его ценность — цена».
Новое слово в теории ценообразования было сказано английским экономистом А.Маршаллом в 90-х годах 19 века, который выдвинул тезис, что человек не может создавать материальные предметы как таковые - он создает полезности. В основе теоретических построений А.Маршалла лежит закон насыщаемых потребностей или закон убывающей предельной полезности, который был положен в основу его концепции ценообразования. Однако положение, что цена товара определяется исключительно его предельной полезностью, уже было сформулировано представителями австрийской школы.
Новизна подхода заключалась в том , что А.Маршалл разработал теорию цены, в которой попытался примирить концепцию ценообразования классической и австрийской школ.
Информация о работе Теоретические основы и практика ценообразования в рыночной экономике