Теоретические основы и практика ценообразования в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание

Ценообразование является одним из ключевых моментов экономики, так как в ней пересекаются все основные проблемы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов.
Если цена, как денежное выражение стоимости товара проявляет себя в момент совершения операции с продуктом, то процесс ее формирования, т.е. процесс ценообразование осуществляется задолго до этого момента.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические обоснования ценообразования
Анализ проблемы ценообразования с позиций различных направлений экономических школ;
Зависимость процесса ценообразования от типа рынка;
Роль государства как экономического субъекта в процессе рыночного ценообразования.
Глава 2 Ценообразование в зарубежных странах
2.1 В развитых странах с рыночной экономикой (на примере США,
Франции, Японии);
В странах с социально-ориентированной рыночной экономикой (на примере Дании, Швеции, Финляндии);
В странах с плановой экономикой (на примере КНР).
Глава 3 Современная практика ценообразования в российской экономике
3.1. Особенности ценообразования в России;
3.2 Современные механизмы, принципы и методы образования цен на товары (услуги);
3.3 Актуальные проблемы ценообразования в России и пути их разрешения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ЭТ(ВСЁ) .doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

 

Несмотря на определенные изменения, произошедшие за последние несколько лет и отказ государства от политики полного невмешательства в процесс формирования цен, главной проблемой по-прежнему является отсутствие единого государственного курса в этой сфере. Как правило, действия властей в области ценообразования носят стихийный и непоследовательный характер.

Несмотря на то, что установление основ ценовой политики находится в государственном ведении, тем не менее на сегодняшний день не существует закона, который мог бы обеспечить проведение в стране единой политики цен и тарифного регулирования.

Предлагавшиеся в разное время законопроекты, такие как  «О государственном регулировании  цен (тарифов)», «Основы  государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок)», «Об основах ценовой политики Российской Федерации», отклонялись депутатами Государственной Думы Российской Федерации еще на стадии первого чтения.

 Механизмы и принципы ценообразования в России разбросаны по множеству законодательных актов. Непосредственное же воздействие государства на цены и тарифы осуществляется преимущественно на ведомственном уровне посредством огромного количества подзаконных актов органов исполнительной власти. Совершенно очевидно, что столь широкое разнообразие  правовых норм существенно замедляет и усложняет процесс государственного воздействия на цены и тарифы. Наглядным примером этого служит скачки цен на услуги ЖКХ.

Другой важнейшей проблемой в области ценообразования является недостаточная обоснованность тарифов естественных монополий. По мнению многих специалистов, сегодняшние методики определения затрат, включаемых в себестоимость продукции естественных монополий, абсолютно не прозрачны. А так как в российском законодательства не существует  понятие «экономически обоснованные затраты», компании позволяют себе закладывать в тарифы расходы на содержание непрофильных активов или необоснованно высокие зарплаты  топ-менеджеров. Известны случаи, когда зарплата руководителя локальной естественной монополии (например, службы водоканала) в разы превышала зарплату руководителя региона.

Повышение тарифов естественных монополий зачастую обосновывается необходимостью инвестиций в развитие отрасли. Однако, система принятия решений о включении инвестиционной  составляющей в структуру тарифа также непрозрачна и проконтролировать распределение инвестиционных средств, как правило, не представляется возможным.

В результате рост тарифов  естественных монополий ежегодно превышает уровень  инфляции в России. Это ставит другие отрасли экономики в заведомо худшее положение, вынуждает отечественных производителей повышать цены на выпускаемую продукцию, негативно сказывается на уровне жизни населения. По мнению многих специалистов, повышение тарифов естественных монополий является ключевым фактором высокой инфляции в стране.

По мнению экспертов, регулирование цен и тарифов  на товары субъектов естественных монополий, которое в настоящее время осуществляется преимущественно на ведомственном уровне, осуществляется без должного учета социально-экономических последствий принимаемых решений. Действующее законодательство  не обеспечивает участников  рынка информацией о динамике цен и тарифов на среднесрочную перспективу. Более того, оно допускает изменение ранее принятых решений о размерах коррекции цен в сторону их увеличения. Рост цен на продукцию естественных монополий стал серьезным инфляционным фактором, поскольку устанавливаемый правительством его размер, как правило, превышает ожидаемый уровень инфляции. Действующий во многих отраслях затратный метод ценообразования не способствует стимулированию субъектов регулирования, в том числе инфраструктурных монополий, к снижению собственных издержек и повышению эффективности их производственной деятельности.

Для решения всех проблем в области ценообразования необходимо выработать единый подход и прозрачные принципы в этой сфере. С этой целью могут быть приняты следующие меры:

1)Разработать и принять базовый федеральный закон, касающийся основных принципов ценовой политики Российской Федерации;

2)Чётко разграничить полномочия между федеральными и региональными органами государственной власти в области государственного регулирования цен;

3)Определить сферы, в которых осуществляется государственное регулирование цен;

 4)Сформулировать общие принципы формирования свободных и регулируемых цен, а также критерии и принципы расчета экономические обоснованных затрат;

 5)Установить права, обязанность и ответственность субъектов ценообразования, а также процедуры разрешений конфликтов;

6) Использовать методы долгосрочного планирования и прогнозирования цен в стране. Государства не может допускать резких скачков цен в тех или иных отраслях экономики;

7) Остановить необоснованный рост тарифов естественных монополий. Процедуры формирования тарифов должны стать прозрачными, понятными бизнесу и населению. Контроль со стороны проверяющих органов власти за деятельностью монополий должен быть усилен;

8) Повысить эффективность контроля за ценовыми сговорами и установлением монопольно высоких или монопольно низких цен. Более широко привлекать общество к отслеживанию этих процессов;

9) Реализовать комплекс мер, направленных на развитие конкуренции, стимулирование сокращения издержек производителей, рост производительности труда и применение современных ресурсосберегающих технологий.

Эти меры позволят обеспечить эффективность процесса ценообразования  в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Формирование системы  ценообразования происходит под воздействием целого комплекса факторов: политических, экономических, социальных и психологических. По сути цены – это «зеркало» государства, в котором отражаются все основные изменения в экономике и обществе в целом.

Так, неконтролируемый рост цен неизбежно ведёт к снижению жизненного уровня населения, разбалансированности хозяйственного механизма, к возникновению социальных конфликтов.

Поэтому, сегодня ценообразование  – ключевой элемент государственной  политики даже в странах с развитой рыночной экономикой. Тем более это актуально для государств, которые перешли от командно-административной (плановой) экономики к рыночной, в том числе и для Российской Федерации.

Чтобы выстроить современную  систему ценообразования надо понять теоретическую базу этого процесса. Анализ экономических школ (классической, австрийской, неоклассической) даёт возможность выделить два направления в ценообразовании: 1)классическую, на основе трудовой теории стоимости и, 2)маржинальное, на основе теорий предельной полезности, спроса и предложения.

В процессе ценообразовании  большую роль играет государство  и его органы, которые через  систему мер воздействуют на рыночную конъюктуру и динамику цен, на развитие конкурентной среды. Для осуществления  политики ценообразования органы государственного управления используют такие рычаги как: налоговую и кредитно-финансовую политику; научно-технические; экономические и социальные государственные и региональные программы; размещение государственных заказов.

Анализ ценообразования  в зарубежных странах выявил разветвленную систему прямых и косвенных мер воздействия. Переход России от командно-административной экономики к рыночной был проведён через «шоковую терапию». Либерализация цен вызвала резкое снижение жизненного уровня, всплеск гиперинфляции.

Подавляющее большинство цен сегодня в России формируется под воздействием спроса и предложения. Вместе с тем, цены на ряд товаров и услуг регулируются государством.

Современная практика ценообразования  выявила ряд существенных недостатков. Так, в настоящее время регулирование цен и тарифов на товары субъектов естественных монополий осуществляется преимущественно на ведомственном уровне, что не обеспечивает защиту потребителей . Участники рынка не располагают информацией о динамике цен и тарифов на среднесрочную перспективу, что затрудняет определение перспектив производства. Всё это требует дальнейшего совершенствования процесса рыночного ценообразования в Российской Федерации. 

 

Список литературы

 

1 Цены и ценообразование:  Учебник для вузов / Под ред.  И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. – 304 с.

2 Аристотель, Никомахова этика. Книга пятая (Е), п8. - цитируется по материалам из Википедии – свободной энциклопедии

3 Губанов С. Закон  стоимости и цена производства /Губанов С – ж-л Экономист, 2007, с.68-76

4 В.Вишневский, Теория стоимости в экономической науке./В. Вишневский – ж-л. «Экономист», № 5, 2007, с.35-45

5 Лукин В.В. Ценообразование – Учебное пособие/Лукин В.В. – М.: Издательство МГУП, 2009, 183 с.

6 Бакалавр экономики: Хрестоматия в 3-х томах. Т. 2. / Под общ. ред. В.И. Видяпина. ― М.: Триада, 1999. - 1050 с.

7 Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Есипова. 4-е изд. СПб.: Издательство «Питер», 2007.― 560с.

8 Кондрашов В. К  вопросу о теоретических обоснованиях  ценообразования/Кондрашов В. – ж-л Экономист, 2000, № 11, с. 86-88

9 Черковец В.Н. К  вопросу о различиях и синтезе трудовой теории стоимости и теории предельной полезности/Черповец В.Н. –ж-л Вестник МГУ, 2006, № 2, с.3-36

10 Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное пособие / Герасименко В.В.― М.: ИНФРА-М, 2008. - 427с.

11 Попов А. Плановые  и рыночные методы: условия сочетания / Попов А. – ж-л Экономист, 2005, № 9, с. 45-55

12 Колодко Г. В. Глобализация, трансформация, кризис - что дальше?/ Колодко Г. В. - издательство: МАГИСТР,2011, - 563 с.

13 Кудров В. К современной оценке экономической теории Маркса-Энгельса-Ленина (десять пунктов для размышления) / Вопросы экономики 2004 г., № 12 с. 118

14 Колесников Ю.А. Основы государственной политики в сфере регулирования страховой деятельности в Российской федерации /Ю.Колесников - Финансы и право – 2007, № 1 – с. 39-42

15 Амосов А.И. Ценообразование и социально-экономическая политика в России / А.И Амосов - Экономика и математические методы.―2005. ―№7―С.111-118.

16 Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия./ Чубаков Г.Н.  - ж-л Вопросы экономики, № 8, 1997.с.45.

17 Донскова С.В., Елагина А.С. Механизм ценообразования – основа расчета цен на продукцию пищевых производств./ Донскова С.В., Елагина А.С. – ж-л Пищевая промышленность, 2001,№2 -с.10-11

 


Информация о работе Теоретические основы и практика ценообразования в рыночной экономике