Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:15, курсовая работа
Ценообразование является одним из ключевых моментов экономики, так как в ней пересекаются все основные проблемы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов.
Если цена, как денежное выражение стоимости товара проявляет себя в момент совершения операции с продуктом, то процесс ее формирования, т.е. процесс ценообразование осуществляется задолго до этого момента.
Введение
Глава 1 Теоретические обоснования ценообразования
Анализ проблемы ценообразования с позиций различных направлений экономических школ;
Зависимость процесса ценообразования от типа рынка;
Роль государства как экономического субъекта в процессе рыночного ценообразования.
Глава 2 Ценообразование в зарубежных странах
2.1 В развитых странах с рыночной экономикой (на примере США,
Франции, Японии);
В странах с социально-ориентированной рыночной экономикой (на примере Дании, Швеции, Финляндии);
В странах с плановой экономикой (на примере КНР).
Глава 3 Современная практика ценообразования в российской экономике
3.1. Особенности ценообразования в России;
3.2 Современные механизмы, принципы и методы образования цен на товары (услуги);
3.3 Актуальные проблемы ценообразования в России и пути их разрешения
Заключение
Список литературы
Особенности ценообразования на китайскую продукцию весьма специфичны. Цена товара, например, зависит от того, с кем ведутся переговоры, напрямую с фирмой – изготовителем, или торговой компанией – посредником. Как правило, с торговыми компаниями переговоры вести намного проще, чем непосредственно с заводами, но и цена товара возрастает на 20 – 40 %. Поставщики заинтересованы в прибыли и охотно идут на переговоры. Часто цены завышаются при переговорах на выставках. Расчет ведется на то, что человек приехал издалека и на короткое время, не успел хорошо ознакомиться с ценообразованием на конкретный товар. Поэтому переговоры лучше всего вести непосредственно с заводами – изготовителями, но иногда этот процесс затягивается. Китайские фабрики могут не всегда сразу ответить на звонки или факсы, менеджеры зададут ряд вопросов и в результате могут так и не выслать прайс-лист. В итоге переписка может длиться месяц и более и не принести результатов.
В настоящее время практически по 90% различным видам товаров в Китае, процесс ценообразования формируется под влиянием спроса и предложения на рынке.
Глава 3 Современная практика ценообразования в российской экономике
3.1 Особенности ценообразования в России
В истории России система ценообразования не раз претерпевала качественные изменения. Так, до 1 января 1992 года в стране действовала централизованная, плановая система ценообразования. Государственный комитет при Совете Министров СССР формировал прейскуранты оптовых и розничных цен практически на все виды продукции, которые выпускались в стране. И только 5% цен на отдельные категории продуктов питания, товары легкой промышленности формировались местными органами власти. Цены менялись в течении длительных периодов времени, однако не выполняло роль регулятора производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
В 1991 году экономический кризис, который привел к трехкратному разрыву между объемом денежной массы и товарным предложением, а вместе с ним к дефициту продовольствия, заставил государство пойти на либерализацию цен. 3 декабря 1991 года Президент России подписал указ «О мерах по либерализации цен», в соответствии с которым со 2 января 1992 года страна переходила «в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги». Указ предусматривал проведение трех групп мероприятий:
1) освобождение 90% розничных и 80% оптовых цен от государственного регулирования;
2) установление на ряд социально-значимых потребительских товаров и услуг государственных регулируемых цен и тарифов (хлеб, молоко, общественный транспорт);
3) установление регулируемых
цен на продукцию предприятий-
Принятие этих мер позволило решить проблемы с товарным дефицитом в стране.
В период 1992-1998 г.г. потребительские цены в России выросли более чем в 4 тысячу раз. При этом номинальные доходы населения увеличились всего в тысячу раз. Следствием этого стало катастрофическое падение уровня жизни населения, справиться с которым государство не может по сей день.
Переход от затратного подхода к ценообразованию в РФ (СССР) к маржинальному, имел свои необратимые последствия.[13] «Свободное» ценообразование привело к резкому росту прибыли в торгово-посреднической сфере и ее снижению в производственных секторах, в первую очередь, в сельском хозяйстве. В конечном итоге, это негативно сказалось на продовольственной безопасности страны.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики. На основании этого положения президент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.
Политика цен – это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением. Она осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне – это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономического развития и входящий в его состав Департамент цен.
Будучи центральным
органом федеральной исполнител
На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики – управления или комитеты по ценовой политике, при правительстве г. Москвы – управление ценовой и налоговой политики.
Органы ценообразования субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.
Основными направлениями государственной ценовой политики в России являются:
Во-первых, последовательное проведение либерализации цен и тарифов. Причем либерализация цен должна быть увязана с развитием конкуренции на товарных рынках России. Последнее является условием повышения эффективности рыночной экономики;
Во-вторых, осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов естественных монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, нужно государственное регулирование.
Политика регулирования цен в сфере естественных монополий является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста – повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.
В настоящее время
предпринята попытка
На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий государственное регулирование цен и тарифов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.
Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т. д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.
Государственное регулирование цен имеет своей главной целью защиту экономики, а также населения от стихийных проявлений экономических законов рыночной экономики. Как бы не утверждалось о преимуществах свободного ценообразования, однако вся история развития рыночной экономики в промышленно развитых странах свидетельствует о том, что без вмешательства государства в управление экономикой и ценами невозможно добиться нормального сбалансированного развития народного хозяйства. Об этом свидетельствует и современная практика ценообразования в странах с развитой рыночной экономикой. Примером таких стран являются США, Япония, Франция, Финляндия и ряд других.
Что касается России, то
можно с достаточной
Государственное регулирование цен — это метод управления ценами. Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структур и движения цен, установления определенных правил ценообразования.
Прямое вмешательство
государства целесообразно
Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в качестве производимой продукции и удовлетворение спроса на неё.
Можно выделить следующие
формы вмешательства
1. Общее замораживание
цен (оно применяется при
2. Установление фиксированных цен и тарифов. Они формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решение о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.
3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена на может подниматься. Такое регулирующие мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен, в конечном счете, ведет к сокращению производства. В настоящее время правительство РФ предлагает установить верхний лимит цены на продукцию естественных монополий. Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от «ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.
4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при её расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение.
5. Для биржевой торговли и вне биржевого
оборота может быть введен предельный
уровень котировальных цен на товары,
поступившие из государственного сектора
и прогрессивное налогообложение прибыли
продавцов этих товаров по рыночным ценам,
превышающим предельные уровни цен.
Косвенное вмешательство в ценообразование заключается в обеспечении применения совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного положения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию. Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую им продукцию или услуги. Органы исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции при участии органов государственного управления, а также принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен. К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:
Информация о работе Теоретические основы и практика ценообразования в рыночной экономике