Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:15, курсовая работа
Ценообразование является одним из ключевых моментов экономики, так как в ней пересекаются все основные проблемы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов.
Если цена, как денежное выражение стоимости товара проявляет себя в момент совершения операции с продуктом, то процесс ее формирования, т.е. процесс ценообразование осуществляется задолго до этого момента.
Введение
Глава 1 Теоретические обоснования ценообразования
Анализ проблемы ценообразования с позиций различных направлений экономических школ;
Зависимость процесса ценообразования от типа рынка;
Роль государства как экономического субъекта в процессе рыночного ценообразования.
Глава 2 Ценообразование в зарубежных странах
2.1 В развитых странах с рыночной экономикой (на примере США,
Франции, Японии);
В странах с социально-ориентированной рыночной экономикой (на примере Дании, Швеции, Финляндии);
В странах с плановой экономикой (на примере КНР).
Глава 3 Современная практика ценообразования в российской экономике
3.1. Особенности ценообразования в России;
3.2 Современные механизмы, принципы и методы образования цен на товары (услуги);
3.3 Актуальные проблемы ценообразования в России и пути их разрешения
Заключение
Список литературы
Применение тех или иных форм контроля над ценами и их ограничение зависят от экономической ситуации и динамики цен. Весьма существенным является ограничение доли заработной платы, которую компании имеют право переносить на цены. Так, в 1985 г. эта доля варьировалась от 40 до 65%. Естественно, что введение такого ограничения по существу влияет на возможности увеличения заработной платы.
Финляндия
В 80-е годы «скандинавской Японией» стали называть Финляндию, достигшую высокого уровня экономического развития и занявшую одно из ведущих мест в мире по уровню жизни населения. И хотя экономика Финляндии опирается в основном на частную собственность и свободное предпринимательство, государство играет роль важного регулятора экономического развития страны и, в частности, политики установления цен.
В политике ценообразования
в Финляндии государству
Другой пример – цены
на гостиничные услуги. В первый
день они дороже, чем в остальные,
на 50–60%. Сообразно длительности проживания
в гостинице цены на услуги, например,
прачечной или химчистки
Практически все национальные программы по важнейшим отраслям экономики Финляндии базируются на планово-расчетном ценообразовании, т.е. рыночное ценообразование эффективно регулирует лишь текущие потребности общества. Чтобы решать глобальные задачи перспективного развития экономики, технического прогресса, требуется гибко реагирующая на конъюнктуру рынка и эффективно воздействующая на производство и потребление система цен, позволяющая стимулировать и контролировать развитие прогрессивной структуры промышленности. А в этом без долгосрочного планирования, прогнозирования и государственного регулирования не обойтись
2.3 В странах с плановой экономикой.
Отправной точкой обоснования необходимости внесения изменений в процессе ценообразования стало наличие серьёзной деформации системы в условиях социализма. Цены в социалистической экономике перестали отражать реальный уровень затрат и реальное соотношение спроса и предложения.
Одним из путей перехода к рынку стала либерализация цен, которая позволила увеличить долю сделок по рыночным ценам в совокупном товарообороте. Итогом проведения либерализации цен в первой половине 90-х годов прошлого века в странах Восточной Европы и СНГ стал резкий рост цен. Однако, если реформа цен, например в Польше, России привела к гиперинфляции и спаду производства, то в Китае этого не произошло.
Возникает вопрос: «Почему либерализация цен в КНР в отличии от стран Восточной Европы и России не только не вызвала социального напряжения в обществе, а наоборот – привела к росту операций с товарами по рыночным ценам?» Ответ на этот непростой вопрос следует искать в формах и методах преобразования ценообразования.
В начале 1978 года руководство
КНР рассматривало отпуск некоторых
сельскохозяйственных цен и повышения
их уровня в качестве временной меры
для ускорения
Одной из основных особенностей ценообразования в Китае стала её последовательное, поэтапное развитие. Одновременно, государство в течение длительного времени сохраняло значительную долю плановой экономики и оказывало административное воздействие на негосударственный сектор экономики.
В настоящее время перед Китаем, как и перед Россией, стоят проблемы реформирования механизма ценообразования отраслей естественных монополий, разработки ценового механизма поддержки отечественных производителей, устранение внутренних ценовых региональных барьеров. Вступление КНР в декабре 2001 года во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) оказало незначительное воздействие мировых цен на состояние внутренних цен.
Осуществляющиеся в
Китае изменения в
Первый этап (1978-1991гг)- поэтапная либерализация цен на потребительские товары и создание «двухслойной» системы цен на средства производства, когда на большую часть средств производства сохранялись фиксированные цены, а оставшаяся часть начала реализовываться по рыночным ценам.
Второй этап (первая половина 90-х годов XX века) – либерализация цен на средства производства и создание действенного рыночного механизма воздействия на рост цен при борьбе с инфляцией.
Третий этап (вторая половина 90-х годов) – реформа цен на факторы производства при совершенствовании системы макроэкономического контроля и подавления инфляции.
К началу XXI века в Китае сформировалась довольно эффективная структура механизма ценообразования, сочетающая три вида цен: 1) фиксированные цены, устанавливаемые государством; 2) плавающие цены, регулируемые государством в определенных пределах; 3) рыночные цены, когда цены на основную массу товаров начинают регулироваться под влиянием рынка.
Либерализация цен на факторы производства и начало постепенного перехода к распределению материальных ресурсов при помощи рынка довольно неожиданно привели не к увеличению темпов роста цен, а наоборот, к их падению. Среди причин этого явления можно отметить следующие: сокращение внутреннего спроса, вызванного определенной диспропорцией между спросом и предложением; начало перестройки структуры сельского хозяйства; удовлетворение сложившихся потребностей населения в городах.
Несовпадение по времени
либерализации цен и
Особенностью хода реформ ценообразования в Китае является довольно частая смена периодов либерализации цен и периодов «урегулирования», когда после широкомасштабного «освобождения» цен наблюдалось возвращение к прежнему уровню контроля за ними. В периоды урегулирования обычно проводились мероприятия не только по контролю за ценами, но и выравнивалась их структура, осуществлялось строительство рыночных институтов и совершенствование правовой базы, потребность в которых выявлялась в ходе предшествующего этапа либерализации цен.
Период урегулирования обычно сменялся следующим периодом либерализации, который по своим масштабам превышал предыдущий и базировался на подготовленных в период урегулирования рыночных институциональных основах. Поэтому реформа цен в КНР занимает столь продолжительный период времени и, по заявлениям китайского руководства, не только не закончена, а вступает в ответственный период.
Реформа ценообразования в отраслях естественных монополий, устранение внутренних региональных барьеров и выравнивание цен в рамках всей экономики составляют содержание текущего момента преобразований в области цен. Кардинальное изменение структуры цен в отраслях естественных монополий должно явиться важной предпосылкой углубления реформы государственных предприятий, а устранение региональных барьеров - способствовать к образованию единого товарного рынка в стране.
Относительная замкнутость
внутреннего рынка Китая
Сравнивая реформы в области ценообразования в России и Китае, можно констатировать, что в Китае, еще до начала преобразований признавали сосуществование и переплетение элементов новой и старой хозяйственной системы. При этом руководство делало акцент на необходимости активной роли государства, ставили под сомнение целесообразность быстрой приватизации, делая упор на коммерциализации государственного сектора при одновременном становлении рыночных институтов. В области ценообразования предполагалось, что умеренная инфляция в условиях становления новых ценовых пропорций должна выполнить роль некоего социального амортизатора при неизбежном перераспределении ресурсов в пользу наиболее перспективных секторов хозяйства.
Основное отличие реформы ценообразования Китая состоит в том, что либерализация цен, хотя и сопровождалась усилением инфляции в течение ряда лет, но не привела к падению производства, наоборот. Китайское руководство и ученые рассматривают «освобождение» цен как один из важных факторов ускорения экономического роста, особенно в таких отраслях, как сельское хозяйство и местная промышленность.
Быстрое развитие китайской экономики дало основание многим экономистам охарактеризовать экономические преобразования в Китае как успешный вариант реформ, проводимых в рамках социалистической системы хозяйствования.
Китайская модель экономических реформ имеет две принципиальные особенности. Во-первых, ее задачей является формирование классической двухсекторной экономики, включающей государственный (как правило, неэффективный, но «стратегически важный») и рыночный секторы. Во-вторых, необходимым условием выступает сохранение жесткого политического контроля со стороны правящей партии и тем самым сохранение в полном объеме тоталитарного государства коммунистического или националистического типа.
Преобразования такого рода отличаются поэтапной, как правило, начинающейся с сельского хозяйства и сектора услуг коммерциализацией народного хозяйства, четким разграничением частнорыночного и государственного секторов, стремлением властей использовать элементы мобилизационного потенциала, что в принципе характерно для авторитарной системы. Нежелание властей дополнять экономическую либерализацию политической делает для этой системы особенно актуальной и болезненной проблему «социалистического цикла».
Сегодня Китай существенно отошел от традиционного процесса ценообразования социалистической системы, но реформы ограничиваются только сферой экономики и не затрагивают сфер собственности и политики. По мнению экономиста Г.В.Колодко, лозунг «социальная справедливость плюс рыночная экономика», под которым осуществлялось реформирование экономики Китая, применим не только к социалистическим и постсоциалистическим странам, но и ко многим странам развитого рынка.[12]
Для разграничения
реформ, проводимых в Китае и
странах постсоветского и
Согласно этому разграничению преобразования в Китае можно отнести к реформам, а изменения в экономиках России и стран Восточной Европы - к экономическому переходу. Поэтому невозможно сравнивать процессы, происходящие в странах Восточной Европы и России с процессами в Китае. Только тогда, когда станет очевидным, что китайские реформы успешно трансформируются в экономический переход, то только тогда можно будет ответить на вопрос успешнее ли путь Китая по сравнению с социалистическими странами Европы и России.
Что касается оценок китайских реформ, в целом, и реформы системы цен, в частности, со стороны специалистов в области экономики Китая, то в качестве главных факторов успеха указывались как более благоприятные по сравнению с Восточной Европой исходные условия, такие как смягчение монополии государства и спонтанное развитие на этой основе конкуренции рыночного типа. Однако преобладающей стала точка зрения, что таким фактором явился градуализм «реформы по нарастающей», то есть постепенность реформенного процесса в Китае, особенно контрастно проявившаяся в сопоставлении с использованной в Восточной Европе и на постсоветском пространстве «шоковой терапией»
Информация о работе Теоретические основы и практика ценообразования в рыночной экономике