Теоретические основы и практика ценообразования в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание

Ценообразование является одним из ключевых моментов экономики, так как в ней пересекаются все основные проблемы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов.
Если цена, как денежное выражение стоимости товара проявляет себя в момент совершения операции с продуктом, то процесс ее формирования, т.е. процесс ценообразование осуществляется задолго до этого момента.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические обоснования ценообразования
Анализ проблемы ценообразования с позиций различных направлений экономических школ;
Зависимость процесса ценообразования от типа рынка;
Роль государства как экономического субъекта в процессе рыночного ценообразования.
Глава 2 Ценообразование в зарубежных странах
2.1 В развитых странах с рыночной экономикой (на примере США,
Франции, Японии);
В странах с социально-ориентированной рыночной экономикой (на примере Дании, Швеции, Финляндии);
В странах с плановой экономикой (на примере КНР).
Глава 3 Современная практика ценообразования в российской экономике
3.1. Особенности ценообразования в России;
3.2 Современные механизмы, принципы и методы образования цен на товары (услуги);
3.3 Актуальные проблемы ценообразования в России и пути их разрешения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ЭТ(ВСЁ) .doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

Применение тех или  иных форм контроля над ценами и их ограничение зависят от экономической ситуации и динамики цен. Весьма существенным является ограничение доли заработной платы, которую компании имеют право переносить на цены. Так, в 1985 г. эта доля варьировалась от 40 до 65%. Естественно, что введение такого ограничения по существу влияет на возможности увеличения заработной платы.

 

Финляндия

 

В 80-е годы «скандинавской Японией» стали называть Финляндию, достигшую высокого уровня экономического развития и занявшую одно из ведущих мест в мире по уровню жизни населения. И хотя экономика Финляндии опирается в основном на частную собственность и свободное предпринимательство, государство играет роль важного регулятора экономического развития страны и, в частности, политики установления цен.

В политике ценообразования  в Финляндии государству принадлежат  важные функции. Через министерство торговли осуществляется планирование и контроль цен на продукты питания, зерно, энергоносители (особенно бензин), продукцию винно-водочной промышленности. Существенную роль играет государственный сектор в кредитовании предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров и услуг по ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы, организующие продажу товаров по низким ценам, получают от государства кредит на значительные сроки и под щадящий процент. В целом же система ценообразования в Финляндии отличается гибкостью и стимулированием потребления, особенно в области розничных цен и услуг. Например, в кафе-ресторане цена целой порции дороже половины не в два раза, а всего на 25–30%. Таким образом, создается заинтересованность в потреблении.

Другой пример – цены на гостиничные услуги. В первый день они дороже, чем в остальные, на 50–60%. Сообразно длительности проживания в гостинице цены на услуги, например, прачечной или химчистки снижаются  в геометрической прогрессии. Значительно  дифференцированы цены и в магазинах по категориям покупателей: почти в 2 раза снижаются цены на товары, приобретаемые членами акционерного общества – учредителя магазина. Как правило, перед Новым годом в соответствии с высоким спросом на товары (подарки) возрастают и цены, а сразу после Рождества эти товары реализуются со скидкой до 70%. Объясняется это необходимостью быстрейшей распродажи праздничных товаров, так как за аренду складских помещений приходится платить значительные суммы. Социально ориентированная рыночная экономика в Финляндии через цены и налоговое регулирование обеспечивает проведение целого ряда мероприятий, направленных на повышение жизненного уровня населения. Взять, к примеру, торговлю овощами, фруктами и цитрусовыми. Государство поощряет торговлю витаминизированными продуктами, не облагая налогом их ввоз в страну, а в ряде северных районов Финляндии имеются даже льготы по их реализации.

Практически все национальные программы по важнейшим отраслям экономики Финляндии базируются на планово-расчетном ценообразовании, т.е. рыночное ценообразование эффективно регулирует лишь текущие потребности общества. Чтобы решать глобальные задачи перспективного развития экономики, технического прогресса, требуется гибко реагирующая на конъюнктуру рынка и эффективно воздействующая на производство и потребление система цен, позволяющая стимулировать и контролировать развитие прогрессивной структуры промышленности. А в этом без долгосрочного планирования, прогнозирования и государственного регулирования не обойтись

 

2.3 В странах с плановой экономикой.

 

Отправной точкой обоснования  необходимости внесения изменений  в процессе ценообразования стало  наличие серьёзной деформации системы  в условиях социализма. Цены в социалистической экономике перестали отражать реальный уровень затрат и реальное соотношение спроса и предложения.

Одним из путей перехода к рынку стала либерализация  цен, которая позволила увеличить  долю сделок по рыночным ценам в  совокупном товарообороте. Итогом проведения либерализации цен в первой половине  90-х годов прошлого века в странах Восточной Европы и СНГ стал резкий рост цен. Однако, если реформа цен, например в Польше, России привела к гиперинфляции и спаду производства, то в Китае этого не произошло.

Возникает вопрос: «Почему  либерализация цен в КНР в отличии от стран Восточной Европы и России не только не вызвала социального напряжения в обществе, а наоборот – привела к росту операций с товарами по рыночным ценам?» Ответ на этот непростой вопрос следует искать в формах и методах преобразования ценообразования.

В начале 1978 года руководство  КНР рассматривало отпуск некоторых  сельскохозяйственных цен и повышения  их уровня в качестве временной меры для ускорения сельхозпроизводства  и устранения нехватки продовольствия в стране. Однако, уже в 1984 году началась крупномасштабная либерализация цен, что привело к расширению концепции реформы системы ценообразования. Либерализация цен начала затрагивать средства производства, отрасли естественной монополии.

Одной из основных особенностей ценообразования в Китае стала её последовательное, поэтапное развитие. Одновременно, государство в течение длительного времени сохраняло значительную долю плановой экономики и оказывало административное воздействие на негосударственный сектор экономики.

В настоящее время перед Китаем, как и перед Россией, стоят проблемы реформирования механизма ценообразования отраслей естественных монополий, разработки ценового механизма поддержки отечественных производителей, устранение внутренних ценовых региональных барьеров. Вступление КНР в декабре 2001 года во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) оказало незначительное воздействие мировых цен на состояние внутренних цен.

Осуществляющиеся в  Китае изменения в ценообразовании  можно разбить на три этапа.

Первый этап (1978-1991гг)- поэтапная либерализация цен на потребительские товары и создание «двухслойной» системы цен на средства производства, когда на большую часть средств производства сохранялись фиксированные цены, а оставшаяся часть начала реализовываться по рыночным ценам.

Второй этап (первая половина 90-х годов XX века) – либерализация цен на средства производства и создание действенного рыночного механизма воздействия на рост цен при борьбе с инфляцией.

Третий этап (вторая половина 90-х годов) – реформа цен на факторы производства при совершенствовании системы макроэкономического контроля и подавления инфляции.

К началу XXI века в Китае сформировалась довольно эффективная структура механизма ценообразования, сочетающая три вида цен: 1) фиксированные цены, устанавливаемые государством; 2) плавающие цены, регулируемые государством в определенных пределах; 3) рыночные цены, когда цены на основную массу товаров начинают регулироваться под влиянием рынка.

 Либерализация цен  на факторы производства и  начало постепенного перехода  к распределению материальных ресурсов при помощи рынка довольно неожиданно привели не к увеличению темпов роста цен, а наоборот, к их падению. Среди причин этого явления можно отметить следующие: сокращение внутреннего спроса, вызванного определенной диспропорцией между спросом и предложением; начало перестройки структуры сельского хозяйства; удовлетворение сложившихся потребностей населения в городах.

Несовпадение по времени  либерализации цен и приватизации государственной собственности  в ходе экономической реформы Китая можно также рассматривать в качестве одной из основных причин отсутствия в КНР периодов спада производства и удержания темпов инфляции в пределах 20%. Данной тенденции способствовали последовательность китайского руководства в проведении рыночных преобразований, а также сохранение многих административных рычагов регулирования цен до построения и апробирования на практике рыночных институтов и разработки соответствующих законодательных актов.

Особенностью хода реформ ценообразования в Китае является довольно частая смена периодов либерализации цен и периодов «урегулирования», когда после широкомасштабного «освобождения» цен наблюдалось возвращение к прежнему уровню контроля за ними. В периоды урегулирования обычно проводились мероприятия не только по контролю за ценами, но и выравнивалась их структура, осуществлялось строительство рыночных институтов и совершенствование правовой базы, потребность в которых выявлялась в ходе предшествующего этапа либерализации цен.

 Период урегулирования  обычно сменялся следующим периодом либерализации, который по своим масштабам превышал предыдущий и базировался на подготовленных в период урегулирования рыночных институциональных основах. Поэтому реформа цен в КНР занимает столь продолжительный период времени и, по заявлениям китайского руководства, не только не закончена, а вступает в ответственный период.

Реформа ценообразования  в отраслях естественных монополий, устранение внутренних региональных барьеров и выравнивание цен в рамках всей экономики составляют содержание текущего момента преобразований в области цен. Кардинальное изменение структуры цен в отраслях естественных монополий должно явиться важной предпосылкой углубления реформы государственных предприятий, а устранение региональных барьеров - способствовать к образованию единого товарного рынка в стране.

Относительная замкнутость  внутреннего рынка Китая защищает его внутренние цены от воздействия  резких колебаний мировых цен  под влиянием изменения международной  конъюнктуры. Китайское руководство  тем самым активно использует возможность переходного периода после вступления в ВТО, создает институциональные основы для защиты отечественных потребителей и поддержания стабильного уровня цен.

Сравнивая реформы в области ценообразования в России и Китае, можно констатировать, что в Китае, еще до начала преобразований признавали сосуществование и переплетение элементов новой и старой хозяйственной системы. При этом руководство делало акцент на необходимости активной роли государства, ставили под сомнение целесообразность быстрой приватизации, делая упор на коммерциализации государственного сектора при одновременном становлении рыночных институтов. В области ценообразования предполагалось, что умеренная инфляция в условиях становления новых ценовых пропорций должна выполнить роль некоего социального амортизатора при неизбежном перераспределении ресурсов в пользу наиболее перспективных секторов хозяйства.

Основное отличие реформы ценообразования Китая состоит в том, что либерализация цен, хотя и сопровождалась усилением инфляции в течение ряда лет, но не привела к падению производства, наоборот. Китайское руководство и ученые рассматривают «освобождение» цен как один из важных факторов ускорения экономического роста, особенно в таких отраслях, как сельское хозяйство и местная промышленность.

Быстрое развитие китайской  экономики дало основание многим экономистам охарактеризовать экономические  преобразования в Китае как успешный вариант реформ, проводимых в рамках социалистической системы хозяйствования.

Китайская модель экономических реформ имеет две принципиальные особенности. Во-первых, ее задачей является формирование классической двухсекторной экономики, включающей государственный (как правило, неэффективный, но «стратегически важный») и рыночный секторы. Во-вторых, необходимым условием выступает сохранение жесткого политического контроля со стороны правящей партии и тем самым сохранение в полном объеме тоталитарного государства коммунистического или националистического типа.

Преобразования такого рода отличаются поэтапной, как правило, начинающейся с сельского хозяйства и сектора услуг коммерциализацией народного хозяйства, четким разграничением частнорыночного и государственного секторов, стремлением властей использовать элементы мобилизационного потенциала, что в принципе характерно для авторитарной системы. Нежелание властей дополнять экономическую либерализацию политической делает для этой системы особенно актуальной и болезненной проблему «социалистического цикла».

Сегодня Китай существенно отошел от традиционного процесса ценообразования социалистической системы, но реформы ограничиваются только сферой экономики и не затрагивают сфер собственности и политики. По мнению экономиста Г.В.Колодко, лозунг «социальная справедливость плюс рыночная экономика», под которым осуществлялось реформирование экономики Китая, применим не только к социалистическим и постсоциалистическим странам, но и ко многим странам развитого рынка.[12]

 Для разграничения  реформ, проводимых в Китае и  странах постсоветского и постсоциалистического пространства, Г.В.Колодко проводит разграничение между понятиями - «реформа» и «экономический переход». Различие между этими понятиями состоит в том, что «реформа» подразумевает упорядочение и совершенствование в рамках существующей системы, а «экономический переход» экономики - это уничтожение прежней системы и построение новых экономических отношений.

Согласно этому разграничению преобразования в Китае можно отнести к реформам, а изменения в экономиках России и стран Восточной Европы - к экономическому переходу. Поэтому невозможно сравнивать процессы, происходящие в странах Восточной Европы и России с процессами в Китае. Только тогда, когда станет очевидным, что китайские реформы успешно трансформируются в экономический переход, то только тогда можно будет ответить на вопрос успешнее ли путь Китая по сравнению с социалистическими странами Европы и России.

Что касается оценок китайских  реформ, в целом, и реформы системы цен, в частности, со стороны специалистов в области экономики Китая, то в качестве главных факторов успеха указывались как более благоприятные по сравнению с Восточной Европой исходные условия, такие как смягчение монополии государства и спонтанное развитие на этой основе конкуренции рыночного типа. Однако преобладающей стала точка зрения, что таким фактором явился градуализм «реформы по нарастающей», то есть постепенность реформенного процесса в Китае, особенно контрастно проявившаяся в сопоставлении с использованной в Восточной Европе и на постсоветском пространстве «шоковой терапией»

Информация о работе Теоретические основы и практика ценообразования в рыночной экономике